Держаться несмотря ни на что: как Аэрофлоту удается сохранять доступность авиаперевозок

Как ведущая авиакомпания сдерживает рост цен в непростых условиях подорожания топлива и повышения аэропортовых сборов
Самолет группы компаний Аэрофлот
Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia

26 декабря 2023. В непростых условиях современной действительности один из старейших авиаперевозчиков России — Аэрофлот остается уверенным островком стабильности для своих пассажиров. Несмотря на статистический рост цен на авиаперевозки, значительное подорожание авиатоплива, аэропортовых сборов и затрат на обслуживание воздушных судов, Аэрофлот стабильно держит цены и повышает частоту своих рейсов. Как ему это удается — рассказывает ИА PrimaMedia.

В 2023 году Аэрофлот заметно увеличил свое емкостное предложение и достиг исторического максимума загрузки в 90%. Увеличение числа рейсов произошло в текущем году по многим направлениям. Это в том числе такие популярные маршруты, как Владивосток — Москва, Владивосток — Санкт-Петербург. В августе был отмечен рекордный показатель за всю новейшую историю Аэрофлота — 42 еженедельных рейса в Москву и 4 в Санкт-Петербург из Владивостока.


Аэропорт Владивосток. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia

Группа компаний руководствуется одной из главных своих целей — повысить доступность перелетов в России. Это стало возможным благодаря "плоским тарифам", которые Аэрофлот предлагает по своей инициативе в дополнение к тем, что субсидируются государством. В 2023 году "плоскими" тарифами воспользовалось почти 1,9 миллиона человек, что на 16% больше показателей того же периода в 2022 году. По популярному маршруту Москва — Владивосток с января по ноябрь 2023 года группа "Аэрофлот" перевезла более 418 000 человек, что на 21% выше показателей за тот же отрезок времени прошлого года.

"Есть отдельные категории перевозок, которые очевидно нуждаются в субсидировании. Субсидии по постановлениям № 1242 и № 215, безусловно, нужно сохранить. Кроме того, у нас собственная программа "плоских" тарифов и мы увеличиваем объемы перевозок, несмотря ни на что. За первое полугодие 2023 года группа "Аэрофлот" увеличила перевозки по "плоскому" тарифу в города ДФО и Калининград на 15,2% до 812 000 человек", — отметил генеральный директор ПАО "Аэрофлот" Сергей Александровский.

Кроме того, Сергей Александровский заверил, что с учетом сложившегося уровня сбалансированного спроса и предложения в 2023 году, Аэрофлот не ожидает какого-либо существенного ценового ралли и в 2024 году. Группа будет ориентироваться на рост лишь в районе инфляции.

Но в каких условиях Аэрофлоту удается достигать таких высоких результатов? Ранее газета РБК (18+) со ссылкой на Росстат заявила о том, что средняя стоимость перелета по России в "экономе" в мае 2023 года возросла на 28% в сравнении с данным за май 2022 года. Она составила 6972,36 рублей за 1 тысячу км пути.

 


Инфографика. Фото: РБК (18+)

В течение 2023 года авиакомпании страны неоднократно заявляли о существенном росте издержек. Самое сильное давление оказывал рост цен на горюче-смазочные материалы (ГСМ). Согласно мировой практике, расходы на авиатопливо составляют существенную долю всех расходов авиакомпаний, до 30%. Соответственно, рост цен на авиакеросин в России достаточно сильно может ударить по карманам конечных потребителей услуг — пассажирам, если авиакомпания не предпринимает дополнительных мер по сдерживанию роста цен. По данным финансовой отчетности группы компаний Аэрофлот за 9 месяцев 2023 года, рост расходов на топливо в этот период составил 25,2%.

По данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, на которую ссылается РБК, цена за тонну авиакеросина, поставляемого в аэропортах Москвы в мае 2023 года составляла 74,083 тысячи рублей, в то время как в мае 2022 года — 71,585 тысячи рублей. Топливный демпфер имел место быть, но не оказал существенного влияния на тот уровень роста расходов, который понесли в 2023 году российские авиаперевозчики. 

Стоит отметить, что стремительный рост цен на авиационное топливо отмечается в России уже на протяжении нескольких лет. Так стоимость авиационного керосина в III квартале 2021 года на 50% превысила показатели 2020 года. А в 2022 году взлет стоимости авиатоплива оказался еще более резким. В марте 2022 года  цена авиатоплива выросла в два раза в сравнении с февралем того же года. 


Самолет группы компаний Аэрофлот. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia

Еще одна существенная статья расходов авиакомпаний — аэропортовые услуги и обслуживание воздушных судов. Согласно финансовой отчетности Аэрофлота за первые 9 месяцев 2023 года, рост расходов в этой сфере составил 34,3%. 

Еще с 1 ноября 2022 года, согласно решению Федеральной антимонопольной службы РФ, сборы за обслуживание российских авиакомпаний возросли на 60%. В 2023 году рост продолжился. Так, например, в 2023 году ФАС разрешила аэропорту Пулково увеличить сборы за обслуживание самолетов российских авиакомпаний. Общий рост объема аэропортовых сборов в Пулково составил до 8%. В 2024 году запланирована индексация еще на 7,5%. В декабре 2023 года в соответствии с решением ФАС были увеличены тарифы на обслуживание авиакомпаний в аэропорту Минеральные Воды. Средний рост составил 21% в сравнении с показателями марта текущего года. Также ФАС согласовала увеличение тарифов в аэропортах Спиченково (Новокузнецк) и Гагарин (Саратов).

Несмотря на серьезное ценовое давление ввиду повышения стоимости авиакеросина, аэропортовых услуг, а также затрат на обслуживание воздушных судов Аэрофлоту удается сдерживать стоимость пассажирских авиаперевозок. Даже несмотря на рост продаж билетов по "плоским" тарифам в 2023 году, перевозчик не стал повышать стоимость, руководствуясь своей задачей по сохранению доступности перелетов.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость