Авторынку Зеленый угол во Владивостоке — 28 лет: история символа праворульного движения

Об автомобильном сердце столицы Приморья - в воспоминаниях старожилов, литературе, заметках СМИ и в фотографиях очевидцев (ФОТО)
Авторынок "Зелёный угол" во Владивостоке
Фото: ИА PrimaMedia

25 сентября 2021. Одна из визитных карточек Владивостока — наряду с мостами и "Мумий Троллем" — авторынок "Зеленый угол" отмечает свой день рождения 25 сентября. Образовавшийся в 1993 году как замена стадиону "Строитель" в качестве полудикой площадки для торговли автомобилями с рук, он за несколько лет стал самым большим авторынком России open-air и символом "праворульного движения". Кто и зачем создавал "Зеленку", почему первые машины здесь меняли на квартиры и сколько раз всевозможные эксперты хоронили свободолюбивый приморский автобизнес после очередного увеличения импортных пошлин — читайте в очерке ИА PrimaMedia.

Время "до"

Закрытый порт Владивосток был открыт 1 января 1992 года по указу президента страны Бориса Ельцина. Для города с этого момента началась новая, интересная жизнь. Иностранные товары появлялись тут и раньше, но лишь как вещи для личного пользования моряков или контрабанда. Теперь же дорога на местный рынок была открыта всему без исключения — джинсам, жвачкам, телевизорам и, конечно же, автомобилям.

Правда, как вспоминал директор Азиатско-Тихоокеанского института миграционных процессов, ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН Юрий Авдеев, первые "японки" появились во Владивостоке еще в 1986 году.


Юрий Авдеев. Фото: Илья Табаченко, РИА PrimaMedia

— В то время машину можно было купить в Японии за 300 долларов. Но их, в основном, привозили себе моряки. Во Владивостоке обеспеченность автомобилями не превышала 70-80 автомобилей на тысячу жителей (сейчас это показатель почти в 10 раз больше — прим. ред). Автомобиль был роскошью и дефицитным товаром. В конце 1970-х — начале 1980-х годов в ДВО РАН вдруг по разнарядке пришел отечественный мотоцикл с коляской, здесь была огромная запись, и из-за этого мотоцикла была даже драка. А уж машину, тем более иномарку, купить было практически невозможно, — рассказывает Авдеев.

Моряки, говорит он, потихоньку начали осваивать эту технику. Несмотря на строгий коммунистический принцип "у нас самые лучшие в мире автомобили", никто уже тогда всерьез не сравнивал "Жигули" и "Тойоту". На свободное место на палубу моряки брали себе автомобиль. Потом стали привозить родственникам, друзьям. Был скандал по этому поводу в 1989 году, когда вышла статья в "Красном Знамени" под заголовком "Круиз для своих". Сыр-бор заключался в том, что кто-то купил два автомобиля, а кому-то не хватило места на палубе.


Японские автомобили во Владивостоке вне конкуренции. Фото: Валентин Труханенко

Дальше — больше, и к 1991 году почти каждый уважающий себя моряк, заходивший в Японию, не упускал возможности привезти для себя и попытаться продать кому-то еще хотя бы одну иномарку. Вопрос — где ее выставить на продажу? Какое-то время площадкой для свободной торговли машинами был стадион "Строитель" на проспекте Столетия. Но жители близлежащих домов очень быстро начали жаловаться на шум. Руководству Владивостока, который тогда возглавлял Виктор Черепков, предстояло решить, как и волков накормить, и овец сохранить.

"В 1993 году, когда остановилось финансирование военно-промышленного комплекса, на обслуживании которого была занята большая часть населения, люди были практически выброшены на улицу", — вспоминал Виктор Черепков. — "Предприятия выбрасывали станки и занимались торговлей ширпотребом. Встали ДВМП и железная дорога. Бюджеты Владивостока и Приморья резко сократились. Срочно требовались новые рабочие места. Я собрал своих замов и сказал: ребята, будем строить автозавод. Он должен выпускать машин больше, чем в Тольятти. Но завод виртуальный, без фундамента, без давления на экологию".

Первые стоянки

Таким "заводом" и должен был стать авторынок. Под него был выделен пустырь, прилегающий к улице Нейбута — принадлежащий ТОФ и министерству обороны. Новый арендатор, которым стало ООО "Березка" во главе с директором Геннадием Згиблым, тут же разровнял несколько площадок, вывез мусор, вырубил кусты и создал открытые стоянки для всех желающих. Привозишь машину, торгуешь ее, а платишь только за ночную охрану. Один из моряков, который через некоторое время сменил профессию и стал торговать автомобилями в крупных масштабах, сегодня до сих пор работает на "Зеленке". Вспоминать, что было здесь в начале 90-х годов, Владиславу непросто, но кое-что все-таки всплывает в памяти.

— Изначально существовала только центральная стоянка, вот та, что внизу от главной дороги. Вокруг были пустыри, лес, кусты и обрывы. Ну и еще небольшое место на сопке было справа, — показывает Владислав рукой за окно будки стоянщика.

Центральная площадка, она же "нижняя" (потому что находится на уровень ниже большинства стоянок), была самой первой. Гораздо позже площадками по обеим сторонам обросла центральная дорога.