Архитектурным объектам в российских городах, являющимся памятниками истории и культуры, можно и нужно давать новую жизнь, чтобы они служили людям и в наши дни. При этом вполне возможно при реставрировании памятников сохранять их красоту и не нарушать российское законодательство об охране объектов культурного наследия. Об этом корр. РИА PrimaMedia рассказала историк архитектуры, член Московского общества охраны архитектурного наследия Марина Хрусталёва.
- При реставрации дом должен быть приведен к тому изначальному историческому состоянию, в котором он первоначально находился. Конечно, может иметь место приспособление здания к нуждам современности. Например, если там не было нормального туалета, то он может быть там создан, но это не должно никак отразиться на внешнем облике здания, - отметила Марина Хрусталева.
Эксперт подчеркнула, что нельзя менять габариты исторических зданий, а также портить новостройками сложившийся архитектурный ансамбль.
- Нередко при реконструкции надстраивают мансарды, или сзади исторического здания пристраивают вдвое большее современное здание. Ничего этого делать нельзя, все это незаконно и преследуется в соответствии со ст. 243 УК РФ, - отметила Марина Хрусталёва.
В качестве примера грамотной реставрации памятника архитектуры эксперт привела дом актера Александра Пороховщикова в Москве.
- Александр Пороховщиков был из старого купеческого рода, его предкам принадлежал дом на Старом Арбате. Поскольку у нас в стране нет реституции, он не имел права получить дом в собственность, но получил право аренды. Дом был в очень плохом состоянии, и чтобы найти средства для его восстановления, Пороховщиков построил на земельном участке рядом с домом небольшой современный жилой дом. Такие дома, в которых не более 10 квартир, в Москве называют "клубными". Он так поставлен, что не выпирает, не давит на дом Пороховщиковых. Деньги, вырученные от продажи "новостроя", актер потратил на полноценную научную реставрацию дома своих предков. Кстати, этот опыт может быть интересен собственникам земельных участков, перед которыми сейчас стоит проблема вписать новое строительство в историческую архитектурную среду, - подытожила историк архитектуры.
Справка: Марина Александровна Хрусталёва, российский менеджер в сфере культуры, журналист, переводчик, куратор, общественный деятель. С 1998 года работала как независимый журналист, переводчик и куратор. В 2000 - 2002 годах — координатор отдела информационных технологий Музея архитектуры имени Щусева. C 2004 года — координатор, с 2006 — председатель правления Московского общества охраны архитектурного наследия (MAPS). С 2009 года — член координационного совета общественного движения "Архнадзор". Автор более 30 публикаций по истории архитектуры и лэнд-арта, музейному проектированию, охране и современному использованию объектов культурного наследия. Член Ассоциации менеджеров культуры. В 2011 году входила в группу разработчиков на базе бизнес-школы "Сколково" проекта в сфере национального брендинга "Центр русского авангарда".