Коммунальные проблемы – одни из самых наболевших вопросов жителей края, с которыми чаще всего обращаются на приемах к депутату Законодательного собрания Приморского края Николаю Селюку. Как влиять на состояние общедомового имущества, контролировать работу управляющих компаний и снизить платежи за коммунальные услуги, парламентарий рассказал ИА PrimaMedia.
"Вопросами коммуналки я занимаюсь достаточно давно: начинал еще в совете Молодежного правительства Приморского края, затем вошел в состав общественного экспертного совета по качеству услуг ЖКХ в Приморском крае. Поэтому имею достаточный опыт, чтобы консультировать жителей края по этим вопросам. Важно, чтобы все понимали, что общедомовое имущество – зона ответственности собственников, и она возложена Жилищным кодексом РФ. Поэтому жильцы обязаны избрать способ управления МКД и участвовать в его жизни. Но большинство жильцов по-прежнему предпочитают отсидеться в стороне от проблем, игнорируют свои обязанностями в качестве собственников жилья и, что особенно грустно, законными правами. Хотя имеют реальный шанс изменить ситуацию, к примеру, снизить платежи за коммуналку", — говорит Николай Селюк.
Личный опыт
Как рассказал парламентарий, в своем доме он помог инициировать установку общедомового прибора учета потребления тепловой энергии, который дает реальную экономию при оплате самой дорогостоящей коммунальной услуги. Дом сам себе занял денег на первый взнос, навстречу пошла и управляющая компания, обслуживающая МКД. Суммы за теплоснабжение существенно снизились. И это стало возможным благодаря тому, что в доме есть инициативная группа, состоящая из неравнодушных людей.
"И так могут поступить все собственники – каждый в своем доме, потому что это не что-то запредельное. Это все реально для каждого. Каждому жильцу важно знать и понимать свои права, чтобы их отстаивать. Чтобы вникнуть, что можно улучшить, нужно выяснить, проводился ли в доме капитальный ремонт, оформлена ли земля под домом, отчитывается ли управляющая компания перед жителями, насколько чисто в подъездах и как благоустроена придомовая территория, есть ли в доме общие счетчики, есть ли на доме реклама, средства за которую можно направить на дополнительное благоустройство и т. д. Тогда проще выступать с инициативами и пытаться изменить ситуацию", — рассказал депутат ЗС ПК.
Спасение утопающих…
У жителей во время приемов всегда масса претензий к работе управляющих компаний. Но, по словам парламентария, жители и сами в силах бороться с нерадивыми УК различными способами, включая отзыв лицензий. У собственников есть право сменить управляющую компанию, если общее собрание жильцов многоквартирного дома решит, что она не справляется со взятыми обязательствами. В случае, когда УК злостно игнорирует претензии жильцов, можно обратиться в Государственную жилищную инспекцию (ГЖИ). Специалисты проведут проверку, выдадут предписание, привлекут к административной ответственности. Однако, обращаясь в ГЖИ, необходимо предоставить документы, подтверждающие факт, что жильцы пытались решить возникшую проблему непосредственно с УК. Поэтому важна активность жильцов, их участие в жизни собственного дома.
"Так или иначе все сводится в активности жильцов, поэтому только от них зависит, как обслуживается дом, часто ли вывозится мусор, делается ли ремонт. Я готов включаться и помогать навести порядок, но, как говорится, "спасение утопающих – дело рук самих утопающих", — добавил Николай Селюк.