От 15 млн до 3 млрд: как в Приморье реализуются проекты с участием государства

О развитии государственно-частного партнерства и новых публичных инициативах рассказал директор краевого Инвестагентства Игорь Трофимов
Директор Инвестагентства Игорь Трофимов
Фото: правительство Приморского края

14 октября 2020. В Приморье бизнес все чаще обращается к теме государственно-частного партнерства (ГЧП) для реализации крупных и долгосрочных проектов. Средства, которые инвесторы уже вложили в модернизацию объектов ЖКХ, объекты развлечений или социальные инициативы исчисляются сотнями миллионов. Но теперь в регионе готовят типовые предложения со стороны правительства по мусоропереработке, благоустройству пляжей и другие, чтобы крупный бизнес мог делать миллиардные инвестиции в готовые решения, не опасаясь длительной подготовительной работы и изменений правил игры. О том, как развивается ГЧП и какие проекты могут быть наиболее интересны бизнесу, рассказал ИА PrimaMedia директор Инвестагентства Приморского края Игорь Трофимов.

— В Приморье недавно прошел День ГЧП. Вы там выступали и объясняли бизнесменам схему работы по программе ГЧП, ее развитие в Приморье. Расскажите об итогах мероприятия?

— Это было скорее очередной шаг к налаживанию диалога между государством и бизнесом. ГЧП — это взаимовыгодное сотрудничество для предпринимателей и органов власти. На Дне ГЧП мы обеспечили образовательную часть. Пригласили экспертов, которые рассказали теоретические основы: что такое ГЧП, описали, как все это работает. Они дали рекомендации и объяснили пошагово, что нужно сделать, чтобы проект ГЧП случился. Практика в регионе, хоть и небольшая, но есть — где-то столкнулись с проблемами, которых можно было бы избежать еще на стадии заключения соглашения, где-то переговорный процесс пошел не так. Также на мероприятие пригласили банкиров, которые объяснили, как получить на все это деньги. Нужно учитывать, что в проектах ГЧП используется особая схема, более надежная в плане гарантирования возвратности банку, ведь там участвует собственник имущества — муниципалитет или региональный орган исполнительной власти.

По итогу мероприятия можно сказать, что интерес среди делового сообщества к ГЧП есть. Кроме того, в таких проектах видят перспективу, потому что государство — очень надежный партнер, и если оно готово взять на себя часть рисков, то это всегда вселяет надежду в предпринимателей. Ну и конечно — это получение необходимой обратной связи. Мы обратили внимание на то, что наиболее интересна сфера ЖКХ. И поняли, как дальше действовать для развития всей программы. Со своей стороны мы проинформировали предпринимательское сообщество, представив намерения края и муниципалитетов заключать такие соглашения, описав перспективные проекты, которые мы сейчас разрабатываем, где ждем партнеров и готовы к диалогу.

— Какие отрасли еще интересуют предпринимателей и в каких сферах возможны проекты ГЧП? 

— Сферы проектов, где возможно ГЧП, ограничены законом. Этот механизм создан для того, чтобы органы исполнительной власти могли решать свои социальные задачи с привлечением предпринимателей, их средств, компетенций и возможностей. Из этого формируется круг наиболее интересных региону сфер: медицина и реабилитация, школы и образование, ну и конечно ЖКХ, учитывая достаточно высокую степень ветхости сетей в Приморье. Наверное, до платных дорог мы еще не доросли. Но все, что улучшает жизнь населения и возможно в рамках концессии и ГЧП, интересно для региона.

— Из перечисленного можете назвать уже реализуемые проекты?

— На практике? Конечно. Есть ряд проектов в ЖКХ, по итогам их реализации мы ожидаем, что качество сетей улучшится, а в целом новые объекты обеспечат бесперебойное оказание услуги и, возможно, впоследствии ее удешевление. В этой сфере очень активны Артемовский городской округ, Спасск. Есть интересный проект в Арсеньеве — там через концессию сделали кинотеатр, это как раз пример улучшения качества жизни. Другой проект по охране животного мира, охотхозяйство в Шкотовском районе: там большой объем инвестиций, он направлен на разведение и сохранение разнообразия животного мира в Приморье.

Сейчас пошел запрос от девелоперов, крупных застройщиков жилья на создание по концессии детсадов и школ. В других регионах России это уже апробировано и признано достаточно эффективным. Во Владивостоке в таких соцобъектах серьезная потребность, ведь много детей учатся во вторую смену. Уже есть реальные инвесторы. Но процесс создания частной концессионной инициативы (ЧКИ) очень долгосрочный и сложно структурируемый юридически и финансово. В ходе переговоров нужно договориться с государством о том, какую часть расходов оно понесет.

— Чем отличается частная инициатива от публичной?

Концессия — двусторонний процесс. ЧКИ — это когда предприниматель пришел и подал заявку с большим пакетом документов: "Я готов, на такой-то проект на таких-то условиях". Инвестагентство сопровождает таких предпринимателей до официальной подачи документов, объясняет, что нужно региону, помогает доработать эту инициативу, чтобы они не пришли с проектом, который региону не интересен, и не потратили зря время.

Другой вариант — публичная инициатива. В этом случае регион подготавливает проект, разрабатывает всю юридическую конструкцию и на торгах ее выставляет, чтобы предприниматели имели возможность участвовать в конкурсе. Вне зависимости от того, частная инициатива или публичная, всегда проводятся конкурсные процедуры. Если кто-то считает, что это какой-то междусобойчик, точно можно сказать — нет. Конкурс проводится обязательно по всем проектам. Даже если мы год оговариваем с инвестором все условия, описываем и документируем их, результат и информация о планируемом соглашении публикуется открыто на официальном сайте. Публичная инициатива также всегда проводится на конкурсной основе.

Для примера, в рамках частной концессионной инициативы мы получили заявки и готовим конкурс о восстановлении здания-объекта культурного наследия в Краснознаменном переулке. Это инициатива в части туризма, но базовая суть для региона — восстановить за счет внебюджетные средства разрушенные или в ненадлежащем состоянии здания, которые дополнительно являются объектами культурного наследия, несущие ценность для нас с вами. Приходит предприниматель, восстанавливает его в соответствии с проектной документацией, которая согласуется с контролирующими органами, и эксплуатирует его определенное количество лет в качестве гостиницы в центре города, о чем заранее было оговорено. Через год-полтора это будет реализовано, учитывая сроки, которые понадобятся на разработку проектной документации на объект культурного наследия, согласование и другие нюансы. Соглашение планируется на 25 лет, за это время инвестор должен окупить его, получить прибыль, выполнить все условия и вернуть здание обратно государству. Таким образом, эти 25 лет государство получает определенный процент с дохода, плюс в конце получает реконструированное здание.

— Расскажите о публичных инициативах, которые готовятся со стороны государства.

— Сейчас правительство Приморского края совместно с Инвестагентством и экспертным сообществом Сбербанка прорабатывают четыре таких проекта. Это Центр реабилитации людей с ограниченными возможностями: давно назревший проект по запросу министерства труда и социального развития, специалисты которого представили ТЗ, описание о проходящих там лечение, описание возможностей, стационара и лаборатории. Наша задача — разработать полностью пакет документов, юридическую структуру, все необходимые регламенты и выставить это на торги до конца года, чтобы заинтересованные предприниматели могли поучаствовать, выиграть и приступить к реализации.

Другой проект — мусоросортировочные комплексы на примере объекта в пгт Липовцы. Мы проработали с министерством ЖКХ типовую схему для территории региона, чтобы можно было практически аналогичный проект с небольшими корректировками реализовать в аналогичных местах, если получится. 

Третий — это пляжи. Приморский край находится у моря, но при этом с отдыхом есть затруднения. В большинстве своем пляжи не обустроены и не содержат необходимой инфраструктуры, чтобы комфортно там проводить время. К сожалению, исторически сложилось так, что договоры с предпринимателями по этим территориям не очень устойчивые — они там находятся на птичьих правах. Поэтому вкладывать десятки миллионов не желают, ведь не ровен час с ними этот договор расторгнут. Из-за этого появляются те самые веревочки перед въездом, когда в лучшем случае с пляжа убирается мусор. Мы пообщались с предпринимателями и поняли, что основная проблема именно в этом. Они готовы вкладывать туда деньги, если будут понимать, что у них будут долгосрочные контракты с понятными обязательствами для них и гарантиями. И ГЧП в этом контексте очень неплохо подходит. Сейчас мы совместно с агентством по туризму Приморского края прорабатываем ТЗ, и совместно с экспертами и банковской структурой прорабатываем всю эту конструкцию от начала до конца. Будет земельный участок, к нему конкретные требования, также скорее всего будем туда сразу "зашивать" коммерческие объекты, чтобы сразу на месте оказывались услуги населению. Это будет типовой проект на основе одного из пляжей Хасанского района. "Обкатаем" там эту схему, а потом сможем вручить ее всем муниципалитетами и сделать так, чтобы по экспоненте количество таких пляжей начало расти. Получится устойчивая конструкция: долгосрочный договор, инвесторы с деньгами и понятные намерения, гарантированные государством.

Четвертый — бывшая база "Солнечная", которая находится недалеко от Шаморы. Она принадлежит Приморскому краю, но здания там в ветхом состоянии, и у региона нет бюджетных средств, чтобы ее восстановить. Поэтому была поставлена задача найти туда частного инвестора. Кроме того, вариант продажи с молотка был отвергнут, так как важно, чтобы там можно было осуществлять контроль и реализовывать социальные задачи — тренировать детей-спортсменов, к примеру. Первоначально идея была в создании спортивной базы. Мы учитываем базовый принцип предпринимателей по получению дополнительной прибыли, потому обратили внимание на второй земельный участок большой площади, где можно обеспечить коммерческую составляющую проекта. Скорее всего это будет хорошая гостиница у моря с сооружениями для отдыха в стиле ЗОЖ — спортивный центр семейного отдыха. Принимая во внимание достаточно большую площадь участка и хорошее расположение, я думаю, что все получится. Инвестор сможет окупить вложения и извлечь прибыль, а регион получит новый спортивный комплекс.

— Какую выгоду предприниматели получают, участвуя в ГЧП?

— Мотивация очень простая — несмотря на скепсис людей, государство является очень надежным партнером. На практике договор, заключенный с министерством, например, устойчив и долгосрочен, то есть бизнес защищен. Кроме того, государство в данном контексте гарантирует невмешательство третьих лиц. Обычный договор концессии заключен таким образом, что если что-то пойдет не так и предприниматель не сможет выполнить оговоренные пункты не по своей вине, а, например, из-за смены законодательства или введенных ограничений, то такие риски берет на себя именно государство. Ну и конечно существенный профит получает бизнесмен. К примеру, сейчас девелоперов интересует строительство детсадов и школ, так как стоимость жилья становится заметно выше, если рядом есть такие учреждения. Но безусловно чаще всего это долгосрочные проекты, нацеленные на выполнение еще и государственных задач.

— Сколько предпринимателей уже обратились в Инвестагентство по проектам участия в ГЧП?

— Несмотря на пандемию и ограничения в этом году, всего на экспертизу агентства в 2020 году поступило 56 инвестиционных проектов, планируемых к заключению на принципах ГЧП. Суммарный объем инвестиций по этим проектам — более 5 млрд рублей. Для наших условий это достаточно много. Сейчас мы ориентируемся в основном на местный рынок. Но при этом понимаем, что основные деньги для крупных инфраструктурных проектов находятся на западе РФ или за границей. Нужно учитывать местную специфику, в регионе немного предпринимателей готовых вкладываться на 15-20 лет. Но есть и приезжие, недавно все муниципалитеты Приморья объехала компания "ДВ Энерджи". Это концессионеры, которые в Якутии вкладываются в реконструкцию котельных. Теперь они очень серьезно рассматривают Приморский край с целью повторения этой модели. В России никого пандемия не пугает.

— В основном в проектах ГЧП участвует крупный бизнес?

— Скорее да. К примеру, если говорить о школах и детсадах, то это DNS Девелопмент. Они строят жилье и хотят, чтобы люди жили качественно сейчас, поэтому готовы включиться в процесс и договориться с государством. Да и в принципе девелоперы очень активны. Поэтому мы сейчас совместно с правительством края стараемся разработать правила игры, чтобы было понятно, как это все должно работать.

В сфере ЖКХ чаще всего обращаются по строительству водопроводов местные компании. В проектах котельных куда большие затраты, по ним предполагается работа с "ДВ Энерджи". "Инновационные системы" рассматривают возможность построить на севере Приморья "ветряки", чтобы разрешить там проблему дисбаланса с энергетикой.

— Расскажите про социальные проекты, к примеру, реабилитационный центр?

— Сейчас разрабатывается документация, подготовим критерии и требования к участникам, потом объявим конкурс. Нам важно, чтобы предприниматель подтвердил не только свою финансовую состоятельность, но и опыт работы в этой сфере. Ведь нужно создать качественную услугу. Например, у нас также есть проект по опеке, гериатрии — современные дома престарелых уже опробованы в Санкт-Петербурге и Московской области. Это будет существенный скачок в уровне оказания подобной услуги во Владивостоке.

— Что повлияло на увеличение количества обращений в агентство по поводу ГЧП? Какие подвижки произошли за последние год-полтора в этой сфере? 

— ГЧП становится популярным, набирает обороты. Это уже вторая или третья волна. На постоянной основе прорабатывается нормативно-правовая база. Все процессы по ГЧП и концессиям стали понятны. Теперь Инвестагентство занимается проектами, стараемся максимально продвигать ГЧП — организуем диалог с бизнесом, участвуем в мероприятиях, разрабатываем публичные инициативы. Поэтому чиновники, представители власти на живых примерах из других регионов поняли, что это действительно работает. Они стали активно сами в это включаться, рассматривать возможность выполнения своих задача именно с такими механизмами.

Важно, что сейчас серьезно обсуждается возможность законодательного требования, чтобы федеральные деньги выделялись на проекты только в том случае, если невозможно это сделать через концессионную инициативу или не нашелся желающий в этом поучаствовать. К примеру, министерство спорта РФ готовит такое постановление. Конечно это будет касаться только крупных вложений, все под одну гребенку нельзя увести. Но все чаще будут стараться вовлечь в эти процессы бизнес.

— Сколько уже вложили или планируют привлечь средств в проекты ГЧП? 

— Могу назвать объемы работ: проектная ориентировочная стоимость Центра ядерной медицины — 2,5 млрд рублей. Если говорим о заключенных концессиях по охотхозяйству — 2,3 млрд рублей, строительству газовых котельных в Фокино — 2,3 млрд рублей, реконструкции кинотеатра "Космос" в Арсеньеве — 25 млн рублей, реконструкции котельных и сетей в Спасском поселении — это порядка 44 млн. Есть и меннее крупные суммы и большие сроки окупаемости от 10 до 30 лет. 

Но один из барьеров по запуску проекта для участия малого бизнеса — сложность процедуры. Подготовка инициативы — очень трудоемкий процесс по времени и компетенциям. Нужно продумать технологические схемы, посчитать все финансовые модели от начала до конца, провести переговорный процесс. Нередко получается так, что есть некоторые недостающие документы стратегического характера, например, тарифы на услугу какую-нибудь в медицине. Плюс добавляются регламентные процедуры. Даже после подачи ЧКИ мы обязаны выставить его на общее обозрение, всех уведомить. Если есть альтернативные желающие, то нужно организовать закупочные процедуры как конкурс между всеми участвующими. Это регламентированное время, широкий круг участников.

Задача предпринимателя вложить определенные средства, заработать на проекте, вернуть свои инвестиции и какую-то дополнительную маржу. Задача властей к примеру с гостиницей на Краснознаменном переулке — восстановление здания и получение дополнительных финансов в бюджет, чтобы направить их на социальные нужды.

Тема ГЧП существует с 2012 года, а с 2018 она стала активнее продвигаться по регионам, появились положительные примеры. И теперь бизнес сам заинтересован в участии. Но возникает масса вопросов, появился запрос на консультации экспертов. Так, со-инициатором Дня ГЧП в Приморье выступило приморское отделение "Опоры России", чтобы предприниматели могли грамотно составить документы и знали все нюансы. Теперь все регламентировано, есть определенный тайм-лайн и бизнесмены теперь могут представить сколько займет то или иное оформление, так или иная процедура. Например, в рамках ГЧП получить землю в аренду, несмотря на сложности с генпланом или ПЗЗ, в каком-то плане становится легче, так как эта проблема ставится государству. И в это время предприниматель может заниматься другими вопросами. 

С другой стороны, это взаимный процесс. Если строится детсад, то государство просчитывает, сколько детей появится в такой-то год на такой-то территории, чтобы обеспечить наполняемость. Если это какое-то медицинское учреждение, то совместно с ТФОМСом высчитываются тарифы на эти услуги и прогнозируются в соответствии с возрастными признаками и заболеваемостью, какой будет спрос на услугу, чтобы потом ФОМС мог эти расходы покрыть, а предприниматель получить прибыль. Это очень большая и серьезная обоюдная работа с двух сторон. Это серьезные проекты, которые требуют от предпринимателя включенности, но и предпринимательского риска меньше.

— С вопросами по ГЧП приходят в Инвестагентство, что больше всего сейчас волнует бизнес и какие у них есть опасения?

— На Дне ГЧП больше всего было вопросов о том, куда надо идти, в какие сферы можно подавать заявки, насколько это затратно, в каких отраслях уже реализованы проекты и есть ли успешные проекты. Бизнесу нужны готовые ответы. Для того, чтобы были понятны правила игры, агентство и разрабатывает ряд публичных инициатив в формате стартовых пакетов. Как и любой другой проект, мы сопровождаем концессию: помогаем в изучении потребностей, получении недостающей информации, проведении предварительных переговоров. Все четко регламентировано: 30 дней дается на рассмотрение подготовленного пакета документов, после обязателен ответ, а потом необходим встречный шаг. Это достаточно жесткий таймлайн, которому стороны должны четко следовать.

Сейчас в правительстве края на рассмотрении 13 проектов концессий.

Одна из проблем, которые сохраняются в сфере ГЧП — законодательного характера. Сейчас по закону ЧКИ выставляется заявителем на торги, в которых может участвовать любая компания. И несмотря на то, что инициатор потратил больше года на документацию, оформление, разработку, анализ, другая компания, предложив меньшую цену, может иметь преимущественное право на торгах. Поэтому риск у предпринимателей сохраняется, хотя вопрос этот обсуждается уже и в Минэкономразвития, но пока изменения в законодательство не внесены. 

Но наверное принципиальный вопрос всегда встает о доверии: невозможно заключить соглашение без работы с органами власти, без понимания партнерства. Бизнесу бывает сложно перестроиться. Успешные проекты уже есть, но наработанной практики немного. В Приморье 11 проектов уже реализуются. И теперь возникает вопрос о работе с муниципалитетами, где иногда у специалистов не хватает компетенций для подготовки документов по концессии. Поэтому в этом году уже прошло два образовательных блока для государственных и муниципальных служащих всем правилам ГЧП. Это делается для того, чтобы они тоже не боялись и выходили с такими инициативами, видели в них возможность выполнения своих социальных задач при отсутствии финансирования в текущем бюджете. Ну а для бизнеса обучение проводилось в день ГЧП и мы постоянно проводим разъяснительную работу.

Наппоминаем, что в регионе реализуется государственная программа "Экономическое развитие и инновационная экономика Приморского края".

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость