Железная дорога попросила угольщиков на нее не рассчитывать

Монополия подошла к пределу своих возможностей на восточном направлении

ОАО РЖД в этом году сможет увеличить отправку угля на экспорт по ключевым направлениям лишь на 1–2% и просит участников рынка задуматься об альтернативных маршрутах — через порты Грузии, Турции или Калининград, пишет "Коммерсант". По мнению аналитиков и производителей, хотя цены на уголь "продолжают стимулировать экспорт", для переориентации потоков понадобятся тарифные стимулы и наиболее вероятен рост сухопутных отгрузок в Китай через погранпереходы, сообщает ИА PrimaMedia.

ОАО РЖД закладывает в планы на 2019 год по погрузке угля, ключевого для себя груза, рост на 3,5%, сообщил заместитель главы компании Алексей Шило. Относительно небольшой прирост (в 2018 году погрузка угля выросла на 4,6%, в 2017 году — на 9,1%) объясняется тем, что угольщики используют уже загруженные экспортные направления. По словам господина Шило, в декабре 2018 года ОАО РЖД на совещании рассказало компаниям о возможностях инфраструктуры на 2019 год. "Мы сказали, что сможем перевезти достаточно ограниченный объем угля в направлении портов РФ,— рассказывает господин Шило,— чтобы они могли заранее спланировать работу и рассмотреть альтернативные направления — внутрироссийские, в сторону погранпереходов — и избежать затоваривания складов". По его словам, в декабре на складах было 9,5 млн тонн угля, это чуть меньше трехсуточной погрузки по всей сети.

В восточном направлении мы перевезем объемы угля с ростом в 1,2%,— уведомил Алексей Шило.— В северо-западном — 1,9%, в южном — 1,5%".

Угольщикам могут быть предложены другие экспортные варианты — порты Грузии, Турции, через Калининград в Польшу и т. д. По словам топ-менеджера, в этом году будет реализовываться обширная программа модернизации инфраструктуры, не меньше чем в 2018 году, "и рассчитывать, что ОАО РЖД много сможет перевезти, пока не стоит". Основные вводы по инвестпрограмме, пояснил он, начнутся с 2020 года, а в направлении на восток к концу года добавится только три пары поездов. При этом, подчеркивает господин Шило, компания будет пытаться перевезти как можно больше в зимние месяцы, в январе перевозки угля уже выросли на 6,7%, в том числе на экспорт — на 10,8%. Дальше, предупреждает он, будет снижение.

В Evraz сообщили, что, как и все угольщики, периодически ощущают определенный дефицит как по портовым мощностям, так и в некоторые периоды по вагонам. В компании согласны с оценкой ОАО РЖД, что необходимо вовлекать западные порты. По словам заместителя главы СУЭК Дениса Илатовского, для обеспечения плановых объемов компания и ОАО РЖД проводят "согласованную программу по улучшению технологии отгрузки за счет ускорения оборота вагонов и управления парком".

Цены на уголь продолжают стимулировать экспорт, говорит источник “Ъ” в отрасли, хотя в конце года они и падали на 20%.

Сейчас спрос на перевозки обгоняет указанный Шило предельный прирост, отмечает он, ожидая, что в 2019 году не будет удовлетворяться около 10% заявок на перевозку от угольщиков. В 2020–2021 годах будет проще, закончится первый этап модернизации БАМа и Транссиба, отстроятся терминалы в Усть-Луге и, возможно, в Тамани, введут порт Вера. Что касается новых экспортных направлений, то, хотя в Грузии появляются угольные терминалы, Черное море — ограниченный рынок. Калининград дороже с точки зрения железной дороги и не может конкурировать с Усть-Лугой по глубине. Похвально, говорит собеседник “Ъ”, что ОАО РЖД предупреждает об ограничениях, идея о перенаправлении перевозок правильная, но в мгновение ока осуществить это невозможно.

Альтернативные направления, предлагаемые ОАО РЖД, специфические и требуют усилий для перевода даже небольших грузопотоков, что для большинства угольщиков экономически нецелесообразно, полагает глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров.

Без специальных тарифных преференций со стороны ОАО РЖД рост перевозок угля на них маловероятен, полагает он, но монополия освоила "тарифный коридор" (скидки к тарифу), и можно пробовать формировать грузопотоки во втором полугодии. Максим Худалов из АКРА говорит, что в качестве альтернативы можно вернуться к Эстонии и Латвии, но это "дорого и политически неправильно". Другой вариант — северокорейский порт Раджин, освобожденный от санкций на транзит, можно грузить крымские порты, но проблемы с экологией и турпотоком будут сдерживать отгрузки, полагает эксперт. "Наиболее вероятным сценарием станет рост отгрузок в Китай по сухопутным направлениям",— считает господин Худалов.

Напомним, ранее сообщалось, что российские угольщики планируют к 2025 году нарастить объемы экспорта угля на 50%. Основной поток должен был направиться через порты Дальнего Востока. Как писала ИА PrimaMedia, эксперты признавали, что увеличение экспорта положительно скажется на экономике всего региона, но опасались, что за этим последуют серьезные экологические проблемы, решать которые нужно уже сейчас, но ни стивидоры, ни угольщики не торопятся инвестировать в сохранение экологии. Это может привести к тому, что многие припортовые территории покроются толстым слоем опасной черной пыли.

К 2025 году южное Приморье окажется в кольце угольных терминалов, подавляющее большинство из них будут иметь открытый способ перевалки и лишь единицы — закрытый.

Закрытый терминал – проект с долгим сроком окупаемости, поэтому пришедшие сюда угольщики из других регионов, предпочитают делать бизнес, сильно не отвлекаясь на экологию. В этом вопросе они могут столкнуться с противодействием местного населения или власти. Тем более, что пока активного открытого диалога угольщики из других регионов с местной общественностью не ведут.

Зимой ситуация может усложниться, так как перевалку угля сопровождают ежегодные зимние пробки на железной дороге. Легкосыпучие, мелкие угли угольщики стараются перевести именно в холодное время года, так как летом эти перевозки опасны (данный уголь имеет мелкую фракцию и легко воспламеняется, кроме того сильно пылит). Зимой, он наоборот, смерзается. что приводит к увеличению выгрузки, пробкам и простою вагонов. Ситуация с заторами повторяется ежегодно.

Загрузка...

© 2005—2019 Медиахолдинг PrimaMedia