Заместителя председателя Законодательного собрания Приморского края, депутата по одномандатному округу №7 Сергея Кузьменко можно часто увидеть на заседаниях практически всех комитетов приморского парламента. Плюс к этому как депутат-одномандатник он активно ездит по муниципальным районам своего округа, а как зампредседателя парламента – по муниципалитетам всего края. Поэтому в очередном интервью вице-спикера ИА PrimaMedia затронули вопросы, актуальные для всего края: зарплаты врачей и учителей, водоснабжение, пассажирские перевозки.
— Сергей Алексеевич, в последние месяцы уходящего года в Приморском крае законодательное закрепление получили многие социальные инициативы, в том числе призванные привлечь новые кадры в сферу образования и здравоохранения. Меры материального стимулирования рассчитаны в значительной мере на молодых и новых специалистов. Но какие изменения в оплате труда ожидают нынешних врачей или учителей?
— Если мы говорим про увеличение оплаты труда медиков и педагогов, то она должна быть понятной и прозрачной.
Одна из основных задач, которая стоит перед Приморским краем, если мы говорим про врачей и учителей, – изменить коэффициент совместительства в сторону уменьшения. Если сегодня он в образовании 1,4-1,5 в среднем по краю, хотя есть и выше, то сейчас ставится цель уменьшить совмещение до 1,2.
Необходимо, чтобы у нас средняя зарплата у врачей и учителей соответствовала той, которую предписывает "дорожная карта" по указам президента, но при совместительстве 1,2. И чтобы их зарплата росла вслед за ростом средней зарплаты по краю в соответствии с указами президента.
Плюс есть еще история с "сельскими" надбавками. Они должны быть именно надбавками, а не просто составляющей частью "средней температуры по больнице".
На одном из прошлых заседаний я поднимал вопрос об образовании, куда выделяется 1,4 млрд рублей на дошкольное образование и 1,3 млрд на среднее образование. Понятно, что не все деньги пойдут исключительно на зарплату, значительная часть денег идет на школьные расходы: принадлежности, учебники и так далее.
Но какой будет порядок реализации этих решений – это важный вопрос, так как в каждом муниципалитете имеется свой порядок, а я считаю, что порядок должен быть унифицирован, чтобы не было расхождений в оплате труда в разных районах края.
— Если говорить о расходах на школьные принадлежности и другие составляющие учебного процесса. Норматив значительно повышается. Как это скажется на учебных заведениях, на что пойдут средства?
— Надо понимать, что образовательные учреждения в разных муниципалитетах находятся в очень разных состояниях с точки зрения материально-технической базы. Где-то лучше, а где-то откровенно запущенная ситуация. Повышение норматива должно выровнять ситуацию.
Норматив – это такая усредненная история, которая придет в школы, к примеру, где есть телевизоры, и где их нет. Вешать в один класс два телевизора — нецелесообразно. Поэтому каждая школа будет исходить из своих текущих потребностей. Важно, чтобы эта субсидия осваивалась во благо обучающихся. У нас в порядках четко расписано, куда эти деньги могут быть потрачены.
Хотел бы особо обратить внимание, что капитальный ремонт – это другие статьи, на них выделяются отдельные средства. И в следующем году они будут весьма значительные.
— Возвращаясь к зарплате. Почему именно 1,2 коэффициент совмещения, а не вообще без совмещений?
— Пока это та цифра, которую мы можем себе позволить, исходя из желаемо-возможного числа педагогов, врачей и тех денег, которые мы в отрасль направляем.
Сегодня многие предъявляют претензии к качеству образования в Приморском крае, приводят цифры места края среди других субъектов. Чтобы изменить ситуацию мы должны, прежде всего, создать конкурентную среду в отрасли, привлекательную для специалистов.
Сегодня край озвучивает комплексный подход – хоть по образованию, хоть по медицине – когда мы специалистам делаем и подъемные, и доплаты, и компенсируем коммунальные платежи, и по съему жилья и т.д. Плюс, когда мы более-менее конкурентную базовую оплату труда можем гарантировать, то тогда можно ждать не краткосрочный эффект, а работать на перспективу. Тогда и качество образования изменится в лучшую сторону.
Достаточно долго образование и здравоохранение нельзя сказать, что были в загоне, но были хронически недофинансированы. Это можно видеть по тому же дефициту кадров в обеих отраслях.
И те шаги, которые мы предпринимаем, по прошествии времени должны дать эффект.
— Практически во всех муниципалитетах больная тема – водоснабжение. Какие тут есть планы на следующий год?
— Эта история у нас в крае очень запущена. Почему запущена? Потому что также была долгое время недофинансирована. Мы понимаем, что краевой бюджет в одиночку ее не вывезет никогда, мы можем её потянуть только с привлечением федеральных средств.
Пока в краевом бюджете закладываются средства на 2019-й год, сопоставимые с 2018-м годом. Хотя многие муниципалитеты уже имеют на руках проектно-сметную документацию. Реализация этих проектов потребует весьма значительных сумм, кратно превосходящие расходы краевого бюджета по этому направлению. Администрация, думаю, будет активно работать по привлечению в эту область федерального финансирования.
Второй момент, применительно к сельским территориям: водоснабжением не может быть бизнесом, это — социальная ответственность власти, такая же, как учить и лечить людей.
Мы четко должны понимать, что в водоснабжение должны вкладывать деньги. Ждать, пока эта сфера окупится, нельзя. Взять, к примеру, Ханкайский и Хорольский районы, тариф у них на воду разнится в 2 раза, так сложилось "исторически". При этом протяженность сетей в районах сопоставимая, внутренняя оснастка тоже сопоставима. Но при этом нельзя сказать, что район с бОльшим тарифом за счет этого имеет достаточно средств для решения проблем водоснабжения. Просто дефицит средств меньше.
Конечно, должна быть экономика, тарифообразующие вещи, но окупить 200 миллионов инвестиций в селе Хороль на систему водоснабжения невозможно. Этим власть должна заниматься и не перекладывать нагрузку на людей. Первые шаги и заявления главы региона Олега Николаевича Кожемяко в этом направлении внушают оптимизм.
Рабочая поездка в Октябрьский район. Фото: Пресс-служба АПК
— Почти во всех районах на встречах озвучивают проблему внутренних перевозок. Вопрос очень остро стоит…
— Как заместитель председателя Законодательного Собрания я в поездках бываю по всему краю. Это не частная история какого-то одного района, она повсеместная. Возьмем Турий Рог, где чуть больше 300 человек живет. Им нужно доехать в Камень-Рыболов 80 километров. Какая рентабельность для автобусных перевозок? Если мы просто через цену билета и тариф будем решать, то кто поедет за такие деньги? Будет локальный социальный взрыв.
С 1 января 2019 года вопрос тарифообразования отдается на муниципальный уровень. Раньше это регулировал наш краевой департамент по тарифам, и была установка по ограничению роста всевозможными способами. Все называлось "экономически обоснованным", коими тарифы никогда не являлись. Практически все сельские муниципалитеты датируют перевозчиков, иначе бы просто никто не выходил на эти конкурсы, никто бы не осуществлял перевозку.
— Может, стоит возрождать муниципальных перевозчиков?
— У меня нет предубеждения к частникам. Во Владивостоке, к примеру, есть муниципальное предприятие, но есть и частники, где, правда, почему-то у нас автобусы горят, но это вопрос регламентирования и контроля, хотя у нас достаточно структур, призванных их контролировать. Это вопрос как они это исполняют.
Про сельские территории. Раньше у нас, в советские времена, был "Примавтотранс", который закрывал весь край, и чуть ли не в каждом районе были обособленные подразделения – автоколонны. Но это историю, я думаю, нам сейчас не вернуть.
Поэтому у нас есть частники, многие муниципалитеты их и используют. Другое дело, что это — бизнес. А если этот бизнес не рентабелен, не доходен, то никакого частника мы туда не вовлечем. Сегодня в приказном порядке нельзя сказать, чтобы ходил автобус из пункта А в пункт В, при понимании, что в муниципалитете денег нет. И чтобы билет стоил не как на самолет, а с учетом платежеспособности населения.
На округе. Фото: Пресс-служба ЗС ПК
Все эти вещи мы должны оценивать и подкреплять деньгами. В этой связи, если будет снята часть нагрузки с муниципалитетов в виде софинансирования участия в краевых программах, появятся дополнительные поступления по иным направлениям, произойдет перераспределение этих финансовых нагрузок, то, возможно, у нас появиться право требовать от глав муниципалитетов и по вопросам перевозок.
Из нынешнего состава Заксобрания я один — бывший глава. Я побывал и там и там, потому на многие вещи могу смотреть с позиции главы, меряю на его полномочия, обязанности. Просто так требовать и приказывать – это дорога в никуда. Я не обеляю глав, в разных местах люди по разному работали и работают, но объективная данность — мы живем в рыночной экономике, в условиях товарно-денежных отношений. Любая услуга должна быть обеспечена финансами, подкреплена и экономически обоснована. Если муниципалитеты смогут высвободить средства по другим направлениям, то появиться право более строго спрашивать с них за пассажирские перевозки.
Поэтому следующий, 2019-й год, ожидается очень интересным в плане работы с новым губернатором, работы в новых финансовых условиях. Это будет новый опыт для всех. Все соскучились по временам, когда есть средства и важно реализовать все намеченные планы.