Врачебное сообщество и аптечные сети России ведут негласную войну из-за лекарств, которые последние навязывают покупателя, сообщает ИА PrimaMedia. Чаще всего аптеки убеждают купить именно те препараты, с производителями которых у них подписаны маркетинговые договоры. Специалисты утверждают, что таким образом провизоры самовольно корректируют лечение, которые было назначено пациенту, при этом не отвечая за последствия.
Как пишет портал "URA.RU", данная проблема, действительно имеет место быть, что подтверждают и Национальной медицинской палате (НМП), и Лиге защиты пациентов. Так, по словам вице-президента НМП Евгения Чеснокова, большинство граждан постоянно сталкиваются с тем, что провизоры советуют приобрести не прописанный препарат, а лекарство дешевле, так называемый дженерик. Он объясняет это далеко не заботой о кошельке покупателя. Евгений Чесноков подчеркивает, что "аптеки заточены на извлечение прибыли", поэтому в первую очередь стараются реализовать то, что выгодно им. Такая ситуация чаще всего встречается в маленьких городах.
Президент Лиги защиты пациентов Александр Саверский также признал, что речь идет о массовом явлении.
"Лично меня очень раздражает, когда ты приходишь в аптеку с назначением доктора, а тебе предлагают купить какой-то другой препарат, словно ты не лекарство, а колбасу выбираешь", — заявил он, добавив, что бороться с этим явлением в условиях рынка крайне сложно.
По мнению члена Союза педиатров России Дмитрия Малых, провизор, предлагая приобрести тот или иной препарат, фактически ни за что не отвечает. Кроме этого, у него есть материальная заинтересованность в продажах. Специалист также отметил, что проблему дорогого препарата и его аналогов должны между собой решать доктор и пациент, обсудив на каком же варианте остановиться лучше всего.
Представитель одной из аптечных сетей на условиях анонимности рассказал, что чаще всего провизор предлагает более дешевый препарат с одинаковым действующим веществом: "Дженерик может быть дешевле оригинального препарата примерно в 3-7 раз — например, один стоит 900 рублей, а другой — семь тысяч. Есть аналоги, которые очень хорошо себя зарекомендовали. При этом крайне редко случается, что в аптеках потребителям предлагают купить что-то дороже назначенного доктором препарата".
В то же время собеседник признал, что некоторые более дешевые аналоги обладают куда большим спектром побочных эффектов.
Более того, порой их эффективность признается специалистами низкой, в сравнении с оригиналом.
"Основной расчет — на психологию покупателя. Клиент считает, что ему хотят действительно помочь сэкономить, а отнюдь не нажиться на нем", — поделился представитель сети.
Он также признался, что, как правила, аптекари предлагают приобрести препараты тех производителей, с которыми заключены договоры.
Между тем, директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов уверен, что претензии врачей необоснованны. По его словам, если у пациента не хватает средств на приобретение назначенного врачом лекарства, провизор может провести "некоторую замену, что вполне оправданно". Чтобы повысить выручку, чаще всего провизоры предлагают пациентам докупить что-то дополнительно. Например, к антибиотикам — пробиотик или витаминный комплекс.
Согласно исследованию аналитической компании Ipsos Healthcare за 2018 год, в 43% случаев покупатель, описав симптомы, просит фармацевта порекомендовать препарат. В большинстве случаев специалист советует то лекарство, на которое аптечная сеть имеет договор. При этом в 65% случаев пациент следует полученным рекомендациям. В общей сложности бонус сети, по оценкам Национальной фармацевтической палаты, может достигать 6 млн рублей.