Верфи ДФО оказались под угрозой лишения жизненно необходимых заказов на краболовы

По оценкам участников отрасли и экспертов, стремление государства развить Дальний Восток натолкнулось на частные интересы
Судостроение. Фото: ИА PrimaMedia

Основные претенденты на приобретение крабовых квот (50% лимитов на добычу ценного биоресурса будет выставлено на аукцион Росрыболовством), уверены в отраслевом сообществе, обратились к президенту страны с предложением не обязывать будущих победителей торгов строить краболовы на дальневосточных верфях. Любопытно, что эти поступление этих предложений по времени совпало с совещанием по развитию Дальнего Востока у вице-премьера – полпреда президента в ДФО Юрия Трутнева, на котором правительственная подкомиссия потребовало наказать Росрыболовство за срыв поручения главы государства, касающегося этого вопроса.

Надуманные разногласия

Как сообщает "Коммерсант" со ссылкой на копию документа с резолюцией президента, Владимир Путин получил предложения по доработке правил проведения аукционов по распределению части квот на добычу краба. Как говорится в обращении, по состоянию на 2 августа нормативные акты, необходимые для проведения аукционов, не приняты. Напомним, что глава Росрыболовства Илья Шестаков планировал объявление аукционов в сентябре 2019 года, но предложенные Минсельхозом проекты документов все еще в стадии "проработки", а со стороны причастных ведомств, включая Федеральную антимонопольную службу (ФАС), ФСБ, Минпромторг и пр., имеются "существенные неурегулированные разногласия", говорится в письме.

"В результате существует высокий риск невозможности проведения аукционов в 2019 году, В бюджет РФ не поступит запланированный доход, держатели крабовых квот продолжат промысел, а реформа отрасли будет сорвана", — цитирует текст письма "Коммерсант".

Между тем ряд утверждений авторов письма, по всей видимости, прямо противоречат тому, что было озвучено на совещании по развитию Дальнего Востока у вице-премьера Юрия Трутнева, где представителями ФАС и Минпромторга дали положительные отзывы на предложение строить все крабоволовные суда именно в том регионе, где и осваиваются квоты на промысел биоресурса. Таким образом, сегодня не очень понятно, откуда авторы записки взяли информацию о "существенных неурегулированных разногласиях", если на уровне правительства РФ публично объявлено, что все ведомства поддержали проект постановления правительства, который обязывает строить суда под крабовые квоты в Дальневосточном бассейне на Дальнем Востоке.

В такой ситуации также не ясно, кто именно задерживает принятие важных для страны нормативных актов, в то время, когда Минсельхоз, ответственный за разработку и согласование необходимых постановлений кабмина, изначально внес положение о строительстве крабового флота на Дальнем Востоке в проект постановления.

Переиграть правительство

Деловое издание транслирует мнение экспертов отрасли, согласно которому инициатива обратиться к президенту может исходить от "Русской рыбопромышленной компании" (РРПК), которую называют одним из главных претендентов на аукционные доли квот на добычу краба. Впрочем, в РРПК заявили "Коммерсанту", что авторов письма "не знают", но такое предложение поддерживают.

Как бы то ни было, авторы письма могут таким образом реагировать на согласованные действия правительства, которое после долгих консультаций и проработок пришло к выводу, что победители аукционов должны будет построить 31 судно-краболов на Дальнем Востоке. В отраслевом сообществе прямо говорят, что обращение к президенту -

попытка изменить решение правительства, которое во исполнение решение президента, проанализировало состояние дальневосточных верфей и пришло к выводу, что мощностей и компетенций заводов хватит на выполнение этих краболовных заказов.

При этом ранее пресс-служба администрации Приморского края сообщила, что губернатор региона Олег Кожемяко обсудил возможности дальневосточных верфей с председателем правительства Дмитрием Медведевым, и позицию губернатора подержали на высшем уровне руководства страны.

"Это даст возможность загрузить судостроительные предприятия региона, привлечь новые технологии на судостроительные заводы. Планируется, что все построенные суда будут обслуживаться в России, а это — реанимация судоремонта и судостроения", — говорится в официальном сообщении губернатора Приморья.

Между тем, обращение "неизвестных" авторов в администрацию президента, получается, прошло фактически через голову правительства, и явилось неожиданным для чиновников, которые подготовили проект нормативно акта.

"Строительство судов на дальневосточных верфях должно давать работу людям, которые здесь живут и работают. Это полностью соответствует позиции президента РФ, его поручению по ускоренному развитию Дальнего Востока. Такое поручение правительство Росрыболовству давало, Росрыболовство это поручение не выполнило. Мы сегодня посоветовались на совещании и решили, что руководство Росрыболовства надо наказать", — заявил недавно Юрий Трутнев.

Но больше всего в этой ситуации, естественно, переживают судостроители, которые считаю, что информация об их возможностях сознательно будет искажена. При этом эксперты отмечают, что авторы пресловутого письма пытаются представить дело так, что принцип "где ловим, там и строим" может каким-то образом помешать проведению аукционов. И это несмотря на то, что

проект постановления, содержащий норму строить краболовы в ДФО, был внесен на согласование Минсельхозом больше месяца назад, и еще на стадии разработки и обсуждения все разногласия вовлеченных ведомств были сняты.

Балансная "деза"

Судостроители подчеркивают, что главный контраргумент для переноса заказов с верфей Дальнего Востока заключается в некоей "иллюстрации" слабости финансового состояния предприятий. Ставится под сомнение то, что дальневосточные верфи, имея оборот не более 15 млрд рублей в прошлом году, смогут за 5 лет освоить 50млрд на "крабовых" заказах.

Однако, по словам генерального директора Славянского СРЗ Андрея Якимчука, нельзя сравнивать балансы "западных" верфей и дальневосточных.

"У нас баланс – 1 млрд рублей. Это работа, которую выполнило предприятие. По оборотам прошлых лет выводы о производственных возможностях именно судостроения делать неправильно! Так как прибавочный продукт прошлых лет, отраженный в балансах, создавался за счет услуг судоремонта. В этом составляющая стоимости новых агрегатов, оборудования и материалов незначительная — менее 20-25%. В стоимости судна 70% — это деньги за комплектующие и оборудование. Сравнение балансов — это попытка дискредитации заводов на Дальнем Востоке. Получается, что заказы хотят отобрать, мотивируя это тем, что у нас до этого не было заказов. При этом обязательство строительства 31 судна-краболова на Дальнем Востоке, было задумано президентом как раз для того, чтобы развить местное судостроение. Попытку дискредитировать заводы через подтасовку балансов, можно рассматривать как "отказ лечить больного за то, что он болеет", — констатирует Якимчук.

Получается, отмечают дальневосточные корабелы, что

кто-то хочет доказать, что судостроение в ДФО умирает. Но это и так все знают. Судостроители считают, что задача государства — его реанимировать, формируя портфель заказов на строительство флота.

"В судостроении процент закупаемого верфями и устанавливаемого на новые суда оборудования, агрегатов и материалов доходит до 70-75% от стоимости судна. Этот фактор необходимо учитывать при сравнительной оценке балансов предприятий Дальнего Востока, для того, что бы делать правильные выводы о существующем потенциале дальневосточных верфей для постройки 31 судна в рамках инвестиционных обязательств, — рассказывает генеральный директор Ливадийского СРЗ Алексей Кудрявцев. — Безусловно, если сравнивать балансы дальневосточных верфей с "западными", то выручка за год только одной верфи "Пелла" будет больше, чем всех СРЗ Приморского края вместе взятых! Ленинградский судостроительный завод "Пелла" в год спускает по три-четыре судна, которые значительно сложнее и дороже простейших краболовов. В итоге "финансовая яма", которую пытаются "нарисовать" противники развития судостроения в дальневосточном регионе, будет выглядеть следующим образом. По этим неразделенным на графы балансам дальневосточные предприятия с выручкой в 500-800 млн рублей в год не смогут "переварить" заказы в 8 млрд за 5 лет. В данный момент это — единственный надуманный аргумент, который придумали оппоненты строительства судов на Дальнем Востоке!"

По словам члена Общественного совета министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, члена межведомственной рабочей группы Росрыболовства по строительству судов на отечественных верфях Олега Братухина, отрасль столкнулась со скоординированным противодействием выполнению поручения правительства по строительству краболовов на дальневосточных верфях со стороны серьезных игроков.

"Малые балансы верфей – конечно, надуманные показатели. Однако все дальневосточные верфи недозагружены. Предприятия сидят без заказов. По этой логике, если предприятие не имело заказов, то никогда их и не получит? В судостроении деньги на верфи приходят всегда, когда есть твердые заказы. Так происходит везде в мире: главное — заказы. С технологической точки зрения говорить о строительстве 50-метровых краболовах, как о невыполнимой задаче – верх некомпетенции, поскольку это самые простые с технической точки зрения рыболовные суда. Корпус весом всего 650 тонн, слабенький для рыболовных судов главный двигатель, система охлаждения небольшого трюма или танков RSW всего-то "кубов" на 400-500 и пара лебедок. Возможно, маленький производственный комплекс. И это все! То есть это задача, выполнимая для любой верфи, включая сюда и судоремонтные заводы, поскольку в судоремонте встречаются задачи технически сложнее. Сегодня наблюдается противодействие развитию промышленности Дальнего Востока в угоду сомнительным интересам, которые стали преобладать над государственными. И это весьма прискорбно, поскольку именно в области технически сложного гражданского судостроения Дальний Восток имеет несомненные преимущества, прежде всего, в возможности в короткие сроки привлечь современные судостроительные технологии, носителями которых являются наши соседи".

Между тем, инвестиционные потери ДВ-регионов, которые они понесут в случае отказа строительства здесь нескольких десятков краболовов, оцениваются в миллиарды рублей.

"Славянский СРЗ готов строить четыре краболова, за нашей спиной -технологии и инвестиции в Приморье корейских судостроителей. Уже подписаны соглашения", — рассказывает Андрей Якимчук.

Ливадийский СРЗ, в свою очередь, планирует инвестировать 4млрд рублей в совместное строительство с заводом "Пелла" новой верфи.

"Мы не сможем построить эту верфь, если ДВ— региону не отдадут заказы на 31 судно-краболов", — констатирует директор Ливадийского СРЗ. .

Как сообщает ряд федеральных изданий, пресловутое письмо – то есть попытка лишить дальневосточных судостроителей заказов — может быть рассмотрено на совещании в администрации президента уже 20 августа. При этом, как отмечает пресса, будут обсуждать не только балансы судостроителей: судя по тексту обращения, авторы имеют претензии ко всем государственным органам власти, поддерживающим развитие дальневосточных верфей за счет "крабовых" заказов.

‡агрузка...

© 2005—2019 Медиахолдинг PrimaMedia