Проект постановления правительства "О допуске к управлению транспортными средствами", ранее вызвавший дискуссии и протесты, был переработан ГИБДД с учетом 110 замечаний. Новая редакция постановления была опубликована на regulation.gov.ru, сообщает "Коммерсантъ".
От главной новации — введения единого экзамена по вождению вместо "города" и "площадки" — ГИБДД не отказалась. В документы были закреплены обязательные (разворот, обгон, начало движения и остановка на подъеме и спуске) и необязательные (проезд нерегулируемого перекрестка и железнодорожного переезда) упражнения.
Схема экзамена по вождению описана досконально. Сначала проверяются первоначальные навыки вождения (разворот в ограниченном пространстве, заезд в бокс задним ходом под прямым углом, параллельная парковка). Навыки проверяются на "закрытых площадках и автодромах, территориях с твердым покрытием и ограниченных для движения пешеходов, участках дорог с малоинтенсивным движением, тупиковых участках дорог, преимущественно за пределами жилой застройки".
Вторая часть проверки навыков происходит уже в городских условиях. Будущий водитель должен будет продемонстрировать умение совершать повороты, проезжать нерегулируемые перекрестки, пешеходные переходы, совершать обгон, парковаться у тротуара, останавливаться и начинать движение на подъеме и спуске. При наличии условий может быть протестировано умение проезжать регулируемый перекресток, железнодорожный переезд, а также перестраиваться на дороге с несколькими полосами.
Документ рассматривает случаи аннулирования результатов экзамена. Например, при обжаловании действий экзаменатора, поставившего отрицательную оценку, или в случае какой-то из документов оказался поддельным. Помимо этого запрещено присутствие при проведении экзамена преподавателя из автошколы, имеющего возможность дополнительного управления автомобилем.
Ознакомившись с новой редакцией постановления, Минтранс заявил, что его замечания не были учтены в полной мере. Ведомство, в частности, выказало опасения, касающиеся проверки отдельных навыков управления грузовым автомобилем в условиях интенсивного дорожного движения. Претензию вызвало отсутствие требований к закрытым площадкам, где могут проверяться отдельные элементы.
Президент межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева отметила, что требования к площадкам в новой редакции сохранились только в отношении проведения экзамена для мотоциклетных категорий. "У соискателей остальных категорий, включая автобусы и грузовики, экзамены принимать можно где хочешь, хоть на льду и в темноте. Безопасные условия ничем не гарантированы. В этом потенциал для коррупционной составляющей", — заявила она.
Представители автошкол говорят, что ГИБДД учла "почти все" замечания, но вопросы еще остались. Они предлагают создать рабочую группу по доработке документа.
В настоящее время документ отправлен на оценку в Минэкономики. Ведомство за последние годы неоднократно возвращало проект на доработку в ГИБДД.
Егор Тараруев