"Росморпорт" готовит в Приморье социальный взрыв?

Для начала ведомство намерено разорвать договор аренды причалов с Находкинским морским торговым портом
"Росморпорт" готовит в Приморье социальный взрыв?. Фото: ИА PrimaMedia

Тема угольной пыли в портах Находки, с шумом поднятая 2 года назад и постепенно вошедшая в русло цивилизованного обсуждения и всестороннего анализа, действительно, непростой экологической проблемы, вновь приобретает скандальные черты, сообщает ИА PrimaMedia. Поводом послужила публикация делового издания "Коммерсантъ" о том, что ФГУП "Росморпорт" хочет разорвать договор, по которому у него арендует причалы Находкинский морской торговый порт, за несоблюдение экологических требований по выбросам пыли. В результате, сообщает издание, ссылаясь на слова эксперта, Находкинский МТП лишится статуса оператора морских терминалов порта и потеряет возможность оказывать транспортные услуги в порту. Более того, по словам некоего источника "Ъ", знакомого с ситуацией в Находкинском узле, предложения расторгнуть договоры на причалы поступили во все местные порты.

Закона нет, но вы судитесь

Позиция "Росморпорта" вызывает у источника "Ъ" недоумение, поскольку неясно, чего регулятор хочет добиться в ситуации, когда "соглашение, подписанное в том числе "Росморпортом", полностью выполняется и перевыполняется, а количество жалоб жителей кратно сократилось".

"Остановка портов Находки приведет к катастрофическим социальным и экономическим последствиям,— говорит он.— Там заняты десятки тысяч людей, налоговые отчисления — миллиарды рублей, экспорт продукции — десятки миллиардов рублей. И это не считая последствий для угледобывающих регионов". Другой собеседник "Ъ" подчеркивает, что стивидоры вкладывают в модернизацию производства и экологические программы миллиарды рублей, а подобные действия "Росморпорта" чреваты не только потерей значительных доходов регионального бюджета и доходов самого ФГУП, но и мощным социальным взрывом, ростом протестных настроений в Приморье.

Непонятны действия "Росморпорта" и с юридической точки зрения. Как пояснил "Ъ" адвокат Forward Legal Александр Филатов, по действующему федеральному закону о морских портах, государство может досрочно расторгнуть договор аренды, если оператор использует имущество не по целевому назначению. Досрочное расторжение договора аренды за нарушения экологических правил законом не предусмотрено. Каким образом "Росморпорт" собирается добиваться своего в арбитражном суде, совершенно не понятно.

Правда, не так давно Минприроды подготовило поправки в Кодекс административных нарушений РФ, согласно которым экологические нарушения операторов портов можно будет рассматривать как отдельный вид административного правонарушения и останавливать работу провинившихся на период до 90 суток, а также наделять государство правом на досрочное расторжение договора аренды за нарушения экологических требований. Однако после того как находкинские стивидоры обратились к полпреду президента России в ДФО, вице-премьеру правительства РФ Юрию Трутневу с просьбой вмешаться в ситуацию, при которой контрольно-надзорные органы могут стать инструментом решения хозяйственных споров, плюс за стивидоров вступились в Совете Федерации, рассмотрение законопроекта в Госдуме отложили. Возможно, их рассмотрят и примут в 2020 году.

"Черный" передел или...

Так что же подвигло "Росморпорт" поставить телегу впереди лошади? Какие-то старые счеты с находкинским портом, подконтрольному через Lanebrook Limited крупнейшим акционерам Evraz Александру Абрамову, Роману Абрамовичу, Александру Фролову и Евгению Швидлеру? Техническая несостыковка в выполнении некоей тайной "дорожной карты", о которой не знают стивидоры? Твердая уверенность в том, что, пока иск рассматривается в арбитражных судах (думается, судом первой инстанции дел не ограничится), поправки в КоАП будут все-таки приняты и в колоде ФГУП, призванного содействовать повышению конкурентоспособности российских морских портов на мировом рынке транспортно-логистических услуг, появятся недостающие сейчас козыри в борьбе с одним из таких портов? Пока одним.

В общем, технология публичной порки неугодных портов в случае принятия поправок, предложенных Минприроды, прослеживается уже сейчас. Сначала профильные надзорные органы находят какие-нибудь нарушения (выключенная водяная пушка в пасмурную погоду, формальные ошибки в документации и т.д.) и работа порта приостанавливается хотя бы на 14 суток (можно и по максимуму – на 90), а затем "Росморпорт" расторгает с ним договор об аренде причалов. Порт сворачивает свою деятельность, компания несет убытки и вынуждена продать бизнес. Вполне легальная, чистая схема "черного" передела.

На сегодняшний день "черную метку" от природоохранной прокуратуры в виде наложения различных взысканий имеют порядка пяти угольных терминалов. В принципе, круг кандидатов "на выход с активами" может быть расширен.

Впрочем, возможно и другое объяснение происходящего вокруг НМТП. Приближается 2020 год, Минприроды и надзорным органам предстоит отчитаться в исполнении поручений президента. А, как известно, "награждение непричастных" и "наказание невиновных" является старой чиновничьей фишкой в подобных случаях. Как и назначение "стрелочников", о чем можно позаботиться заранее.

… глобальная конкуренция?

Хотя не стоит сбрасывать со счетом и элементов глобальной конкуренции. Не первый год силами людей, именующих себя гордым словом "эколог", в информационном пространстве разворачивается негативная информационная кампания, направленная преимущественно против лидеров отрасли в Находке – Находкинский морской торговый порт, АО "Восточный Порт" и т.д. В ход идут фейковые видеоролики о якобы массовых нарушениях экологических норм (настоящие нарушения фиксируются Роспотребнадзором, СМИ об этом сообщают), слухи о рейдерских захватах причалов (ни одного случая официально не подтверждено). Как ни странно, под информационный удар попадают как раз те компании, которые всерьез занимаются пылеподавлением, внедрением технологий закрытой перевалки угля, реализуют различные экологические и социальные программы.

Анализ угольного рынка в Северо-Восточной Азии показывает, что сейчас на нем идет настоящая "битва" за Китай. На долю угля в структуре потребления энергии в КНР приходится около 60%. При этом начиная с 2014 года Китай стал сокращать собственную добычу угля, не снижая при этом импорт. Причиной этого западные аналитики называют две вещи: невысокое качество местного материала (по данным китайской аналитической компании Fenwei Energy Consulting Co, добываемые в КНР угли обладают высоким уровнем зольности и повышенным содержанием серы) и политикой государства по закрытию низкорентабельных шахт.

По прогнозам, сделанным в том же 2014 году, КНР к 2020 году должен увеличить потребление угля до 4,8 млрд тонн в год. И весомую часть — до 30% от общего потребления (свыше 1 млрд тонн) — к тому моменту должен будет занять импорт.

По состоянию на рубежный для китайской энергетики 2014 год больше всего угля в КНР поставляла Австралия – 40%, далее шли Индонезия – 31%, Россия – 7% и КНДР – 5%. КНДР выпала из обоймы в 2017 из-за санкций, инициатором которых выступили США. Как тут ни вспомнить, что одним из ключевых моментов предвыборной кампании Дональда Трампа было обещание реанимировать американскую угольную промышленность, испытывающую трудные времена.

Закрытие угольных терминалов в Находке, Ванино и других дальневосточных портах повлечет за собой падение экспорта сибирского угля (в основном из Кузбасса), а затем и падение угледобычи. А это уже не десятки, это сотни тысяч людей, которые останутся без средств к существованию. И, кстати, в России уже нашлись желающие "Закрыть Кузбасс!". На гранты зарубежных "экофондов", разумеется.

"Рубануть, закрыть… и вот ты уже хороший!"

Спору нет, проблема угольной пыли в Находке существует. При всем старании власти и бизнесу все еще нелегко добиться идеального баланса между необходимостью экономического развития юга Приморья и сохранения экологии.

При этом вклад в "угольную" повестку у стивидоров различный. Есть предприятия, исподтишка, а то и явно нарушающие природоохранное законодательство, есть те, кто не видит никакой альтернативы открытому, грейферному способу перевалки угля и, как может, открещивается от технологий и закрытой перевалки, не видя в этом смысла, поскольку перевалка угля для него – лишь дань экономической конъюнктуре, а не серьезный долгосрочный бизнес. Они так и говорят: "Будет выгодно перегружать розы, будем перегружать розы. А пока – уголь".

С другой стороны, есть современные специализированные предприятия, такие, как Находкинский морской торговый порт, АО "Восточный Порт", которые активно внедряют технологии закрытой перевалки, модернизируют свое оборудование, очистные сооружения и системы пылеподавления.

На самом деле в отрасли грядут большие изменения. Об этом губернатор Приморья Олег Кожемяко напомнил находкинским стивидорам не так давно, 17 мая (ровно за неделю до подачи иска "Росморпортом" против НМТП), когда проводил большое совещание в Находке. Руководитель края указал портовикам на необходимость выполнения поручения президента РФ Владимира Путина о переходе на закрытую перевалку угля в портах городского округа к 2020 году.

При этом позиция приморского губернатора ясна и недвусмысленна. Об этом он говорил в интервью известному российскому писателю и публицисту Александру Проханову "Ногою твердой стать в Приморье" сказал: "Надо также осознавать, что Приморье для страны — это ворота выхода. На всю страну звучала проблема порта Находки — уголь, пыль… Сейчас этот вопрос решается: с пылью достаточно эффективно борются. Самое простое было бы, когда вопрос этот прозвучал на всю страну, — рубануть, закрыть, прекратить погрузку угля, и вот ты уже красивый, хороший… Кто-то пользуется ситуацией в период выборов, ничего не предлагая в качестве альтернативы. А кто подумает о 5,5 тысяч докеров с членами их семей? Где они будут работать и как жить? А ведь это в общей сложности 20—25 тысяч человек, живущих за счет порта, плюс обслуживающий персонал. Но, помимо этого, за ними стоят десятки тысяч людей: шахтеры Кузбасса, остальной части Сибири, которым нужен выход их продукции через наш порт. Да, это тоже наша забота, забота власти, чтобы урегулировать работу. И реагировать надо всесторонне: и о жителях думать, и о тех, кто работает на этих предприятиях".

Благодаря такой взвешенной позиции губернатора Приморского края, сегодня остается надежда, что вопрос угольной перевалки в портах Находки будет цивилизованно решен с наименьшим ущербом для экологии и развития экономики края, что социально-экономическая обстановка в регионе будет стабильной и не падет жертвой головотяпства отдельных федеральных и региональных чиновников, которые в своем желании "выслужиться", заработать личные и карьерные бонусы готовы принести в жертву благополучие десятков тысяч людей.

‡агрузка...

© 2005—2019 Медиахолдинг PrimaMedia