Угольная война в Находке: направление главного удара – порты Астафьева

Корр. ИА PrimaMedia изучил детали некоторых событий последних месяцев - выводы получились неожиданными, но вполне реалистичными
Поле угольной брани. Фото: ИА PrimaMedia

На Находкинском угольном фронте все вроде бы все без перемен, обращает внимание ИА PrimaMedia. Стивидоры переваливают, общественность бдит, блогеры уличают, контрольные органы контролируют. Жители протестуют, но на акции и митинги не собираются. Или потому, что стивидоры и в самом деле добились определенных успехов в деле пылеподавления и уменьшения негативного влияния на окружающую среду. Или потому что на акции и митинги никто не зовет (выборов в ближайшее время в городе не предвидится, ну разве что мандат экс-депутата ЗС ПК Руслана Маноконова, ярого борца за чистый воздух в Находке, судимого за мошенничество во Владивостоке, должен будет обрести нового владельца). Или потому что протестное лобби сменило тактику – от прямых заявлений на площадях и возле памятников перешло к бомбардировке жалобами различных инстанций начиная с федеральных надзорных органов и заканчивая администрацией президента РФ. Да, чуть не забыли. В декабре 2018 года компания "Аттис Энтерпрайс" создала экологический фонд "Находка", основным направлением работы которого станет поддержка проектов по обеспечению благоприятных экологических условий в городе Находка, сообщила пресс-служба компании. К этому мы еще вернемся. А начнем свой аналитический обзор с мало заметной на первый взгляд информации.

"Тайный покупатель"

Интересной информацией поделилась со своими подписчиками Telegram-канал РДВ ("Рынки Деньги Власть"). Некий "таинственный покупатель" начиная с 25 декабря 2018 году скупает на внебюджетном рынке (ОТС) и на Московской бирже разными долями акции ПАО "Распадская" (единый производственно-территориальный комплекс по добыче и обогащению угля, находится в Кузбассе, с 2013 года входит в состав Evraz Group). Как утверждали источники РВД, этим "тайным покупателем" как раз и является публичная компания "Евраз" (Evraz Group) — международная вертикально-интегрированная металлургическая и горнодобывающая компания с активами в Российской Федерации, США, Канаде, Чехии, Италии, Казахстане и штаб-квартирой в Лондоне — или инвестбанк, действующий от имени "Евраза".

Структура Абрамовича увеличивает свою долю в "Распадском"

Структура Абрамовича увеличивает свою долю в "Распадском". Фото: ИА PrimaMedia

Одной из структур, входившей в Evraz Group, что интересно, является также Находкинский морской торговый порт (ОАО "Евраз НМТП"). В июне 2017 года "Евраз НМТП" был продан за 354,4 млн долларов офшорной компании Lanebrook Limited, уже владеющей 63,79% акций Evraz Group и принадлежащей небезызвестным Роману Абрамовичу, Александру Абрамову, Александру Фролову и Евгению Швидлеру. То есть покупатель нашелся в "собственных рядах" совладельцев Evraz Group. Над тем, зачем это понадобилось, мы в свое время рассуждали в материале "Угольный ЕВРАЗ в центре приморской Находки: "перезагрузка" на фоне скандала", к которому и отсылаем любопытных.

И вот новая интересная сделка. По данным аналитиков РДВ сейчас "Евраз" владеет 88,7% "Распадской". Цель холдинга, считает РДВ, собрать нужные 95% акций для принудительного выкупа оставшихся у миноритарных акционеров. По мнению РДВ, это нужно для того, чтобы поднять цену акций "Распадской" со 154 рублей до 180-200 рублей.

Скриншот очередной информации из Telegram-канала РДВ ("Рынки Деньги Власть")

Скриншот очередной информации из Telegram-канала РДВ ("Рынки Деньги Власть"). Фото: Telegram-канал РДВ

Нам же, людям, живущим всего в 88 км от Находки, в истории с "тайным покупателем" почудились и другие мотивы. В поисках ответа на вопрос, зачем могут понадобиться "Евразу" все 100% акций "Распадской", мы основательно промониторили Интернет. Полученная информация вкупе с той, что была раньше, привела к определенным выводам, которые ведут напрямую в Находку.

Информация к размышлению

Начали мы с информации о ПАО "Распадская", которое, как значится на официальном сайте компании, представляет собой единый производственно-территориальный комплекс по добыче и обогащению угля. В состав ПАО "Распадская" входят две подземные шахты, разрез, обогатительная фабрика, а также ряд предприятий транспортной и производственной инфраструктуры. 82% обыкновенных акций ПАО "Распадская" принадлежат EVRAZ plc (как видим, официальные данные несколько отличаются от данных РДВ).

По состоянию на 1 июля 2017 года доказанные и вероятные запасы по JORC составляют порядка 1,35 млрд тонн. В том же 2017 году "Распадская" добыла 11,4 млн тонн угля.

Логично предположить, что с переходом "Распадской" в безраздельное владение Evraz Group, количество угля, переваливаемого его находкинским терминалом, увеличится (в 2017 году, по официальным данным, НМТП перевалил 1,5 млн тонн угля).

Косвенным подтверждением этому является тот факт, что еще в феврале 2017 года тогда еще АО "ЕВРАЗ Находкинский морской торговый порт" (сейчас он именуется АО "Находкинский морской торговый порт") обратился в ДВЖД за техническими условиями на выгрузку дополнительных 2,5 млн тонн угля в год. Правда, РЖД не согласовало стивидору данное увеличение без вложений в соответствующую инфраструктуру. Зато уже в марте 2017 года ДВЖД согласовала повышение объема перевозок угля до 100 вагонов в сутки другому стивидору, работающему на территории микрорайона Мыс Астафьева, — компании "Аттис Энтерпрайс" (об этом мы в свое время писали в материале "Уголь наступает: жителей мыса Астафьева в Находке ждут сотни тысяч дополнительных тонн").

Интересно, что именно компании "Аттис Энтерпрайс" и "Находкинский морской торговый порт" на сегодняшний день являются ключевыми участниками НКО "Экологический фонд "Находка", созданного в декабре 2018 года. "Основным направлением работы фонда станет поддержка проектов по обеспечению благоприятных экологических условий в городе. Решение о создании фонда принято в рамках договоренностей с врио губернатора Приморья Олегом КОЖЕМЯКО, которые обсуждались на совещании по вопросам снижения пыления в городе", — декларируется на сайте фонда. Создателем фонда, судя по публикациям СМИ, является "Аттис Энтерпрайс". Председателем фонда, судя по информации на сайте фонда, Тарасов Александр Борисович, генеральный директор ООО "Компания "Аттис Энтерпрайс".

Официальный сайт экологического фонда "Находка"

Официальный сайт экологического фонда "Находка". Фото: скриншот сайта

Как оказалось, компании связаны не только географическим соседством (микрорайон Мыс Астафьева) и участием в экологическом фонде. В материале "Находка и черный снег: новая беда портовиков", размещенном на портале "Морские вести России", мы нашли упоминание о том, что совладельцем ООО "Аттис-Энтерпрайс" является предприниматель Артем Козовой, сын Геннадия Козового, экс-совладельца шахты "Распадская" (вот и "Распадская" опять появилась).

Наконец, по не подтвержденным официальными ресурсами сведениям, ООО "Аттис-Энтерпрайс" является одним из предприятий транспортной инфраструктуры ПАО "Распадская". Так ли это на самом деле, не знаем. Но вполне допускаем, что это действительно так.

Добрые "протестанты"

Ну, вот, например, в апреле 2014 года пресс-служба администрации Находкинского городского округа распространила информацию о круглом столе по вопросам реализации трехстороннего соглашения стивидорных компаний с администрациями Приморского края и Находкинского городского округа. Провел заседание на тот момент первый заместитель главы администрации Находки Борис Гладких (сейчас он – глава). В мероприятии приняли участие инициативная группа жителей микрорайона Мыс Астафьева Светлана Лукинова, Сергей Роенко и Иван Воробьев и члены экологического совета города. О техническом перевооружении терминалов и внедрении технологий пылеподавления отчитались руководители расположенных на мысу Астафьева стивидорных предприятий – генеральный директор АО "Находкинский морской торговый порт" и Владимир Григорьев и генеральный директор ООО "Аттис Энтерпрайс" Александр Тарасов.

"Встреча прошла в конструктивном ключе", — отмечалось в пресс-релизе. Стивидоры рассказали о том, как борются с пылью. Инициативная группа жителей микрорайона Мыс Астафьева их похвалила.

"По поводу компании "Аттис Энтерпрайс" ничего негативного сказать не можем. Мониторим ситуацию. Зимой всегда все кучи закрыты коркой снега. Грамотное расположение водяных пушек, которые работают в любую погоду", — отметила Светлана Лукинова.

"В прошлом году мы стивидорам в пример приводили НМТП. В этом сложилось впечатление, что компания "Аттис Энтерпрайс" самая добросовестная. Оцениваю на пятерочку. Ну, на четверочку, чтобы не перехвалить, – сказал Иван Воробьев. – Проколы бывают у всех, но экологическая ситуация в микрорайоне стала лучше, что душой кривить. Особенно в последнее время. Стивидоры поняли, что это серьезно, вопрос на контроле, обещаниями не обойдешься".

Находкинский морской торговый порт (фото из архива)

Находкинский морской торговый порт (фото из архива). Фото: ИА PrimaMedia

Очень интересное заявление, учитывая два обстоятельства. Первое. Как раз в "прошлом году" (то есть в 2017-м), по итогам проверки предприятий, осуществляющих перегрузку угля на территории Находкинского городского округа, которую проводил в феврале 2017 года Росприроднадзор, надзорный орган обнаружил несколько нарушений в деятельности НМТП. Так, выяснилось, что в результате выгрузки угля из вагонов, его сортировки, хранения на складах и погрузки на суда в атмосферу выбрасывались вредные вещества, в том числе — и пыль каменного угля. Не в полной мере осуществлялись меры по недопущению загрязнения акватории бухты Находка углем при проведении погрузки угля на суда. В результате непринятия достаточных мер при погрузке угля на суда, происходило загрязнения водного объекта просыпающимся при погрузке углем. Нарушенным оказался ряд статей федерального закона "Об окружающей среде".

И второе. В пример другим стивидорам ставил НМТП не кто иной, как самый жесткий и непримиримый борец с "вредными" угольными стивидорами Иван Васильевич Воробьев. Тот самый принципиальный Воробьев, который в своем заявлении в Генпрокуратуру призывал приостановить деятельность компании ОАО "Терминал Астафьева", миноритарным акционером которой он сам является.

Избирательная "экозащита"

Сейчас в Находке перевалкой угля занимаются 12 стивидоров. В микрорайоне работают всего четыре компании: ОАО "Терминал Астафьева", ЗАО "Порт Восточные ворота – Приморский завод", ООО "Аттис-Энтерпрайс" и "Находкинский морской торговый порт".

"Терминал Астафьева" не так давно сообщил, что собирается строить перевалочный комплекс закрытого типа, первый в Российской Федерации. Это очень дорогостоящее вложение и сильное конкурентное преимущество.

К тому же увеличивать перевалку угля в микрорайоне Мыс Астафьева всем сразу и до бесконечности невозможно. Население не потерпит, да и надзорные органы не согласуют.

Но находкинские активисты экозащитники, казалось бы, не видят в упор никого, кроме "Терминала Астафьева". Откуда же такая избирательность экозащитников? Кому выгодно сделать крайним и виноватым во всем именно одного из четырех участников рынка?

До последнего куска угля?

До последнего куска угля?. Фото: ИА PrimaMedia

Логично предположить, что тут могут быть интересы конкурентов. Уничтожение и оккупация конкурента – способ, проверенный годами. Как говорится, на войне как на войне. Пусть даже война эта не настоящая (и слава Богу), а угольная. Как вариант, для того чтобы уничтожить конкурента, в сложившейся ситуации проще всего воспользоваться устойчивым и приносящим результаты трендом народного протеста. Ну и жаловаться во все инстанции.

В конце концов, конкуренту надоест нести репутационные потери, и он согласится на продажу своего бизнеса агрессивному соседу. Или конкурента просто прикроют, известно ведь, что капля камень точит, а жалоба в прокуратуру до цугундера доведет.

Но, может быть, за теми, кто раскачивает целевые "народные протесты" стоят и иные силы, интересы которых связаны с углем, но которые еще не заявили о себе открыто.

Загрузка...

© 2005—2019 Медиахолдинг PrimaMedia