6 июля 2020. С 1 сентября 2020 года приморские десятиклассники переходят на обучение по ФГОС. Ученики будут выбирать, по какому из профилей обучаться: естественно-научному, гуманитарному, социально-экономическому, технологическому или универсальному. О том, как изменится образовательный процесс, на пресс-конференции 6 июля рассказала министр образования Приморского края Наталья Бондаренко, сообщает ИА PrimaMedia.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС) предполагает профильное обучение в старших классах. Если девятиклассник решает идти в 10-й класс, ему необходимо выбрать профиль для дальнейшего обучения.
В рамках каждого из профилей изучается максимум 12 предметов, восемь из которых являются обязательными: "Русский язык", "Литература", "Иностранный язык", "Математика", "История", "Физическая культура", "Основы безопасности жизнедеятельности" и "Астрономия". Остальные четыре подросток может выбрать по желанию.
Естественнонаучный профиль подразумевает особый упор на математику, химию и биологию. При гуманитарном – больше внимания уделяется русскому языку и литературе, иностранному языку, обществознанию, истории и праву. Социально-экономический – направлен на углубленное изучение математики, экономики, права, географии и геометрии. Технологический – ставит во главу математику, физику и информатику.
Пресс-конференция, посвященная изменениям системы образования, состоялась в правительстве Приморского края. Фото: ИА PrimaMedia
Учебные заведения смогут также выбрать универсальный профиль. Он ориентирован на учеников, чей выбор "не вписывается" в рамки заданных профилей, поскольку позволяет им ограничиться базовым уровнем изучения предметов. Вместе с тем несколько предметов может изучаться на углублённом уровне, чтобы каждый мог попробовать себя в разных областях и в итоге выбрать что-то свое.
"Школа сама формирует учебный план и определяет, по какому профилю учить. Основных критериев для выбора два. Первый — это материально-техническая база. Второй — кадровый состав. Конечно, без учителя иностранного языка не получится школы с углубленным изучением английского", — пояснила Наталья Бондаренко.
Сегодня и эксперты в области образования, и участники образовательного процесса соглашаются – систему обучения необходимо менять. Она должна стать более практикоориентированной. Ведь зачем тратить драгоценные часы на химию или физику, если ребенок будет поступать на иняз.
ФГОС устанавливает максимальное число учебных часов за два года – 2 590. При этом школа сама определяет, какое время уделить тому или иному предмету.
"Естественно, если школа предлагает изучение того или иного предмета на базовом уровне, это будет одно количество часов, если на профильном – другое", – говорит Бондаренко.
Еще одним новшеством является индивидуальный проект, который каждый школьник должен выполнить под руководством своего наставника (тьютора).
"За два учебных года каждый старшеклассник может выполнить как один, так и несколько индивидуальных проектов, как по одному, так и по нескольким общеобразовательным предметам", – продолжила министр.
Сейчас приморские школы определяются с профилем. Большинство уже сделали свой выбор и ведут набор десятиклассников.
"Изучение предметов на углубленном уровне позволит ученикам лучше подготовиться к сдаче ЕГЭ", – заявила Наталья Бондаренко.
Министр также отметила, что в Приморье реализуются сейчас разные мероприятия, направленные на повышение качества образования и раннюю профориентацию школьников. К примеру, запланированы к запуску проекты: "Медицинский класс в приморской школе", "Инженерный класс в приморской школе" и "Кадетский класс в приморской школе".
В рамках первого из них – "Медицинский класс в приморской школе" – на конкурсной основе уже отобраны опорные школы. Две из них находятся во Владивостоке, еще по одной располагается в Уссурийске, Находке и Арсеньеве. Необходимое оборудование для оснащения общеобразовательных учреждений закупается в рамках регионального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование".
Такие классы дают возможность практико-ориентированного, углубленного изучения отдельных предметов и предметных областей, учебных курсов. Кроме того, запланировано привлечь для участия в проектах учреждения среднего и высшего профессионального образования, представителей профильных учреждений и предприятий.
"Глобальная задача нацпроекта "Образование" заключается в том, чтобы повысить качество отечественного образования, вследствие чего Россия должна попасть в десятку ведущих стран по качеству общего образования в мире. Переход на ФГОС в старших классах – один из шагов, призванных помочь в решении поставленной задачи", – подчеркнула Наталья Бондаренко.