Промышленный потенциал Приморья, долгое время остававшийся в тени всевозможных "мегапроектов", вновь оказался в фокусе внимания региональной власти. По оценке депутата Законодательного собрания ПК, заместителя председателя комитета по экономической политике и собственности Алексея Козицкого, представляющего в краевом парламенте партию "Справедливая Россия", такой разворот к реальности дает надежду на то, что регион сможет постепенно не только улучшить свои экономические показатели, но и существенно повысить качество и уровень жизни населения. Об основных "точках роста" в нынешней стратегии развития региона приморский политик рассказал в интервью ИА PrimaMedia.
— Алексей Анатольевич, помимо работы над бюджетом – как текущего года, так и на ближайшую трехлетку – депутаты в ноябре-декабре этого года много внимания уделяли и стратегии развития Приморского края. Сменились ли там приоритеты?
— Меня как члена комитета по экономической политике очень обнадеживает то, что наша краевая исполнительная власть последние два-три месяца начала достаточно четко высказывать свое видение "точек роста" для экономики Приморья. И радует, что эти "точки роста" в понимании главы региона — не какие-то очередные "мегапроекты опережающего развития", а наши приморские действующие предприятия, в том числе и те, которые появились в крае еще в советское время.
19 декабря во время последнего в этом году заседания Законодательного собрания, именно с таким стратегическим видением к депутатам обратился губернатор края, который, я уверен, трезво и осмысленно понимает, что избирательный период закончился, аванс доверия от приморцев получен, и теперь этот аванс нужно отработать.
Конечно, мы уже увидели активную работу исполнительной власти по приведению социальной поддержки населения в регионе хотя бы на уровень соседних субъектов ДФО. Увидели, что глава исполнительной власти нашего субъекта сумел "замотивировать" федеральный центр к активному подключению к решению годами копившихся проблем региона. Далее же нам, как представителям двух ветвей региональной власти, предстоит, как я считаю, возрождать производство в Приморье, тем более что делать это на пустом месте не нужно – все специализации региона лежат на поверхности.
— Как вы считаете, Стратегия развития ПК нуждается в какой-то переработке?
— Здесь не нужно изобретать велосипед, нанимать за десятки миллионов рублей какие-то московские институты, чтобы они нам придумали какую-то стратегию.
Приморье – это однозначно "про море", поэтому наши промышленные направления – судоремонт, судостроение, рыболовство, особенно прибрежное, развитие марикультуры. Причем база для того, чтобы край перестал быть территорией исключительно "купи-продай" (хотя и торговля, и ВЭД, и логистика – также нужные сегменты нашей региональной экономики), в крае есть.
Ей нужно помочь налоговым регулированием, снятием административных барьеров, льготами и преференциями, и полномочий у региона для того, чтобы начать это делать, вполне достаточно – и законотворческих, и административных, и лоббистских. И, главное, сегодня появилась для этого политическая воля, без которой, как мы все видим, у нас очень сложно что-либо сделать.
— Понятно, что в любом случае подъем местных производств – процесс небыстрый, здесь много в каком-то смысле неблагодарной работы на перспективу, без сиюминутных результатов…
— Чтобы эти результаты пусть не прямо завтра, но были, чтобы люди почувствовали, что работа в крае есть, что продукция в крае производится, мало "залить" те или иные предприятия льготами. Нужно выстаивать осмысленную систему поддержки с качественным законотворческим оформлением, с интеграцией края в программы господдержки промышленности федерального уровня.
И, конечно же, нужно не бояться отказываться от мегапроектов. И такой отказ уже начался, вспомним хотя бы то, что бюджет Приморья наконец-то перестал "тянуть" эти изначально мертворожденные с экономической точки зрения проекты с гостиницами "Хаятт".
Как говорится, когда дом горит, не стоит пытаться пристраивать к нему красивую мансарду.
А край в каком-то смысле у нас "горит", многие предприятия наши – еле "коптят". Так что нужно сперва решить вот эти проблемы. Плюс, естественно, преодоление кризиса с транспортной инфраструктурой, ЖКХ, плохим инвестиционным климатом, газификацией региона.
— В последние дни, кстати, вопрос о газификации региона вновь зазвучал в публичном пространстве. Он действительно настолько важен для края?
— На мой взгляд, газификация региона — это один из самых главных вопросов, который предстоит решить губернатору. Пока магистральный газопровод "Сахалин – Хабаровск – Владивосток", как вы знаете, выполняет в регионе скорее декоративную функцию, практически не влияя ни на жизнь населения, ни на себестоимость продукции наших предприятий. Перейти от деклараций к реальной реализации программы газификации края – большой вызов и действующей исполнительной власти, и депутатскому корпусу Приморья.
18 декабря перед нашим комитетом и другими депутатами выступали представители администрации края, руководитель подразделения в Приморском крае ООО "Газпром Межрегионгаз Дальний Восток" Николай Ловыгин, которые обозначили текущую проблематику – недофинансирование, проблемы с земельными участками, нерешенные вопросы с министерством обороны РФ. Депутаты высказали свои предложения по готовности решать эти вопросы, естественно, в рамках своих полномочий.
— Насколько известно, газ сегодня планируют подводить прежде всего промпотребителям?
— Да, отводы от магистрального газопровода "Сахалин – Хабаровск — Владивосток", который пока поставляет газ, по большому счету, только на теплоэлектроцентрали Владивостока, планируются в привязке прежде всего к крупным федеральным проектам, таким как судоверфь "Звезда" или виртуальный пока Восточный нефтехимический комплекс (ВНХК). Но эти отводы приведут газ не только на "якорные предприятия", но и просто на территории целого ряда муниципалитетов. А как мы понимаем, для края, для его жителей имеет большое значение именно бытовая газификация Приморья. Особенно остро этот вопрос звучит для северных территорий, где отопление углем и мазутом приводит к тому, что стоимость гигакалории для населения просто выдавливает это самое население из городов и поселков, и люди либо перебираются на юг края, либо вовсе покидают его.
— Насколько известно, на недавней встрече губернатора Олега Кожемяко и зампреда правления ПАО "Газпром" Валерия Голубева обсуждали и будущее использования газомоторного топлива в крае. У этого направления в газификации региона есть перспективы?
— Ранее я неоднократно выступал инициатором краевых законопроектов, направленных как раз на расширение использования газомоторного топлива в Приморье, и после новогодних праздников вновь намерен вернуться к этой теме. Речь и дет о законопроекте о предоставлении определенных льгот для автовладельцев – физлиц и организаций, которые переоборудовали свой транспорт под газовое топливо.
Я уверен, что такой законопроект позволит решить сразу несколько вопросов. Прежде всего, мотивировав автовладельцев переоборудовать свой транспорт под газовое топливо, мы улучшим экологическую обстановку в крупных городах края. Также такие меры налогового регулирования дадут мультипликативный эффект в виде развития инфраструктуры, необходимой для переоборудования и заправки "газового" транспорта, увеличения в крае доли высокотехнологичных производств, создания новых рабочих мест. Это, в свою очередь, стимулирует и газовиков, и краевые и муниципальные власти к тому, чтобы вопросы газификации региона решались энергично. Со своей стороны мы в нашем комитете по экономической политике будем изучать опыт других регионов и инициировать законопроекты, которые позволят быстрее развивать в крае "газовую отрасль".
— 19 декабря на последнем в этом году заседании ЗС ПК депутаты завершили принятие пакета социальных законов, инициированных главой региона. По вашей оценке, меры соцподдержки в крае будут расширяться?
— Как вы знаете, с начала октября этого года Олег Кожемяко посетил в рамках рабочих поездок все муниципалитеты края, активно общался и с представителями местной власти, и, что, пожалуй, более важно, с жителями. И то, что он, имея практически неограниченный административный ресурс в крае, не стал "руководить", "решать проблемы", оставаясь за спинами своих подчиненных, говорит о том, что ситуация в регионе для действующей исполнительной власти сегодня понятна, а населению понятны действия власти по преодолению тех или иных кризисных ситуаций. К слову,
именно эта понятность действий власти, открытый диалог с населением и делают победу Кожемяко на выборах, по моему мнению, вполне заслуженной.
Если же в целом говорить о социальных вопросах, то очевидно, что на 100% они никогда закрыты не будут, потому что каждая проблема тянет за собой и другие. Например, мы одобрили меры по решению проблем обманутых дольщиков по объектам во Владивостоке. Но в том же Артеме ситуация не лучше, и нам сегодня предстоит выделить около 400 млн рублей для помощи артемовским дольщикам.
Также вместе с губернатором мы будем решать вопрос по обеспечению жильем сирот, который в Приморье, как вы знаете, очень запущен из-за того, что в прошлом чиновники относились к строительству и приобретению такого жилья, мягко скажем, странно – "осваивали" и почему-то регулярно "недоосваивали" средства.
Отдельный вопрос – улучшение питания в школах, здесь нужна очень большая работа на местах, активное участие депутатов. Я думаю, что весь 2019 год пройдет и для депутатского корпуса, и для исполнительной власти Приморья под знаком социальной политики. Я думаю, это неизбежно, потому что ситуация на губернаторских выборах в сентябре этого года показала всем и каждому – наши люди очень недовольны тем, что уровень и качество жизни в Приморье не то что не дотягивают до уровня центральной части России, но и имеют пока устойчивую тенденцию к скатыванию еще ниже. Допустить такого развития ситуации нельзя.