Будь как Приморье. Что означает победа Кожемяко для региона и страны

Залог успеха Кожемяко и как это отразится на политической ситуации в РФ - эксперты
Один из баннеров во Владивостоке. Фото: Ольга Кишаковская. ИА PrimaMedia

Жители Приморского края в этом году трижды выбирали главу региона. После признания второго тура сентябрьских выборов недействительными из-за фальсификаций, к этой избирательной кампании уже с самого старта было пристальное внимание федеральных экспертов и СМИ. Высокие протестные настроения в регионе порождали самые разнообразные прогнозы – от срыва голосования до победы оппозиционных кандидатов. 16 декабря Олег Кожемяко набрал 61,9% при рекордной явке избирателей и отсутствии серьезных нарушений. Тема выборов в Приморье продолжает оставаться одной из главных и обсуждаемых в СМИ и экспертном сообществе. ИА PrimaMedia собрало мнения об итогах прошедшей кампании.

Напомним, Олег Кожемяко победил на выборах губернатора Приморья, прошедших 16 декабря, с результатом 61,88% (420 тысяч голосов). Явка избирателей составила 46,35% (680 098 избирателей), что является рекордом для Приморья с момента возврата прямых выборов губернатора. Ближайший оппонент, депутат Госдумы от ЛДПР Андрей Андрейченко набрал 25,16% (171 061).

Кожемяко удалось достучаться до приморцев за счет ряда эффектных социальных проектов, активной работы с местным патриотизмом и демонстрации своей лоббистской эффективности, считает руководитель ИСЭПИ Дмитрий Бадовский.

"Это позволило поднять именно "лояльную явку", тем более что части населения уже хотелось завершить избирательный марафон", — цитируют эксперта "Ведомости"

Политолог Александр Пожалов в интервью РБК заявил, что важными слагаемыми победы стали местные корни и местный патриотизм кандидата. Кроме того, эксперт отметил успешную работу технологического штаба Кожемяко по мобилизации избирателей и "сушке негатива" в последние две недели кампании. Понимание того, как надо работать "кандидату власти" на конкурентных выборах возвращается, считает политтехнолог Андрей Максимов.

"Кожемяко достаточно хорошо вошел в контекст территории, побывал в большинстве городов и районов. Наиболее сложную для своего предшественника часть электората – бюджетников – смог увлечь за собой возможными перспективами и переменами в жизни территории, их семей, районов. Наиболее одиозных чиновников демонстративно уволил", — публикует мнение портал "Региональные комментарии". Из­би­ра­тель­ная кам­па­ния сло­жи­лась до­ста­точ­но бла­го­по­луч­но для Ко­же­мя­ко, по мнению политтехнолога, пре­иму­ще­ствен­но за счет хо­ро­шей ра­бо­ты ор­го­ви­ков в рай­о­нах и эф­фек­тив­ной де­я­тель­но­сти са­мо­го Оле­га Ко­же­мя­ко, ко­то­рый объ­ез­дил по­чти всю тер­ри­то­рию, смог себя по­ка­зать с луч­шей сто­ро­ны. Работу штаба в социальных сетях эксперт раскритиковал.

Профессор ГУ НИИ ВШЭ Олег Матвейчев также придерживается мнения, что итог выборов не был очевиден, но именно лоббистские возможности кандидата помогли ему победить. Он уверен, что снижение цен на рыбу, отмена постановления главы правительства по установке системы ЭРА-ГЛОНАСС, перенос столицы ДВФО — все эти факты вместе "качнули ситуацию" в пользу Кожемяко.

"Многие эксперты предполагали, что, скорее всего, победит оппозиция или будет срыв голосования или что-то подобное, поэтому для Кожемяко было большим риском уходить с поста губернатора Сахалина и участвовать в выборах губернатора Приморья – это означало поставить на карту все (и возможность потерять это присутствовала). Это потребовало огромных усилий и в плане дипломатии (всевозможные переговоры с местными элитами, КПРФ и другими партиями), и в электоральном плане, когда он провел сотни встреч, проявил активность, пообщался лично с десятками и сотнями трудовых коллективов, не пренебрегая даже самыми маленькими населенными пунктами", — приводят его мнение "Региональные комментарии".

Политолог Дмитрий Орлов уверен, что победить на выборах Кожемяко помогла "провластная" мобилизация избирателей на участки. "В условиях высокой явки Кожемяко поддержали существенно больше избирателей, чем Ищенко во втором туре (предварительная оценка — на 135-140 тысяч). При этом поддержка оппозиции не выросла (у Ищенко было в первом туре более 100 тысяч голосов, у Андрейченко — около 40 тысяч; теперь Андрейченко набирает те же 150 тысяч голосов). Конечно, в электоральном послании Кожемяко (весьма сложном и противоречивом, кстати) присутствовали популизм, антимосковские и даже антикитайские акценты, но избиратель все же сделал вполне определенный выбор", — прокомментировал эксперт.

"Вы что, хотите как в Париже?". "Нет, хотим как в Приморье!"

Политолог Виталий Иванов заявляет, что ради избрания Кожемяко был мобилизован в невиданном прежде объеме федеральный ресурс. "Очевидна несоразмерность затрат – "Жигули" купили по цене Bentley. Про кампании оппонентов Кожемяко говорить нечего из-за их отсутствия. С 2012 года ни на одну региональную кампанию не тратили столько сил и времени, хотя выбирали всего-навсего губернатора одной из 85 территорий", — сказал он в беседе со СМИ.

Ряд экспертов отмечают, что выборы в Приморье повлияют на политическую ситуацию в стране в целом. Отличным подарком оппозиционным кандидатам следующего сезона назвал победу Кожемяко политолог Аббас Галлямов. Он считает, что они сделают тему "подарков, которыми вас осыплет Москва, если вы проголосуете против ее кандидата в первом туре" одной из главных линий своих кампаний. На своей странице в Facebook он написал: "Не представляю себе избирателя, который, имея перед глазами пример такого аттракциона неслыханной щедрости, не захотел бы в нем поучаствовать. На риторический вопрос главы государства "Вы что, хотите как в Париже?", теперь последует совершенно искренний ответ избирателей: "Нет, хотим как в Приморье!".

Глава коммуникационного холдинга Minchenko consulting, политолог Евгений Минченко уверен, что ход избирательной кампании в Приморье отразится в будущем на перспективах кампаний в других регионах с высокими протестными настроениями. "Возникает вопрос, какими силами будут добиваться победы остальные кандидаты от власти", — заявил он РБК.

Минченко напоминает, что Кожемяко перед выборами, по сути, дали карт-бланш: позволили реализовывать популистскую программу — в частности, провести дорогой закон о льготах детям войны и перенести столицу федерального округа во Владивосток. Все это делать в каждом протестном регионе в будущем просто нереально, констатирует Минченко.

Московский Центр Карнеги также затронул вопрос, во что обойдется Кремлю победа Олега Кожемяко в Приморье. "Мобилизовав все возможные кнуты и пряники, президентская администрация смогла добиться победы в Приморье, но повторить то же самое сразу в нескольких регионах будет затруднительно: на такую дорогостоящую затею не хватит ни сил, ни ресурсов", — пишет журналист Андрей Перцев для портала.

Кредит доверия и протест

Эксперты единогласно признают, что этот результат был очень важен для федерального центра, не смирившегося с тем, что первый кандидат от власти – Андрей Тарасенко фактически проиграл сентябрьские выборы, а их результаты пришлось отменять. Вместе с тем, приморские эксперты отмечают, что протестные настроения в обществе сохраняются. Тот факт, что протест победить не удалось, подтверждают и цифры.

Эдуард Черторинский
Эдуард Черторинский

электоральный юрист

Автор фото: Александр Хитров, ИА PrimaMedia

"Результаты выборов получились интересные. Фаворит гонки был заранее известен, и главная интрига разворачивалась вокруг второго тура – хватит ли Олегу Кожемяко голосов для того, чтобы победить в первом, так как второй тур существенно снижал его шансы на победу. Несмотря на результаты, я не могу сказать, что власть безоговорочно победила протест или он куда-то ушёл. Если посмотреть на итоговые цифры первого тура выборов 9 сентября, то получается, что в совокупности за всех кандидатов, за исключением Тарасенко, проголосовали 219 443 избирателя, еще 17 306 – недействительные бюллетени.

Во втором туре 16 сентября у нас 245 550 за Ищенко и 12 198 недействительных бюллетеней. И это при том, что 13 участков сюда не попали и все сами помнят, что и как в целом там было. 16 декабря 2018 года. Оппозиция в совокупности набирает 232 041 голос + 27 095 (!) недействительных бюллетеней. Андрейченко в "третьем" туре набрал 171 тысячу голосов против 109 тысяч за Ищенко в первом туре сентябрьских выборов. Но в процентном соотношении у него так же, как и у Ищенко, 25% голосов. Потому что в "третьем" туре Кожемяко при возросшей явке набрал 420 тысяч голосов, что на 200 тысяч больше, чем за Тарасенко во втором туре (если учесть, что в сентябре последние часы подсчёта голосов демонстрировали настоящие чудеса).

Отсюда выводы, что в Приморье по-прежнему процент поддерживающих власть и голосующих против делится примерно поровну, с небольшим ситуативным перевесом то в одну, то в другую сторону. Для победы протеста этого, учитывая богатый инструментарий и ресурсную базу власти, недостаточно.

"О победе (протеста – ред.) можно говорить либо тогда, когда уровень поддержки власти станет 30-40% максимум, либо когда на кампании не будет должных ресурсов и/или контроля, что и было в сентябре. Поэтому мы в любом случае, несмотря на имеющийся у некоторых скепсис, получили (выбрали) то, что должны. Протест растёт, но медленно", — отмечает Черторинский.

Это тот вызов, с которым властям предстоит работать. Глава региона получил очень дорогой кредит доверия, считает политический обозреватель Ольга Кишаковская.

"В Приморье давно назрел запрос на перемены. Недоверие к власти в регионе высокое, раздражение от неисполнения обещаний за последние годы накопилось, уровень жизни в муниципалитетах не улучшился, а с проведением пенсионной реформы, как ни крути, значительно ухудшился и эмоциональный фон. С таким настроением избиратели в муниципалитетах приходили на встречи с врио губернатора. И можно понять их настроения. Поэтому Кожемяко и всем, кто помогал ему на выборах, было непросто переубедить людей. Но им это удалось. Это заслуга самого Кожемяко, который смог донести до избирателей то, что важно для каждого из них, говорил с ними на простом и понятном языке. Это заслуга всей команды, которая работала с Кожемяко, тех, кто своим именем за него поручился, — говорит эксперт.

— Победа далась большой ценой. Цена – это не только ресурс, привлеченный для победы кандидата, но и доверие разочарованных и уставших людей. Поэтому для избранного губернатора важно в следующем году реализовать все обещания, которые были даны в период избирательной кампании".

Черторинский соглашается, что "на кампанию Кожемяко были брошены очень масштабные силы: начиная от лучших электоральных умов до поддержки первых лиц государства, федеральных СМИ и большого финансирования как самой кампании, так и Приморья в целом". Сможет ли власть с таким же размахом "тянуть" все кампании единого дня голосования-2019, где и губернаторов выбирают, и региональные парламенты? Скоро узнаем", — подытоживает эксперт.

‡агрузка...

© 2005—2019 Медиахолдинг PrimaMedia