Черный день календаря: чем может обернуться для Дальнего Востока рост экспорта угля

Почему угольщики отказываются инвестировать в строительство экологически чистых терминалов закрытого типа
Угольная перевалка в Приморье. Фото: ИА PrimaMedia

Российские угольщики планируют к 2025 году нарастить объемы экспорта угля на 50%. Основной поток направится через порты Дальнего Востока. Эксперты признают, что увеличение экспорта положительно скажется на экономике всего региона, но опасаются, что за этим последуют серьезные экологические проблемы, решать которые нужно уже сейчас, но ни стивидоры, ни угольщики не торопятся инвестировать в сохранение экологии. Это может привести к тому, что многие припортовые территории покроются толстым слоем опасной черной пыли, сообщает ИА PrimaMedia.

В середине прошлого года президент Путин на заседании комиссии по вопросам развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК) призвал бизнес расширить присутствие России на мировом угольном рынке. "В прошлом году отечественные компании экспортировали более 190 млн т угля. По этому показателю наша страна занимает третье место в мире после Австралии и Индонезии. Текущая конъюнктура дает возможность расширить присутствие России на мировом угольном рынке, укрепить свои позиции и нарастить нашу долю", — цитирует слова президента "РБК".

По мнению директора института международного бизнеса и экономики ВГУЭС Александра Латкина, наращивание экспорта угля – более здравая идея, чем поставки нефти и газа, которые добываются в огромных количествах. "Углем у нас завален весь Кузбасс, в стране его действительно очень много", — отметил Латкин.

Угольщики готовы выполнить поручение президента и активно вкладывают в развитие портовой инфраструктуры, но к объемам их вложений в защиту экологии возникают вопросы. Сегодня на Дальнем Востоке действует 18 угольных терминалов, еще несколько строится с нуля или модернизируется. Почти все они принадлежат крупным российским угольным компаниям, ведущим добычу в Кузбассе, Якутии, Амурской области и т.д.

К 2025 году южное Приморье окажется в кольце угольных терминалов, подавляющее большинство из них будут иметь открытый способ перевалки и лишь единицы — закрытый. Закрытый терминал – проект с долгим сроком окупаемости, поэтому пришедшие сюда угольщики из других регионов, предпочитают делать бизнес, сильно не отвлекаясь на экологию. В этом вопросе они могут столкнуться с противодействием местного населения или власти. Тем более, что пока активного открытого диалога угольщики из других регионов с местной общественностью не ведут.

Черные точки

Проект угольного терминала "Порт Вера" рядом с ЗАТО Фокино мощностью перевалки 20 млн тонн в год реализует УК "ВостокУголь" Дмитрия Босова. Выход на проектную мощность в 20 млн тонн запланирован на 2022 г. Строительные работы на месте площадки терминала начаты. Терминал будет ориентирован на перевалку угля из Амурской области.

Проект строительства терминала "Север" в порту Восточный реализует АО "Открытый порт Находка" группы "Сумма" находящегося под арестом Зиявудина Магомедова. "Север" должен был заработать в 2017 г. Полный грузооборот планировался в объеме не менее 20 млн тонн в год. Сегодня проект находится в подвешенном состоянии. Летом прошлого года стало известно, что "Сумма" начала переговоры о продаже АО "Открытый порт Находка" структурам Дмитрия Босова.

В порту "Посьет" модернизацию ведет ПАО "Мечел". В настоящий момент мощности порта позволяют отгружать до 9 млн тонн угля в год. В долгосрочной перспективе годовой грузооборот порта должен достигнуть 12-15 млн тонн.

В центре Находки ведет перевалку угля ЕВРАЗ в Находкинском морском торговом порту. Угольный терминал территориально расположен на основной стороне порта, примыкающей к центральной улице города – Находкинскому проспекту.

В Хабаровском крае компания "Колмар" строит новый угольный терминал в бухте Мучке морского порта Ванино. Проект будет реализован в два этапа. В 2019 году будет завершено строительство терминала для перевалки угля мощностью 12 млн тонн в год. На втором этапе мощности будут увеличены до 24 млн тонн к 2023 году. Проект реализует 100%-ная дочка "Колмара" АО “ВаниноТрансУголь” (ВТУ).

Во Владивостоке уголь также перегружает в самом центре города.

Как в Ванино?

Рост экспорта "черного золота" еще не начался, а экологические проблемы от перевалки возникают уже от тех объемов, которые переваливаются сейчас. Их средоточием стал поселок Ванино в Хабаровском крае, где местные жители с 2012 года требуют от властей и стивидоров принять меры по борьбе с угольной пылью.

По мнению заместителя директора хабаровского филиала ТИНРО Германа Новомодного, угольная пыль, оседающая в акватории порта поселка Ванино, приведет к тому, что в воде не останется обитателей флоры и фауны. Оседающая взвесь превратит дно бухты в пустыню.

— Дно покрывает губительная для жизни взвесь. Жизни придется пробиваться через эту пленку, но не все смогут. Первыми под удар попадают малоподвижные виды, моллюски. Ну, а рыба просто уходит, — говорил Герман Новомодный.

В 2017 году сообщалось, что протесты жителей Ванино вынудили порт и "Мечел", угли которой перегружает "Ванино", пообещать вложить почти 70 млн рублей в реализацию ряда экологических мероприятий.

В 2016-2018 гг. портовики из-за проверок контролирующих органов вынуждены были несколько раз приостанавливать погрузо-разгрузочные работы. Компания понесла убытки, в том числе на простое судов на рейде и железнодорожных вагонов. Кроме того, стивидора принудили снизить долю в перевалке угля в пользу менее вредных лесоматериалов. Протесты были настолько мощными, что на повестке дня встал и вопрос строительства закрытого угольного терминала.

Не менее острые проблемы возникали и в Приморье.

Перевалка угля в центре Владивостока

Перевалка угля в центре Владивостока. Фото: ИА PrimaMedia

Частично повлиять на экологическую ситуацию должен был закон о запрете открытой перевалки угля в портах, находящихся в городской черте. Закон с трудом был продавлен через депутатов, но ограничивался только терминалами в черте города.

Между тем, угольная пыль имеет свойство перемещаться по ветру, а строительство закрытых терминалов требует дополнительных затрат. Но инвесторы не готовы заботиться об экологии и вкладывать дополнительные средства, а предпочитают игнорировать распространение угольной пыли по региону.

"Удельная стоимость затрат на строительство полностью крытого угольного терминала на порядок выше, — ответил на запрос ИА PrimaMedia представитель ПАО "Мечел" (владеет портом "Посьет") Алексей Рыжков. — В мире нет примеров полностью закрытых специализированных терминалов, которые оперируют миллионами тонн угля. Уголь в закрытом пространстве приобретает опасные свойства, поэтому требуется обеспечение специальных противопожарных мер, это критичный фактор.

Внедрение даже самых современных технологий работы с углем не предполагает применение закрытых складских площадок и полностью герметичной техники, узлов и агрегатов. В технологическом цикле все равно будет участвовать оборудование открытого типа. В связи с этим у крупных российских стивидорных компаний есть один путь: реализация комплекса природоохранных мер с использованием лучших мировых практик по борьбе с пылением".

Профессор ВГУЭС, доктор экономических наук Александр Исаев уверен, что России в первую очередь стоит обратить внимание на развитие реальной экономики, а не на бесконечный вывоз полезных ископаемых из страны.

"Правительство разрабатывает планы проедания ископаемых, а нам надо развивать реальную экономику. На угле, нефти и газе долго не протянешь, они рано или поздно закончатся", — сказал Исаев.

Что касается ухудшения экологической обстановки, то, по мнению специалистов, сегодня при должной ответственности вполне реально переваливать уголь, применяя закрытые технологии. "Это вопрос одного или двух лет, — говорит Исаев. – Некоторые порты закупают оборудование для того, чтобы осуществлять закрытый способ перевалки. Однако всегда найдутся те, которые будут осуществлять свою деятельность в обход".

"Являясь одним из специализированных угольных перегрузочных терминалов, торговый порт "Посьет" придерживается всех требований и норм действующего законодательства, — говорит Алексей Рыжков из Мечела. — Проектом модернизации порта предусмотрены различные природоохранные меры. Например, системы аспирации в закрытом здании вагоноопрокидывателей и пересыпных станций, система спринклерного пылеподавления на открытых складских площадках и т.д.".

Весь уголь в гости к нам

Как пишет "Коммерсант", объемы экспорта в восточном направлении к 2025 году увеличатся до 126,5 млн тонн. Большая часть угля пойдет из Кузбаса, основной игрок здесь – Холдинговая компания "Сибирский деловой союз" (СДС).

В приморском крае через свою дочернюю "СДС – Уголь" эта компания реализует проект по строительству крупного угольного терминала на 20 млн тонн в районе бухты "Суходол" в Шкотовском районе.

Проект стартовал еще в 2012 году. Ввод первой очереди на 6 млн тонн намечался на июль 2017 года, второй и третьей — на 2019-2021 годы. Однако на начальном этапе из проекта вышел крупный инвестор, компания друга президента Геннадия Тимченко VolgaGroup, как сообщалось, из-за низкой рентабельности. Стройка встала, так и не начавшись.

В сентябре 2017 года ФАС удовлетворила ходатайство СДС о приобретении 100%-й доли в ООО "Морской порт "Суходол", что позволило холдингу самостоятельно заняться строительством терминала.

В мае 2018 года стало известно, что инвестор намерен инвестировать в строительство порядка 30 млрд рублей. Запуск первой очереди мощностью до 6 млн тонн запланирован на 2019 год. На 2020 год — вторая очередь, которая увеличит объем перевалки до 12 млн тонн, после ввода третьей очереди в 2021 году объем перевалки увеличится до 20 млн тонн в год.

Против проекта изначально выступали местные власти. Администрация городского округа Большой Камень не согласовала проект внесения изменений в генеральный план Романовского сельского поселения Шкотовского района, предусматривающих строительство угольного терминала, потому что изначально говорилось о строительстве терминала закрытого типа. Активное строительство должно было начаться во второй половине 2018 года.

На запрос ИА PrimaMedia, почему, несмотря на несогласие местных властей, выбор сделан в пользу более "грязного" терминала открытого типа, в СДС-Угле не ответили.

"Вся риторика противников "закрытых" угольных терминалов состоит из несоответствующих действительности, либо искажающих ее доводов, целью которых является только защита существующих технологий и портов, их применяющих. И тут уж ничего не поделаешь – других аргументов придумать действительно невозможно, — говорил ИА PrimaMedia Андрей Беловодский, заведующего Коллегией адвокатов "Фокс", член Общественного экспертного совета по экологической безопасности, сохранению окружающей среды и воспроизводству биологических ресурсов в Приморском крае. — Пыль над угольными терминалами Дальнего Востока поднимается зимой в морозы, при низкой влажности и сильных ветрах. Причём уголь в порты поступает по железной дороге уже высушенный и вымороженный сибирскими морозами. Таких условий перегрузки, как в портах Дальнего Востока, нет больше нигде.

И когда некоторые так называемые "эксперты" приводят в пример опыт перевалки угля на открытых терминалах в портах Западной Европы или Австралии, им можно посоветовать приехать в январе в Ванино и погулять там рядом с угольными терминалами, чтобы в полной мере ощутить на себе климатические условия района и оценить степень их воздействия на разнос пыли.

Закрытые терминалы очень дорогие. Это утверждают те, кто никогда не делал никаких расчетов, тем более что в России такие терминалы не строили. Однако по оценкам ДНИИМФ, стоимость закрытых и открытых терминалов сопоставима, а если удорожание всё же возникнет, то оно будет не настолько значительным, как его преподносят".

Загрузка...

© 2005—2019 Медиахолдинг PrimaMedia