Владивосток гостиничный век назад: ночевка на бильярдном столе и кусочек Парижа для дочери
Где останавливались гости "города нашенского" во времена "порто-франко" - в обзоре ИА PrimaMedia
Вадим Шкодин. Индустрия гостеприимства и гостиничного дела во Владивостоке берет свое начало практически с момента основания на побережье бухты Золотой Рог военного поста в далеком 1860 году. Город, за несколько десятилетий ставший крупнейшим российским портом на Тихом океане, невозможно представить без гостиниц и отелей, постоялых дворов и трактиров. ИА PrimaMedia попыталось заглянуть на столетие назад и узнать, где размещались гости "города нашенского".
Статус города Владивосток получил в 1880 году, через 20 лет после основания на берегу бухты Золотой Рог военного поста. Однако первых иностранных купцов и гостей Владивосток начал принимать намного раньше, так как уже в 1862 году получил статус порта. Задачи развития города как центра международного сотрудничества России в регионе требовали, в том числе, и развития комфортного сервиса. Появление гостиниц и отелей с высоким качеством обслуживания, которые были бы востребованы привыкшими к высокому уровню сервиса иностранцами, не должно было заставить себя долго ждать.
Однако развитие гостиничного дела в целом на Дальнем Востоке и во Владивостоке, в частности, имело нестабильный характер.
Номера для приезжих, с которых берет начало индустрия гостеприимства, неожиданно возникали по частной инициативе и так же неожиданно исчезали.
Военные, составляющие львиную долю населения тогда еще молодого Владивостока, в первые годы своего пребывания на восточных рубежах от недостатка жилплощади не страдали. Средствами размещения для нижних чинов служили казармы и корабли, а высокопоставленные чины располагались в домах генерал-губернатора или военного губернатора. Однако постепенное развитие города и увеличение количества его населения, а также приток большого количества иностранцев, включая тех, кто уже привык жить в комфортных условиях, привели к появлению первых гостиниц, меблированных комнат и номеров.
"...коротать ночи на бильярдах"
Хотя статус города Владивосток получил в 1880 году, первая гостиница, по некоторым данным, появилась еще в 1865 году. Гостиница, имевшая всего четыре номера, зал, кухню и бильярдную была построена механиком Носсером и купцом Колесниковым. Также одним из первопроходцев гостиничного бизнеса Владивостока считается Александр Васильевич Тупышев, открывший гостиницу не позже 1874 года.
Гостиница Александра Васильевича Тупышева на Светланской, Фото с места события из других источников. Автор фото: из музейных фондов музея имени В.К. Арсеньева
Редактор газеты "Дальний Восток" В.А. Панов тогда писал: "Гостиница Тупышева открылась здесь первою и пользовалась широкой известностью в старожильских анналах Владивостока, ибо была одно время штаб-квартирою местного "Клуба Ланцепупов".
"Это было двухэтажное деревянное здание с номерами вверху и биллиардной с буфетом и столовой внизу. — писал первый историограф Н.П. Матвеев в своей книге "Краткий исторический очерк Владивостока". — Если все номера были заняты, а у приезжего человека не было места остановиться, он ночевал в гостинице внизу, прямо на бильярдном столе. Другой гостиницы в городе не было. Находилась гостиница Тупышева на углу Светланской и Суйфунской, где сейчас на ее месте стоит, построенное в русском стиле, по проекту архитектора А.А. Гвоздиковского, здание городского почтамта".
С 1865 года во Владивостоке начинают строиться и действовать другие гостиницы, а также иные места размещения приезжих. Большинство из них располагаются в центре города по ул. Светланской, а владельцами являлись купцы 1-й и 2-й гильдии. Наряду с первоклассными и второразрядными гостиницами, работали постоялые дворы, а также "Морской дом", где могли останавливаться бездомные моряки.
По некоторым данным, в начале 70-х годов уроженец Николаевска-на-Амуре купец 2-й гильдии И. Галецкий выстроил на Светланской двухэтажную деревянную гостиницу "Золотой Рог" с рестораном и театром на 350 мест. Однако позже она полностью сгорела и была заново отстроена Галецким только в 1902 году в каменном исполнении и с тем же названием.
Гостиница и ресторан. Автор фото: из музейных фондов музея имени В.К. Арсеньева
Купец получил из казны беспроцентную ссуду в 150 тысяч рублей серебром "на постройку во Владивостоке первоклассного отеля с театральным залом и гостиницей". Здание сохранилось и по сей день.
По некоторым данным,
к моменту получения Владивостоком статуса города в нем уже постоянно работали три гостиницы — "Владивосток" и "Москва" — по свидетельствам современников, "маломестные и весьма плохие", а также "Отель-де-Лувр" под французским флагом, который характеризовался как "единственное мало-мальски сносное заведение, с порядочною, хотя и дорогою кухнею".
Д.И. Шрейдер в своей книге "Наш Дальний Восток" (1893), пишет о Владивостоке, как о "маленьком деревянном городке", где существовали три гостиницы, но "все они были переполнены и "весьма многим приходилось коротать ночи на бильярдах".
Было также в городе еще несколько постоялых дворов с комнатами-клетушками, тесными, грязными и "с подселением" — кровожадными клопами и надоедливыми тараканами. Однако и этого убогого жилья катастрофически не хватало. Стоит ли говорить, что условия и сервис в таких заведениях значительно уступали столичным гостиницам и отелям.
Гостиница. Автор фото: из музейных фондов музея имени В.К. Арсеньева
"Эрмитаж", "Метрополь" и "Крымские номера"
К концу 19-го столетия Владивосток как главный военный и торговый порт России на Тихом океане, уже принимавший огромное количество иностранных коммерческих морских судов, не мог себе позволить не развивать гостиничное дело. Дополнительным стимулом для появления и развития гостиниц и других средств размещения послужило строительство железных дорог, связывающих Владивосток с западными регионами страны.
Постройка Уссурийской железной дороги в 1895 году и Транссиба в 1901 году, а также установление оживленного пароходного сообщения с Одессой, Камчаткой и Сахалином, способствовало быстрому заселению Владивостока переселенцами с запада.
В этих условиях городские власти уже не могли не обращать внимания на состояние гостиничного сервиса, и, по мере возможности, начали оказывать взявшимся за его развитие посильную помощь.
Так в 1896 году "Приамурские ведомости" писали: "По ходатайству Приамурского генерал-губернатора 5-го января последовало Высочайшее повеление об отпуске владивостокскому купцу Иванову 35-ти тысяч рублей на устройство гостиницы во Владивостоке беспроцентную ссуду с возвратом названной суммы равными частями в течение восьми лет. Гостиница должна заключать в себе, между прочим, помещение вполне удобное для проезжающих иностранцев и не должна быть соединена с какими бы то ни было увеселительными заведениями". 3 сентября того же года состоялось торжественное открытие гостиницы, получившей название "Тихий Океан". Она также располагалась на Светланской улице, в самом ее начале. В гостинице было 52 номера со всеми удобствами, роскошное внутреннее убранство, большие номера с ваннами и туалетами, персонал, говорящий по-английски и по-французски — все было рассчитано на проживание богатых иностранцев.
Гостиница. Автор фото: из музейных фондов музея имени В.К. Арсеньева
По "Сведениям городской управы" в 1894 году во Владивостоке было 20 гостиниц, трактиров и буфетов с годовым оборотом 149,1 тысяч рублей, а также один постоялый двор. По другим данным в городе с населением около 13 тысяч человек тогда работало "41 заведение, в общем" (гостиницы, трактиры, харчевни, и постоялые дворы — в то время заведения не разделялись по классам).
По данным исследователя В.А. Чернова, к началу 1900 года во Владивостоке помимо гостиниц "Тихий океан" и "Золотой Рог" были "Дальний Восток", "Европейская гостиница", "Харьков", "Новый свет", "Славянский базар", "Московское подворье", номера "Сербия", матросский слободской дом Ланцовой, меблированные комнаты Поставского, Васюкевича, Сидорова (Боровикса), Ефимова-Борщевской. Все комфортабельные гостиницы располагались, в основном, на улице Светланской.
Многообразие мест размещения и ночлега ярко представлено в "Спутнике по Сибири, Маньчжурии, Амуру и Уссурийскому краю" И.С. Кларка от 1906 года. Кларк писал: "Путешественнику, приезжему удобнее всего, конечно, оставаться в гостинице до приискания более дешевого помещения. Против вокзала, в десяти шагах от него, находится вполне благоустроенный, с массой номеров, отель — "Гранд Отель". По той же, 1-й Морской улице, но несколько выше, в гору, для публики "попроще" имеются меблированные комнаты Боровикса, еще выше — номера "Эрмитаж".
Отель. Автор фото: из музейных фондов музея имени В.К. Арсеньева
"За отсутствием свободных номеров поблизости к вокзалу, — продолжает Кларк, — приходится искать кровать дальше от него в "Сибирском Подворье", на Китайской улице, в "Московском Подворье", на Миссионерской, в номерах "Россия", "Дальний Восток" против нового базара и, наконец — на Пологой и по соседству, где имеется немало довольно грязных и неблагоустроенных меблированных комнат…".
О многих из вышеперечисленных гостиниц сохранилось слишком мало информации. Например, про гостиницу "Немецкая" указано, что она располагалась в доме Демби на улице Китайской. Что касается отелей "Централь", "Ницца", "Европа"; номеров "Россия", "Бобек", "Вокзал", "Харьков", "Киев", "Крымские номера"; меблированных комнат "Метрополь" и "Эрмитаж", то до наших дней дожили только названия и адреса данных средств размещения.
От рубля и выше
Гостиничная отрасль Владивостока за несколько десятилетий прошла путь от постоялых дворов, трактиров, неблагоустроенных и грязных меблированных комнат до комфортабельных фешенебельных гостиниц с роскошными номерами. Естественно, что цены на проживание в них значительно различалась.
Самый дешевый ночлег предлагали постоялые дворы, а также "Морской дом", где могли останавливаться бездомные моряки: сутки проживания для них обходились в 10 копеек. Стоимость номеров в других гостиницах варьировала от 70 копеек до 2 рублей.
В гостиницах 2-го разряда стоимость проживания составляла от 1 до 3-5 рублей в сутки.
Реклама отеля. Автор фото: из музейных фондов музея имени В.К. Арсеньева
Гости Владивостока практиковали не только проживание в гостиницах, но и активно арендовали целые квартиры и комнаты. В разделе "Владивостокские цены и удобства и не удобства жизни Владивостока" (Путеводитель и справочная книга с приложением Адрес-Календаря Владивостока за 1891 год) в сравнительной таблице указана цена за проживание в квартире в две комнаты с кухней в месяц. В 1881 году она составляла 40 рублей, а в 1890 — от 20 рублей.
О гостиницах того времени нам рассказывают газеты и путеводители, в которых широко представлена их реклама. Из них же можно понять и об убранстве гостиничных номеров. Например, в путеводителе Д. Богданова за 1909 год гостиница "Золотой Рог" рекламируется как "первоклассная, с электрическим освещением, комфортными, хорошо обставленными номерами с ванными комнатами".
Учитывая то, что значительную часть населения Владивостока составляли китайцы, нетрудно предположить, что прислуга в гостиницах в основном состояла из представителей этого народа.
"Версаль" — кусочек Парижа для любимой дочери
"Версаль" — старейшая гостиница Владивостока, которая и по сей день продолжает свою деятельность. Открытая в мае 1909 года гостиница была очень высоко оценена гостями Владивостока. Местная пресса так же высоко оценила новую постройку как "нарядную и элегантную новоклассическую архитектуру" и высокий уровень комфортности гостиницы, "не уступающий европейскому уровню".
Отель. Автор фото: из музейных фондов музея имени В.К. Арсеньева
Гостиница предлагала своим посетителям отдельные ванные комнаты в номерах, что для того времени было настоящим шиком. Кроме того "Версаль" был обеспечен электричеством и имел телефон, что также выделяло его среди конкурентов.
Отель. Автор фото: из музейных фондов музея имени В.К. Арсеньева
В 1912-1917 годах "Версаль" считалась самой престижной в городе, в ней жили наиболее состоятельные гости, большей частью иностранцы.
Интересна ее история. В начале XX века владивостокский купец 2-й гильдии Л.С. Радомышельский отправил свою дочь на учебу в Париж. Молодая девушка, пожив во Франции несколько лет, не захотела возвращаться в родной город. Уж очень ей понравилась эта страна и, в особенности, Версаль — дворцово-парковый комплекс, выполненный в стиле французского классицизма XVII-XVIII веков.
Гостиница. Автор фото: из музейных фондов музея имени В.К. Арсеньева
И чтобы вернуть любимую дочь в родной город, отец пообещал ей подарить маленький кусочек Парижа во Владивостоке. Радомышленский свое обещание выполнил и в 1909 году газеты сообщили об окончании строительства гостиницы, которая, как утверждают знатоки, по архитектуре напоминает французский Версаль. Неизвестно, оценила ли дочь старания отца и вернулась ли во Владивосток, но ее любовь к Парижу, а ее отца — к ней, подарили Владивостоку одно из красивейших архитектурных творений.
По данным официальных источников, в 1917 году во Владивостоке работали следующие гостиницы, отели, меблированные комнаты и номера:
Отель "Бристоль" — Посьетская улица;
Отель "Версаль" — Светланская улица, 10;
Отель "Ницца" — Алеутская улица, 48;
Отель "Централь" — Светланская улица, 13;
"Отель Романова" — Светланская улица,19;
"Гранд-отель" — Алеутская улица, 11/2;
Отель "Европа" — Светланская улица, 8;
Гостиница "Золотой Рог" — Алеутская улица;
Гостиница "Тихий океан" — Светланская улица;
Гостиница "Немецкая" — дом Демби, Китайская улица;
Гостиница "Московское подворье" — Полтавская улица, 3;
Гостиница "Сибирское подворье" — Китайская улица,26;
Гостиница "Забайкальское подворье" — Китайская улица, 30;
Номера "Киев" — Семеновская улица, 19;
"Коммерческие номера" — Семеновская улица, 21;
"Крымские номера" — 1-я Морская улица;
Номера "Россия" — Светланская улица, 6;
Меблированные комнаты "Эрмитаж" — 1-я Морская улица, 12;
Меблированные комнаты "Метрополь" — Успенская улица.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Реклама прошлого: Каким был "двигатель торговли" во Владивостоке 100 и 50 лет назад
Корейцы на Дальнем Востоке: сталинские депортации, хабаровчанин Ким Чен Ир и пян-се