22 апреля 2014. Вслед за масштабной реформой местного самоуправления, законопроект о которой находится на рассмотрении в Госдуме РФ, правительство готовится реформировать механизм разделения полномочий между федеральной властью и субъектами. Таким образом, руководители регионов могут получить некоторые федеральные полномочия, региональные бюджеты - дополнительную финансовую нагрузку, а федеральная власть – больше поводов для отзыва губернаторов, сообщает РИА PrimaMedia со ссылкой на документ, опубликованный на сайте Госдумы РФ.
Согласно на днях внесенному правительством в нижнюю палату парламента законопроекту, новые полномочия, прежде всего, получат президент и премьер-министр. Поправки в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" гласят, что президент и глава правительства получают возможность перераспределять полномочия между федеральной и региональной властью с помощью нормативно-правовых актов. Раньше подобное перераспределение было возможно только на основе договора о разграничении полномочий.
Таким образом, региональным властям могут "достаться" полномочия от различных федеральных ведомств: ГАИ, Минприроды, Роспотребнадзора, Минкультуры, Росреестра, Росавтодора и других. Региональные администрации будут регулировать вопросы по защите прав потребителей, недропользование, пожарный надзор, безопасность дорожного движения и многое другое.
Как отмечается в документе, вместе с полномочия, регионы получат соответствующее финансирование на их исполнение в виде как бюджетных субвенций, так и средств из государственных внебюджетных фондов или бюджетных ассигнований, а также межбюджетных трансфертов.
Функции контроля исполнения переданных регионам полномочий возложат на федеральные органы власти, но влиять на кадровую политику в контролируемых ведомствах они уже не смогут: "одаренная" полномочиями исполнительная власть на местах, получит право самостоятельно выбирать, кому эти полномочия реализовывать.
Большие полномочия подразумевают и большую ответственность для глав регионов с ними не справляющихся. Таким образом, федеральная власть получает больше возможностей отправить неугодного губернатора в отставку "по уважительной причине". Новые полномочия делают глав регионов более уязвимыми перед федеральным центром.
Губернаторам, не выполняющим "обязательные для исполнения" поручения, могут выносить предписания для исполнения, а также обязать отвечать на них в 30-дневный срок. Кроме того, федеральные ведомства смогут требовать от глав регионов увольнения "проштрафившихся" чиновников, а в случае систематических нарушений при исполнении переданных полномочий – инициировать вопрос об отставке самого губернатора.
Примечательно, что о распределение полномочий между уровнями власти в правительстве задумались "по горячим следам" грядущей муниципальной реформы, в результате принятия которой в изначальном виде, крупные города лишатся прямых выборов мэров и поголовно перейдут на систему "двоевластия" по схеме "глава города-сити-менеджер". Та же участь может постигнуть все муниципальные районы, за исключением небольших городов без районного деления, однако и они могут "попасть" под реформу, если законодательный орган субъекта примет соответствующее решение. Предложенный к рассмотрению законопроект подразумевает право законодательных собраний менять административное устройство населенных пунктов, а следовательно - систему местного самоуправления в них.
Стоит отметить, что одной из причин муниципальной реформы называлась неспособность муниципалитетов исполнять возложенные на них полномочия из-за банальной нехватки собственных средств. Обещанных при принятии предыдущей реформы дотаций федерального и региональных бюджетов, муниципалитеты видели редко или не видели вовсе.
Однако, рассматриваемые поправки в закон, дают право регионам передавать часть своих полномочий муниципалитетам, правда, вместе с федеральным финансированием на их исполнение.
Возможно, грядущее реформирование – и МСУ, и механизма разделения федеральных и региональных полномочий призвано более грамотно разделить "права и обязанности" различных уровней власти и убрать заметные "перекосы" в финансировании.
Как отмечают федеральные эксперты, проект правительства, скорее всего, готовился параллельно с реформой МСУ и является ее зеркальным отражением. Масштабная реформа по перераспределению полномочий между федерацией, регионами и местным самоуправлением, возможно, затевалась и для укрепления административной вертикали.
Как отмечает заведующий кафедрой журналистики и издательского бизнеса ДВФУ, политолог Виктор Бурлаков, прямой связи двух реформ (МСУ и механизмов передачи полномочий регионам) искать не стоит. По его словам, возможной причиной инициативы "центра" поделиться властью с регионами может быть желание снизить нагрузку на федеральный бюджет. В этом случае "избавиться" от полномочий, передав их регионам, можно при необязательном или же неполном финансировании.
- Вводя упрощенный механизм передачи тех или иных полномочий регионам, федеральный центр стремиться к ускорению этих процедур если того потребует текущая ситуация. А само перераспределения полномочий между федерацией и субъектом, будет свидетельствовать о том, что власть стремится снизить нагрузку на федеральный бюджет и сократить его расходные статьи. При передаче того или иного полномочия от центра регионам должно быть передано и соответствующее финансирование на его исполнение в виде субвенций, дотаций, межбюджетных трансфертов. Однако, как показывает практика, так происходит не всегда (достаточно вспомнить печальный опыт муниципалитетов) и исполнение, равно как и финансирование полномочия, целиком и полностью ложится на плечи региональному бюджету, - отметил Виктор Бурлаков.
Стоит отметить, что одни из предполагаемых к приобретению статуса "региональных" полномочий являются наиболее проблемные – регулирование лесного фонда, а также землеустройство и регулирование земельных отношений, строительство и снос жилья. Федеральные структуры подчас не справляются со своими функциями, а вся ответственность ложится на региональные власти, которые бы и рады помочь, но не наделены должными полномочиями. В таком случае перераспределение даст свои положительные плоды.