Поселок городского типа с красивым именем Преображение находится в географическом тупике Лазовского района в 300 км от Владивостока. Дорога здесь обрывается, дальше - территория Лазовского заповедника. Здесь все живут морем и молятся на главное предприятие поселка – Преображенскую базу тралового флота. Не так давно у ПБТФ сменился собственник: летом текущего года холдинг «Гидрострой», близкий к экс-сенатору от Сахалинской области Александру Верховскому, купил базу у семьи врио губернатора края Олега Кожемяко. Корр. ИА PrimaMedia побывал в Преображении, чтобы узнать, как живет поселок и его главное предприятие в переломный для себя период.
Затерянные в тупике
Поселок Преображение… Для местной молодежи он или суровая «Преобрага» или экзотичное «Преображенейро» - в зависимости, по всей видимости, от текущего времени года. Зимой здесь по северному холодно, а летом – по северному же и жарко. Здесь очень не любят, когда неместные по законам благозвучности обзывают их поселок «селом», хотя сами порой называют его «деревней».
Собственно, сам поселок предстает перед гостем этаким смешением города и села: с частным сектором по периметру и панельными пятиэтажками по центру. На въезде - село Соколовка, отделяемое от поселка одноименной рекой с дышащим на ладан деревянным мостом.

Местные бухты с кристально чистой лазурной водой ничем не уступают шикарным акваториям приморских югов, вот только большого наплыва туристов в высокий сезон здесь не бывает. Отдельные эстеты до преображенских берегов, конечно, добираются, но никакой массовости и в помине нет. Единственное исключение – бухта Петрова с таинственным островом, заповедным кордоном и великолепным пляжем с романтическим названием «Поющие пески». Но отдых в этом уникальном месте никак не назвать бюджетным, да и пропускная способность ограничена.

Один из факторов невысокой популярности Преображения у туристов – напрочь убитая дорога, соединяющая поселок с краевым центром. Никогда не видевшую асфальта грунтовку со значительными перепадами высот в иные годы разбивали так, что и водители единственного автобуса отказывались по ней ездить, и рулевые бензовозов, и поставщики местных магазинов со всеми вытекающими. Доходило и до дорожных бунтов. Рассказывают, что как-то заехавшего в эти края экс-губернатора Миклушевского особо недовольные преображенцы остановили на трассе и жестко потребовали ответить, когда дорогу сделают пригодной для проезда. Владимир Владимирович в свойственной ему манере раздал очередные обещания про планирующееся асфальтирование, что, понятно, так и осталось обещаниями.

Но определенную пользу тот разговор губернатора с народом все же принес, и через неделю дорогу прогрейдировали. Гостей у поселка после этого больше не стало, но местные такому положению вещей даже рады – чем меньше заезжих, тем чище море, да и жизнь в поселке спокойнее.
Поселковые дороги недавно отремонтировали на радость автомобилистам, которых в Преображении немало. Машин много, преобладают "японки" свежих годов, внедорожники.
Вся культурно-развлекательная инфраструктура сосредоточена в центре - здесь и Дом культуры, и универсальная спортивная площадка, и стадион. Поселковый эксклюзив - собственный кинотеатр, с возможностью просмотра фильмов в формате 3D. На афише - те же фильмы, что сейчас крутят в краевой столице.

Из когорты «выживших»
Преображение с момента своего появления на карте Приморья живет морем и его дарами. Центр этой жизни – Преображенская база тралового флота – предприятие с почти 90-летней историей, гигант дальневосточного рыбпрома.
Возникнув в 30-е годы прошлого столетия как рыбокомбинат «Преображение», оно на долгие годы стало основой жизни и развития прибрежного поселка, постепенно превратившись в одно из главных рыбопромышленных предприятий Дальнего Востока с мощной береговой базой, собственным добывающим флотом и кадровым ресурсом. ПБТФ, наряду с Находкинской базой активного морского рыболовства (НБАМР), относится к очень короткой когорте «выживших» в переломный период становления российского капитализма гигантов некогда мощной дальневосточной рыбной промышленности. Лихие 90-е отправили в историю немало славных и непотопляемых рыболовецких контор (одна "Дальрыба" чего стоит), но преображенская база удивительным образом выжила, не дав умереть прибрежному поселку.

Сегодня ПБТФ – это не какой-то еле сводящий концы с концами рудимент советской рыбной промышленности, а мощное многопрофильное рыбопромышленное предприятие – одно из крупнейших на Дальнем Востоке. Оно обеспечивает постоянной работой порядка двух тысяч преображенцев – больше трети жителей поселка. Еще около 200 человек работают на «Преображенском рыбокомбинате» - дочернем предприятии ПБТФ.

Справка: «Преображенская база тралового флота» является одним из крупнейших предприятий рыбной промышленности Дальнего Востока. Компания в современном ее виде существует с 1992 года, являясь правопреемником бывшего госпредприятия, начало которому было положено еще в 1930 году. В настоящее время предприятие представляет собой крупную многопрофильную структуру, в которой взаимодействуют добывающее, перерабатывающее производства и вспомогательные подразделения: судоремонтное, сетевязальное, аквакультурное. Флот компании насчитывает пять больших автономных морозильных траулеров, флотилию добывающих судов среднего класса, вспомогательный и транспортный флот. Основные рынки сбыта рыбопродукции - Россия, Япония и Южная Корея. Среди компаний Дальнего Востока доля ПБТФ в добыче и выпуске рыбной продукции составляет 13%.
Значительная часть постперестроечного периода жизни ПБТФ связана с персоной врио губернатора Приморья Олега Кожемяко, который с середины 90-х до недавнего времени был основным владельцем предприятия. О роли Кожемяко в судьбе предприятия и поселка в Преображении можно услышать совершенно полярные мнения – как положительные, так и резко негативные. Одни считают, что нынешний руководитель края спас предприятие от развала, другие – что он его развалил.
Последняя версия, впрочем, появилась лишь недавно и стала активно «гулять» по социальным сетям сразу после назначения Кожемяко врио губернатором Приморского края.
Советник генерального директора ПБТФ по кадровому обеспечению Игорь Слободян – один из тех, кто прошел с предприятием и трудные годы перестройки, и «эру Кожемяко». Остался в руководящем составе и при новых акционерах.

Критику в адрес Кожемяко он считает необоснованной.


«
90-е годы были тяжелыми годами. Чехарда руководителей была, проблемы с зарплатой, неуверенность в завтрашнем дне. Когда Кожемяко пришел в руководство базы, я в море работал, на плавбазе. И вот на этой же плавбазе он вышел в море, чтобы лучше понять, что такое рыбацкий труд. Так мы и познакомились. В этом рейсе он смотрел как работает флот, как выглядит добыча и обработка рыбы непосредственно в море. Записывал, анализировал. А через некоторое время после возвращения на берег затеял перестройку всего нашего флота. Сделал выводы, что флот устарел и нужны новые суда, более современные и эффективные. Плавбазы (их было тогда четыре), было решено продать, а вместо них приобретать и строить БМРТ. Что и было сделано. Мы первые на Дальнем Востоке построили большой автономный траулер-морозильщик «Бухта Преображения» и сайролов «Лучегорск», купили БМРТ «Генерал Трошев», РКТ-С «Капитан Колесников» и «Капитан Демидюк».

Приобрели и модернизировали под лов креветки и краба две корейские шхуны - «Рысь» и «Леопард». Чистая экономика: плавбаза выпускала до 200 тонн рыбопродукции. Чтобы рыбу взять, базе нужно 4-5 добытчиков – сама-то не ловит. На каждом добытчике 25 человек экипажа. Четыре добытчика - 100 человек экипажа. Плюс на базе 300 человек. Сейчас на одном БМРТ работают в среднем по 100 человек, а выпуск чуть меньше, чем на базе – 180 тонн. Притом, что затраты на зарплату, на топливо стали существенно меньше. Он тогда посмотрел на все это все и пришел к такому мнению, поднял вопрос, что нужно строить, покупать новые суда. Плавбазы, конечно, постепенно продали – в основном на гвозди ушли. Людей пришлось сократить, осталась у многих обида на нас, на Кожемяко. Но это был вопрос экономики, эффективности. От нее никуда не денешься. Тем более, что благодаря этому предприятие сохранилось, а это дорогого стоит. Для поселка и для всего Лазовского района

Игорь Слободян
Советник генерального директора ПБТФ по кадровому обеспечению

»
Те, кто сегодня ругает Кожемяко и говорит, что при нем базу растащили, они или не понимают ничего, или просто со зла это делают. Конечно, есть те, кого его реформы напрямую затронули, когда плавбазы от нас ушли и часть людей сократили. Но мало кто понимает, что без этого предприятие не выжило бы, ресурса бы не хватило. Да, кому-то не повезло, но зато предприятие на плаву осталось.
подтверждает работник ПБТФ, попросивший не называть его имени.
Градообразующая база
.
С чем в Преображении никто не спорит, так это с ключевой ролью ПБТФ в жизни поселка. Помимо обеспечения людей работой, предприятие взяло на себя огромный пласт социальной ответственности.

«
Сегодня не только Преображение, а весь Лазовский район держится за счет предприятия. Если бы похерили его в 90-е, продали бы, что бы тут было? Умер бы район. У нас был рыбокомбинат в Валентине. Где он? Нет его. Совхоз был, лесхоз был, маслозавод был. Сейчас ничего нет. Чем людям заниматься, как жить? Кто-то в лес ходит, шишку заготавливает, дикоросы собирает. Кто как может, тот так и выживает в районе. А социалка сейчас вся за счет Преображения. У нас же пенсионеры, дети, инвалиды, спортсмены, школы. Мы и кормим, и деньги даем на лекарства, ссуды, дотации. Обеспечиваем работой, налогами, зарплату бюджетникам, тем же учителям, врачам. Аэропорт кто построил? Олег Николаевич, будучи руководителем, дал команду. В советское время летали самолеты, потом все это прикрылось. В каком населенном пункте построили взлетно-посадочную полосу за счет местного предприятия? Да ни в каком! Только за счет государства строили. А мы сами, за счет базы. Киноконцертный комплекс современный установили. В каком еще селе или поселке есть кинотеатр, где крутят такие же фильмы, какие в это время идут во Владивостоке? Храм построили на свои деньги, спортивную площадку софинансировали, потому что у поселка денег нет.

Игорь Слободян

»
Градообразующий статус ПБТФ закреплен и на официальном уровне. Сегодня оно одно из двух предприятий в Приморье, входящих в перечень градо- и поселкообразующих рыбохозяйственных организаций. Такой статус дает предприятиям существенную преференцию: они платят пониженную ставку сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов.
В новых реалиях
Слухи о грядущей смене собственника базы по поселку ходили давно, но фактическая продажа состоялась только летом текущего года. Все это время преображенцы жили в тревожном ожидании грядущих перемен.
Когда меняется собственник, всегда есть тревога у людей. Каждый думает, что сейчас придет новый хозяин, и его сократят. Спасибо Олегу Николаевичу, что, когда продажа в июле состоялась, он к нам приехал с новым собственником Александром Григорьевичем Верховским, и они с людьми поговорили. Выступая здесь на собрании в поселке, Верховский сказал, что поселок будет жить за счет того, что предприятие будет развиваться и в дальнейшем. Заверил, что массовых сокращений не будет, что продолжится социальная поддержка, останется все хорошее, что было.
рассказывает Игорь Слободян.
По его словам, новые собственники пока присматриваются к работе.

- Работаем как работали. Наш флот чем занимался, тем и занимается – выловом рыбы и выпуском мороженой продукции. Рыбозавод работает, консервный тоже. Сейчас новый генеральный директор, он хороший финансист, все смотрит, анализирует. Рассматриваем рентабельность или нерентабельность подразделений, есть в них толк или нет. Если нет, то, что сделать для того, чтобы он был. Может, что-то ненужное будем потом убирать, что-то, наоборот, возрождать. Поживем-увидим.

Одной из самых больших тревог преображенцев была судьба добывающего флота предприятия. Ходили разговоры, что после продажи базы все суда перебросят на Сахалин, передадут другим предприятиям «Гидростроя». Но новый собственник развеял сомнения: флот в Преображении останется.

Более того, здесь будет расширяться ремонтная база для судов. Не только наших, но и сахалинских. Такой удобной бухты для судов на Сахалине нигде нет, поэтому Преображение может стать судоремонтной базой для всего холдинга. Еще одно направление развития, о котором говорил Верховский - расширение производства на консервном рыбокомбинате. Самое главное, что было сказано, что бросать поселок все-таки не собираются, что база - градообразующее предприятие и им и останется.
отмечает Слободян.
Поселок особого внимания
Гарантом выполнения этих обещаний преображенцы считают прежнего собственника, который ныне занимает высокий пост руководителя края. Не столько по старой памяти, сколько из чувства ответственности за предприятие, которому отдал столько лет жизни, за людей, со многими из которых знаком лично, а с некоторыми дружит.

Знает поселок и его проблемы как свои пять пальцев.

Когда он приезжал к нам с Верховским, еще до назначения врио губернатора, они проехались по поселку, на мост наш многострадальный заехали, в больницу. Везде говорил Верховскому «Вот, Саша, нужно-бы помочь, вот это сделать, и это…». А, когда уже прислали его руководителем, первым делом приехал и привез чиновников ответственных, заставил людям рассказать, что и когда будет сделано.
— сотрудник ПБТФ.
- Кто только и чего нам по мосту не обещал, - говорит Игорь Слободян. - Губернаторы прежние, депутаты наши, когда баллотировались. Все говорили про какой-то проект реконструкции, который вот-вот начнут воплощать в жизнь. Воз и ныне там. Мост уже начал рушиться, а все, что нам обещали, так и осталось обещаниями. Когда Кожемяко приехал, оказалось, что и проекта-то никакого не было. Кожемяко сказал: будем делать. Немкова заставил график озвучить. Надеемся, что теперь наконец-то сделают.
© 2018, ИА PrimaMedia
.