16 декабря 2020. Завершается откровенно сложный 2020-й год. Для депутатов приморского парламента эти дни — традиционно ответственный период обсуждения и принятия главного финансового документа края — его бюджета на следующий год и плановый период на два последующих. О наиболее важных решениях внеочередного заседания Законодательного собрания края мы задали вопросы заместителю председателя и депутату по одномандатному округу №7 Сергею Кузьменко, сообщает ИА PrimaMedia.
— Сергей Алексеевич, мы с вами беседуем сразу после внеочередного заседания Законодательного собрания. Какие вопросы на нем рассматривались?
— Основные вопросы заседания — это, конечно, бюджеты: бюджет Приморского края на 2021 год и последующие два года в первом чтении; поправки в бюджет текущего года и бюджет ТФОМС.
Краевой бюджет-2021 консервативен, как его уже охарактеризовали многие мои коллегии. У меня такая же оценка: нам надо привыкать жить в новых реалиях, с точки зрения финансовых возможностей, которыми сейчас располагает край. Потому что предыдущие годы нас немного, мне кажется, расслабили.
— Годы до ковида?
— Да. Безусловно, денег никогда не бывает достаточно и много, но, тем не менее, они позволяли нам по многим направлениям активно двигаться. Причем это были не точечные какие-то истории, а в масштабах всего края: госпрограммы, нацпроекты...
Сейчас стало сложнее, и это объективная реальность, с которой надо считаться. Председатель правительства Приморья Вера Георгиевна Щербина сегодня напомнила, что за последние три года мы начинали бюджет с одними цифрами, а заканчивали его с другими за счет корректировок, за счет роста собственной налоговой базы, за счет поступлений целевых и нецелевых дотаций и субвенций из федерации. Это шло плюсом около 20 миллиардов или даже больше. Конечно, можно питать надежду, что, дай бог, так случится и в 21-м году. Но пока мы должны жить и распоряжаться теми средствами, которыми мы располагаем.
— Немного поставим вопрос провокационно. Этот созыв депутатов работает уже с третьим губернатором, беспрецедентная, честно говоря, ситуация. Чувствуете ли вы какую-то разницу в их подходах к формированию бюджета? Или там есть какая-то неизменная часть, которая доминирует, и особой разницы нет?
— Неизменная часть, конечно, была, есть и будет. Это то, что мы называем социальными обязательствами бюджета. Другое дело, что при губернаторе Олеге Николаевиче Кожемяко мы серьезно их нарастили. Это, естественно, обязывает.
Сейчас на региональном бюджете лежит достаточно серьезный объем социальных обязательств. Естественно, не выполнить прямые обязательства, которые прописаны в законодательстве, мы не можем. Но, повторю, наши обязательства существенно пополнились за последние два года. Это важный фактор. Особо подчеркну, бюджет на 21-й год состоятелен в этой части, все ранее взятые социальные обязательства финансово подтверждены.
В рамках сегодняшней сессии рассматривался и вопрос индексации зарплаты госслужащим. Плановая индексация в 2021-м году отложена. Понятная, вынужденная мера. При этом учителям и ряду других бюджетников зарплата будет проиндексирована. Это принципиальная позиция. Но, если говорить об административном управленческом аппарате, то здесь извините. Понимаем, что не очень, как говорится, популярный шаг. Но, повторю, все социальные обязательства по категориям малообеспеченных, молодых специалистов, врачей, учителей, многодетных семей и так далее будут выполнены.
— Проект краевого бюджета на 2021-й год сохраняет финансирование краевых госпрограмм. Как в целом за созыв шла такая программная работа, в том числе и за счет федеральных средств?
— Многие нацпроекты, реализуемые через госпрограммы, возникли именно в период работы нашего созыва. Возьмем федеральную программу "Комфортная среда", которая мне наиболее близка. Время ее рождения — 2017-й год. Но, что было сделано именно в крае в последнее время, и за счет чего многие муниципалитеты действительно почувствовали помощь со стороны региона — это появление новых краевых программ, тех же "1000 дворов" и, что особенно важно, изменились условия софинансирования для муниципалитетов.
Снижение доли финансового участия муниципалитетов очень помогло им. Там от пяти до чуть ли не менее одного процента софинансирование в зависимости от программы. Средняя доля участия деньгами муниципалитетов где-то 2-3 процента. То есть такие деньги, которые муниципалитету под силу найти.
В этой связи муниципалитеты и воспряли. Для любого главы, для любой территории — это что-то живое, созидательное, а не просто реализация каких-то управленческих функций, безусловно, нужных и важных, но, когда вокруг не происходит ничего материального, то это как-то всегда грузит, разочаровывает. За последние два года, то есть при губернаторе Кожемяко, когда изменили условия софинансирования, у нас реально муниципалитеты стали действенными участниками госпрограмм.
Федеральные программы, конечно, менялись. Та же "Комфортная среда" в первые два года была максимально масштабна по всему краю. Потом изменили немного порядок, прописали участие муниципалитетов численностью населения не менее 20 тысяч, но тут подоспела краевая программа "1000 дворов", и опять вся территория края так или иначе участвует.
У нас есть федеральная госпрограмма "Безопасные дороги", но в ней принимает участие только территория Владивостокской агломерации. Тем не менее, в том или ином виде серьезные деньги для дорожного строительства пришли на все территории края. Реализуются большие финансово емкие инвестиционные проекты. Посмотрите на те же учреждения культуры, которые ремонтируются и комплектуются новым оборудованием за счет и федерального, и краевого бюджетов. Это реальные истории и реальный результат.
Сегодня, при принятии бюджета в первом чтении, лично у меня рука не дрожала. Я понимаю, что при всех трудностях, которые сегодня переживает регион, тем не менее продолжается, к примеру, инвестпроект по строительству водопровода в Пограничном. В 21-м году заходит Октябрьский округ, продолжатся работы в Хорольском округе. Программное развитие края сохранено. Да, мы, может быть, не начинаем какие-то объекты с нулевой стадии, потому что понимаем, что это долгосрочные финансово емкие мероприятия. Но и в 21-м году предполагается реализация серьезных программных мероприятий.
— Спрошу о сфере бизнеса. Что делается сейчас для поддержки бизнеса краем в это непростое время?
— Если говорить о только что прошедшем заседании Законодательного Собрания, то администрация края вышла с инициативой на будущий год для ряда отраслей, которые сильно пострадали от ограничений, предусмотреть понижающие налоговые ставки. Взять ту же туристическую отрасль. Это многопрофильное направление. Не только турагентства, но и пассажирские перевозки, питание, гостиничный бизнес, наша сфера досуговая, культурная. Очень большой перечень пострадавших. Мы сегодня приняли решение о принятии понижающей ставки.
— Чтобы не потерять отрасль.
— Да. Хотя понятно, что что-то уже теряем безвозвратно. Некоторые фирмы уже закрываются ввиду отсутствия деятельности как таковой. Я сегодня попросил уточнить, как такие вещи просчитываются, в какую сумму может вылиться принятый нами пакет поддержки хотя бы приблизительно? Пока точных оценок нет, но есть понимание, что, не оказав им поддержку, мы рискуем их потерять вообще. Начинать все с чистого листа гораздо сложнее, чем поддержать, возродить то, что еще теплится.
— В Приморье есть набор традиционных, так сказать, форс-мажоров: подтопления, наводнения, циклоны, лесные пожары. Но сейчас к ним добавились еще осенне-зимние сюрпризы в виде того же ледяного дождя. В этой связи вопрос: с помощью федерального либо краевого бюджета вы, как депутат, чувствуете, что наш край учится и становится более устойчивым к таким капризам природы?
— Задача власти при природных катаклизмах — максимально упреждать либо минимизировать их последствия. У нас капризный климат, и даже вполне благополучные страны вроде Японии или Южной Кореи страдают от стихий. Та же Калифорния каждый год горит и еще как горит.
Природные капризы случаются, но последствия могут быть иными. В том же Октябрьском районе достаточно большие мероприятия были сделаны в рамках антипаводковых мероприятий, и они уже реально спасают от затоплений. Соседи, уссурийцы, тоже многое уже сделали и делают. Но надо понимать, что счет порой идет не на десятки и сотни миллионов рублей, а уже за миллиард. Тем не менее, проведение мероприятий вроде очистки русел рек или строительства временных гидрозащитных сооружений — это вполне реальные истории сегодня.
— Раньше были сложности?
— Они и сейчас остались. Но изменилась позиция губернатора в этой части, что отличает именно Олега Николаевича Кожемяко — это как раз способность находить какие-то нестандартные решения и защищать их реализацию. Именно в рамках ЧС была проведена очистка реки Раздольная в берегах Октябрьского района, строительство берегоукрепительных работ, которые тоже в режиме ЧС. Работа в режиме ЧС хороша тем, что в достаточно короткие сроки проводится. В итоге, если у нас не утонули те села, которые до этого топило два года подряд, то это очевидное подтверждение верности и правильности принятых решений.
— Сейчас на повестке стоит повышение устойчивости и к зимним капризам.
— Это да. Сегодня мы говорим о том, что нам необходимы генераторы повышенной мощности, чтобы они были в наличии. Не факт, что мы их будем эксплуатировать при каждом порыве ветра, но они должны быть в наличии. Когда сегодня читаешь новости, и полпред Юрий Петрович Трутнев говорит о том, что доставка этих генераторов оказалась дороже, чем их приобретение, то это, наверное, неправильно. На этой истории нарабатывается тот опыт, административный в том числе, чтобы при повторении, не дай бог, быть наиболее подготовленными.
— У вас же на округе была какая-то история с генератором, если не ошибаюсь?
— Это давняя история. Да и генератор генератору рознь. Одно дело — поддержка функционирования отдельной котельной или одной операционной в больнице. Достаточно, грубо говоря, 20 киловатт. Другое дело — генератор для работы всего перинатального центра со всеми коммуникациями. Это другие деньги, другая мощность и все остальное. У нас достаточно давно реализуется установка на максимальное обеспечение резервными источниками питания котельных. Но, повторю, это несколько другие генераторы и мощности.
То, что случилось, когда поваливались большие ЛЭП, — это беспрецедентно. Весь город на дизель-генераторы не посадишь. Главное, чтобы работали водозаборы, котельные, чтобы наши учреждения здравоохранения работали. И мы понимаем время ликвидации небольшой аварии, а когда упала вышка, то ее восстановить можно только в течение нескольких дней, здесь уже совершенно другой случай.
— Вернусь к социальным вопросам. Питание школьников. Сейчас питание школьников младших классов реализуется через федеральные средства, а региональная составляющая в чем осталась?
— Федеральное законодательство и финансирование предполагает питание учащихся начальной школы. Мы же в крае за свой счет кормим в школах льготные категории: из малообеспеченных, многодетных семей, с проблемами здоровья. Это уже региональная вахта, региональный бюджет. Просто мы теперь их кормим сопоставимо с суммой, которая доводится федерацией на организацию питания школьников начального звена.
— А с точки зрения комплектации оборудования школьных столовых? Где-то же есть привозная еда, как работа по краю строится?
— Есть и привозная. Я так понимаю, аутсорсинг в этой сфере сегодня становится уже привлекательным для бизнеса. Сумма, которая доводится на организацию питания, уже позволяет успешнее строить такую работу. При, конечно, обязательным контроле за качеством.
Недавно я беседовал с главой Октябрьского района. Он занимается вопросами и возможностями передачи этого обязательства в аутсорсинг. Я знаю, что у нас ряд учреждений здравоохранения в этом направлении движется. Это управленческие вещи, когда считаются затраты на те или иные варианты.
При решении этой задачи через передачу бизнесу, уже бизнес будет думать, достаточно ли жарочных шкафов и всего остального? А власть и родители будут следить за качеством.
Мы понимаем, что "ананасов и рябчиков" в школьном питании не будет. Но оно должно быть в нужной степени калорийным и по вкусовым качествам достойным, чтобы ребенку нравилось. Априори недопустима ситуация, чтобы еда в основной массе выбрасывалась в отходы. Здесь есть масса уполномоченных лиц, которые должны и могут за этим следить.
— На заседании депутаты обсуждали, как вы упомянули, и бюджет ТФОМС. Сейчас часто звучит, что территориальные фонды и страховые компании, которые работают с полисами, выполняют больше бумажную работу, нежели работу по развитию медицины и защите прав пациентов. Когда-то была надежда, что страховой принцип развития медицины к чему-то хорошему приведет медицину, но проблемы-то остаются. Может, что-то надо изменить?
— Идеальных схем и лекал, наверное, нет. Если оглянуться вокруг в период пандемии, то проблемы в медицинском обеспечении и в Америке стоят остро и были одним из краеугольных камней, на которых строилась избирательная кампания Обамы и других кандидатов в президенты. И это мы говорим про Америку с ее экономическим потенциалом, возможностями, уровнем жизни и так далее.
Страховая медицина — это не наше изобретение, практически общемировой подход с теми или иными вариациями. Мы конечно видим на примере нашего края, что механический, бухгалтерский подход ФОМС не всегда оптимален с точки зрения функционирования лечебных учреждений, с одной стороны, и, с другой стороны, с точки зрения качества услуги, которую получает население.
Депутаты всегда деятельно и активно участвовали в обсуждении политики ТФОМС и вообще реализации услуги здравоохранения в крае. Мы видим недостатки "подушевого" подхода, особенно это очевидно в малых городах, в сельских муниципалитетах, когда количество людей, проживающих на территориях небольшое. Соответственно, количество обратившихся за медицинской услугой гораздо меньше, чем в крупных городах. И в итоге денег приходит за эту услугу на территорию и функционирование ЦРБ меньше, что приводит к тому, что где-то растет кредиторская задолженность учреждений здравоохранения. Не всегда выполняются в должном объеме "дорожные карты" по выплате зарплаты работнику здравоохранительной сферы и прочее. И мы вынуждены были в ручном режиме эти вопросы решать с точки зрения выделения дополнительных финансовых средств. Прям посписочно, адресно.
— Немного похоже на финансирование малокомплектных школ.
— Да, немного похоже. Если жить только по лекалам, которые предписывает ФОМС, то с нашей плотностью населения на Дальнем Востоке, если бы и не поставили полный крест на медицине, то точно уже бы довели до очень печального ее состояния в наших муниципалитетах.
Конечно хочется, чтобы качество услуги было хорошим везде и всегда, но мы живем в реалиях, в том числе и с точки зрения той же кадровой обеспеченности. Это еще дополнительный вопрос, про который мы много раз говорили. Сегодня это такая история, которую надо постоянно контролировать, смотреть за текущим положением вещей.
— В этом году ковид загрузил систему здравоохранения, но при этом есть и направления в медицине, которые столкнулись с "недозагрузкой".
— Да. Мы же понимаем, что для медиков, которые задействованы борьбой с ковидом, это интенсивная работа, врачи там работают за износ. С другой стороны, в течение года вводились ограничения, в том числе на профилактические медосмотры и многое другое. А это тоже оплачиваемая учреждениям услуги, за счет которых формировался бюджет лечебного учреждения.
На сегодняшней сессии мы говорили о том, что дополнительные средства перераспределялись и с учетом этих факторов для минимизации последствий ковида в этой части. Да, плановые операции становились на паузу. Год абсолютно нестандартный и сложный.
— А какие подвижки есть в решении кадровых проблем не только здравоохранения, но и того же образования. Учителей ведь тоже не хватает?
— И не только врачей и учителей. Подвижки есть и они серьезные. Тут и целевой набор в вузах, финансовая поддержка молодых специалистов, льготы для переезжающих на село, но особо отметил бы строительство по краю арендного жилья для социального найма. Для учителей, врачей, участковых уполномоченных и т.д. Обеспечение жильем на льготных условиях — это очень важный фактор, который может привлечь нужных в муниципалитетах специалистов.