«Амурский задел», «Сахалинский прорыв»…
а что Приморье?
Как тактика «малых дел» может менять инвестиционный климат регионов ДФО

По итогам 2017 года ряд регионов ДФО совершили яркий рывок в рейтинге инвестиционной привлекательности регионов, который ежегодно готовит Агентство стратегический инициатив (АСИ). Сахалинская область стала лидером роста по России – улучшение сразу на 42 позиции (37 место в рейтинге). Последовательно поднимается и Амурская область – 35 место, рост за прошедший год – 12 пунктов. Приморский край остается аутсайдером – 76 позиция в рейтинге АСИ. Что интересно, все эти регионы ДФО объединяет одно: в разное время высшим должностным лицом исполнительной власти в них был (а в случае с Приморьем – является сегодня) Олег Кожемяко.
Очевидно, что инвестиционный климат в регионе невозможно улучшить в одночасье, рост в рейтинге инвестпривлекательности – результат предшествующей работы местных властей, в основе которой – тактика «малых дел». Подробнее об этом – в материале ИА PrimaMedia.
Зачем нужен рейтинг АСИ
Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата оценивает усилия региональных властей по созданию благоприятных условий ведения бизнеса и выявляет лучшие практики. Результаты рейтинга АСИ стимулируют конкуренцию в борьбе за инвестиции между регионами страны: в ситуации, когда денежных ресурсов в стране не так много, как хотелось бы, инвесторы придирчиво выбирают лучшие условия.
Пилотная апробация нацрейтинга прошла в 2014 году в 21 субъекте Российской Федерации, а первое полномасштабное исследование - в 2015 году. В 2018 году рост в рейтинге продемонстрировали 78 регионов.
Рейтинг отражает взгляд бизнеса и готовится под руководством ведущих деловых ассоциаций страны: «Деловой России», РСПП, «Опоры России», Торгово-промышленной палаты. Конечный результат формируется по данным телефонного опроса предпринимателей региона. Представители бизнеса оценивают 44 показателя, которые группируются в 17 факторов по четырем основным направлениям: регуляторная среда, институты для бизнеса, инфраструктура и ресурсы, поддержка малого предпринимательства.

В исследовании видна не только итоговая позиция региона, но и понятно, из чего она конструируется. К примеру, если предприниматели поставили низкую оценку выдаче разрешений на строительство, администрация региона должна провести работу по максимальному сокращению сроков, количества действий на соответствующую бюрократическую процедуру. Если ограничен, по мнению бизнеса, доступ к государственному и муниципальному заказу – нужно административно «подкрутить» этот момент. Таким образом, становится понятно, на чем власти необходимо сосредоточить внимание, в каком направлении делать нужные «малые шаги». Чтобы в итоге, не только росли позиции в рейтинге АСИ, но и реальный инвестиционный климат улучшался.


Вверх на 42

«
Работа по улучшению инвестиционного климата ведется все последние годы. В 2016 году выяснилось, что мы находимся на 78 месте в нацрейтинге. Стали исправлять ситуацию. Была настроена совместная работа органов исполнительной власти: как тогдашнего главы субъекта Олега Кожемяко, так и муниципальных образований. Что оценил бизнес? Во-первых, открытость власти. Мы организовали диалог, по каждому разговору составлялся конкретный перечень поручений за подписью главы области или муниципального образования. Эти задания либо исполнялись, либо, если на то были причины, их исполнение откладывалось на дальнейший срок. Сейчас бизнес принимает участие в оценке регулирующих воздействий тех или иных нормативных документов, которые влияют на деятельность предприятий. Что-то на уровне министерств принимается, отменяется. Такая работа была настроена полтора-два года назад.

Андрей Коваленко
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Сахалинской области

»
Отдельно Андрей Коваленко остановился на мерах финансовой поддержки предпринимательства, которые являются одними из самых высоких в стране. Есть субсидии, меры возвещения различных затрат, которые утверждаются на инвестиционном совете. Если проект признан приоритетным для Сахалинской области, поступает компенсация. Также в рейтинге АСИ оцениваются условия для развития предпринимательства.

- Получение разрешений, сокращение сроков – эти проблемы решались на уровне губернатора, - отмечает региональный бизнес-омбудсмен.

Как напоминает Коваленко, в регионе есть конкретные инвестиционные проекты, которые реализуются в ТОР «Южный», Корсаковский и Углегорский районы области получили статус Свободного порта.


«
В регионе ранее были предусмотрены беспрецедентные меры финансовой поддержки предпринимателей, их больше 20-ти. Есть даже такая мера поддержки лесоперерабатывающих компаний, как субсидирование 50% стоимости деревянных домов. Хорошие субсидии поступают в сельское хозяйство. В ТОР «Южная» развиваются «Мерси Агро», «Грин Агро-Сахалин». Наш фонд, в частности, предоставляет гарантийную поддержку и микрофинансирование. Ставки по кредитам на максимальный срок до 3 лет на сумму до 3 миллионов – 3-7,5%. Услуга пользуется спросом, сформировался кредитный портфель около 300 млн рублей. Работает программа по субсидированию уже понесенных расходов по крупным инвестиционным проектам. Ведется постоянная работа по снижению административных барьеров.

Людмила Черняго
Руководитель Сахалинского Фонда развития предпринимательства

»
Крепкий задел
Амурская область, которой в 2008-2015 годах руководил Олег Кожемяко, выходит на активные конкурентные позиции в привлечении инвестиций – и пока опережает даже Сахалин. В регионе совершенствуется законодательная база, расширяются формы государственной поддержки инвесторов, область презентуется на авторитетных международных и крупных российских форумах.
Отметим, что тогдашний губернатор Приамурья немало сделал для развития инфраструктуры, а также доступности ресурсов для ведения бизнеса и инвестиционной деятельности, привлек местных предпринимателей к реализации крупных государственных проектов (космодром «Восточный», мост через Амур в Китай, газоперерабатывающий кластер), поддержал строительную отрасль (переселение из ветхого и аварийного жилья, оздоровление строек обанкротившегося холдинга «Россия»).
Тогда власти Приамурья демонстрировали доступность и открытость для предпринимательского сообщества. Проблемы бизнеса решались на «круглых столах», куда приезжали предприниматели из Благовещенска, Райчихинского, Свободненского, других муниципальных районов. Региональная власть «прижала» незаконно работающие китайские сельскохозяйственные бригады, тем самым, способствуя честной конкуренции. Решались как конкретные вопросы, так и системные – для целых отраслей и направлений экономики. Самые важные и актуальные просьбы и предложения предпринимателей выносились на обсуждение в Москву.
Сегодня работа по улучшению инвестиционного климата в регионе продолжается, во многом - «по накатанным рельсам». Правительством Амурской области был разработан «План быстрых побед» (дорожная карта). Создано Агентство по привлечению инвестиций, которого никогда не было. На ежегодной конференции «100 шагов к благоприятному инвестиционному климату», был отмечен высокий уровень удовлетворенностью деятельностью агентства. Запущен новый современный инвестиционный портал, который по независимой экспертной оценке («Рейтинг Рунета») вошел в топ лучших информационных ресурсов некоммерческих и государственных организаций страны. Создан многофункциональный центр для бизнеса, заработала «горячая линия» для предпринимателей.
Много проводится обучающих мероприятий для предпринимателей: со стороны прокуратуры, надзорных органов. На семинарах рассказывают, как подготовиться к проверке, что можно сделать, чтобы проверок не было вообще
— пресс-секретарь Минэкономразвития Амурской области Татьяна Шепелева.
По итогу в Амурской области среднее время регистрации юридических лиц уменьшено с 15-ти до 10 дней, на получение разрешения на строительство - с 104-х до 82 дней, на утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории - с 21-го до 13 дней, на присвоение адреса земельному участку и объекту недвижимости, а также, внесения его в Федеральную информационную адресную систему - с 30-ти до 5 дней.
А что Приморье?

«
Наши позиции в рейтинге, мягко говоря, невысокие. Это, по сути, оценка органов власти по созданию условий для ведения бизнеса. Несмотря на беспрецедентные льготы - на территории края ТОРы, СПВ, налоговые каникулы, льготы для инвестпроектов-нерезидентов - есть большой повод задуматься: в чем причина? По каким показателям мы очень сильно отстаем? Есть вещи, по которым мы не можем сравниться с субъектами на западе страны. Но есть и такие, которые попросту недоделаны, либо не сделаны.

Марина Шемилина
Уполномоченный по правам предпринимателей в Приморском крае

»
Как считает уполномоченная по правам предпринимателей в Приморском крае - проблемы бизнеса в регионе необходимо решать сообща власти и предпринимателям
Мы работаем не только для показателей в нацрейтинге. Хотелось, чтобы и в реальности предпринимателям стало удобнее.
— Марина Шемилина.
Требования инвестиционного стандарта говорят о необходимости прямой связи с главой региона, уверен приморский бизнес-омбудсмен.

Врио губернатора Приморского края с момента своего прихода в регион провел несколько встреч с представителями бизнес-сообщества края. Это были как отраслевые мероприятия (общение с застройщиками, энергетиками, дорожниками, рыбаками), так и двусторонние встречи с руководителями крупнейших компаний.


Представители бизнеса, не стесняясь, высказывали свои пожелания и замечания – которые нередко накапливались годами. Тем более, что в Приморье часто приезжают сегодня федеральные чиновники, с которыми у опытного управленца Кожемяко давно налажено конструктивное взаимодействие. В Приморье уже определился четкий тренд: местный производитель, тем более, успешный – «редкий зверь», и заслуживает бережного отношения, защиты от чиновничьего безразличия, финансовой поддержки.

Так что нынешнее 76 место Приморья в рейтинге АСИ – не приговор, а, вполне возможно, лишь низкий старт.



© 2018, ИА PrimaMedia
.