Фестиваль шансона, новогодние ярмарки и выставки: программа выходных во Владивостоке
29 ноября, 09:25
Разрыв Раков, экспромт Весов и ход Рыб: подробный гороскоп 2 декабря
18:30
Мятежный удар кармы: таро-расклад на Рыцарях Безумной Луны - перелет чувств
18:00
Публика Овнов, ответы Ракам и долг Рыб: подробный гороскоп со 2 по 8 декабря
17:30
Новый пункт пропуска в селе Марково на границе с Китаем планируется достроить в 2025 году
16:20
Массовое ДТП стало причиной жуткой пробки на Маковского во Владивостоке
15:55
ТОП недели от ИА PrimaMedia: лучшие материалы, которые нельзя пропустить
14:57
Психику ребенка формирует изначально мать, но какое место занимает отец? — психолог
14:20
Крайне невезучего угонщика мотоцикла задержали в Уссурийске
12:43
"Застройщики приуныли": эксперт прокомментировал прогнозы по обвалу цен на новостройки
12:39
Ребёнок провалился под лёд озера на Сафонова во Владивостоке
12:14
Не порадует температурами: синоптики озвучили прогноз на весь декабрь в Приморье
10:46
В Приморье ищут агрессивную женщину, ударившую по голове чужого ребёнка - видео
10:23
Очередной стрелок попал под прицел полиции в Приморье
10:03
Новый циклон грозится испортить приморцам понедельник
09:32
Цены на автомобили могут вырасти: эксперты прогнозируют изменения на рынке
07:11

Судоремонтные заводы Приморья сигналят SOS

Из-за снижения объемов оборонных госзаказов заводы ликвидируют технологические участки и увольняют персонал
15 февраля 2011, 12:05 Бизнес
ВЛАДИВОСТОК, 15 февраля, PrimaMedia. Факт на лицо: в Приморье сокращается судоремонтная база – заводы ликвидируют технологические участки и увольняют персонал. Причиной называют, прежде всего, снижение объемов оборонных госзаказов. Газета "Владивосток" предположила, что новые корабли, которые будет получать ТОФ, попросту негде будет ремонтировать.

Войти в ОСК... и умереть

Сотрудники ОАО "178й ордена Трудового Красного Знамени судоремонтный завод" ожидают, что в июне–июле специализированное предприятие по ремонту кораблей Тихоокеанского флота прекратит свое существование. Этот завод включен в дочернюю структуру ОАО "Объединенная судостроительная корпорация" (ОСК) – "Дальневосточный центр судостроения и судоремонта ОСК". Согласно концепции развития предприятий ОСК территорию 178го завода планируется освободить под строительство объектов АТЭС2012, а его мощности перебазировать на территорию ОАО "92й ордена Трудового Красного Знамени судоремонтный завод", расположенного в районе бухты Диомид.

Ранее у каждого судоремонтного завода была своя, как называют маркетологи, ниша. Комплексный ремонт самых мощных и больших кораблей ТОФ, а также плавбаз "от клотика до киля" выполняло одно из крупнейших в СССР судоремонтных предприятий – Дальзавод.

В 2001 году он был признан несостоятельным: введено внешнее управление, затем объявлено конкурсное производство. На сегодня весь профильный имущественный комплекс ОАО "Дальзавод" – собственность 178го завода на основании договора куплипродажи. Сам 178ой специализировался на ремонте кораблей рангом пониже — это эсминцы, буксиры, тральщики. 92ой выполнял поддерживающий ремонт малотоннажного флота. И сегодня он не готов ремонтировать большие корабли ТОФ – причальная инфраструктура на них не рассчитана, поскольку бухта там мелководная. К тому же вся набережная 92го на полную "катушку" задействована на приемке грузов АТЭС.

Тем временем в 178м заводе уже ликвидировали единственный в Приморье цех по ремонту малых дизелей, освободив участок под строительство пятизвездочной гостиницы. Оборудование разобрали и вывезли на территорию 92го завода, но установить не смогли: не соответствуют фундаменты, на которые первоначально планировалось монтировать станки. Необходимо делать новые, но средства на эти работы не предусмотрены и будут ли выделены, также неизвестно. Ближайший участок, где можно произвести такого вида ремонт находится в Хабаровске, а специалисты 178го завода опасаются за сохранность своего оборудования и сомневаются, что эта обязательная при ремонте всех классов плавсредств технологическая линия вновь заработает.

– Мы не знаем, что с нами будет дальше. Сейчас завершаем корпуснодоковый ремонт по заказам, оставшимся с прошлого года, – сетует начальник отдела внутреннего контроля и аудита ОАО "178й завод" Виктор Зверев. – Есть небольшая надежда получить новые заказы, хотя и в этом случае объемы будут невеликие. Работы, если и прибавится, то на пару¬тройку месяцев.

Обратной дороги нет?

Возможности некогда большого предприятия, действительно, уже не позволяют рассчитывать на значительные масштабы. Два десятка лет назад в его штате числилось 4,5 тысячи сотрудников, а сегодня их чуть более трех сотен. Последнее сокращение прошло 1 февраля 2011 года, тогда уволили 146 человек. И хотя квалификация этих специалистов позволяет выполнять самые сложные судоремонтные операции, не для всех из них найдется работа в 92м заводе, равно, как и в ОАО "Дальзавод", или в простонародье "малом" Дальзаводе. Эта компания в свое время выкупила часть производственных цехов, оборудования и техники "большого брата", часть взяла в аренду. Теперь пытается выкупить арендованные активы, оцененные, кстати, в сумму порядка 460 миллионов рублей. Но это не означает, что ОАО "Дальзавод" уверенно смотрит в завтрашний день. Большинство сотрудников предприятия работают по срочным договорам, которые заключаются на год: 31 декабря 2010 года они были уволены и, по некоторым данным, не со всеми был заключен новый договор. К тому же своевременное финансирование федеральными структурами военных заказов оставляет желать лучшего. Например, в прошлом году поступление средств за выполненные работы задержалось на несколько месяцев, были сложности с выплатой зарплаты работникам предприятия.

Мощности ОАО "Дальзавод", в том числе три сухих дока, рассчитаны на выполнение больших объемов военного судоремонта, но получить госзаказ напрямую невозможно – ОАО "ХК Дальзавод" не входит в структуру ОСК. По словам председателя дальзаводского профкома Николая Бомко, контракт на проведение ремонта кораблей ТОФ Минобороны заключило с Дальневосточным заводом "Звезда", расположенном в городе Большой Камень. Те, в свою очередь, подписали агентский договор с малым Дальзаводом на оказание услуг по ремонту больших кораблей. Однако сейчас самих судоремонтников "Звезды" ожидает массовое сокращение. Планируется, что нынешней весной работы лишатся 200 специалистов. В последующем не исключается увольнение еще 700 человек. Если учесть, что сегодня на заводе трудится около 3600 сотрудников, то получается, что штат будет урезан на четверть.

– Сигнальный лист от администрации завода о предполагаемом сокращении мы получили еще в начале февраля, – рассказывает "В" председатель профкома завода "Звезда" Ольга Скрипко. – В документе не указаны конкретные специальности, но говорить о том, что речь идет только о вспомогательном персонале, нельзя. Ведь в январефеврале даже рабочие основного производства не были обеспечены работой. Чтобы не отправлять сотрудников в вынужденные отпуска администрация направляет их на ремонтные работы и благоустройство территории. Задержек с выплатой зарплаты нет – средняя зарплата по заводу составляет около 22 тысяч рублей, и эту сумму они получают. Пока.

Хотя временно исполняющий обязанности гендиректора Владимир Аверин заверил профсоюзный комитет, что все сокращенные будут трудоустроены на заводе. Но я не понимаю, как можно одновременно сокращать рабочие места и набирать персонал.

Не нужные спецы

Представителям профсоюза в местном центре занятости сказали, что у них нет возможности принять такое большое количество людей.

В профкоме вспоминают печальный опыт массового сокращения персонала в 1997 году из-за отсутствия госзаказа.

– Мы с трудом пережили то время, – признается Ольга Скрипко. – Устроиться вне завода было практически невозможно. Мужчины подались в другие города в поисках работы, многие семьи остались без средств к существованию.

Чтобы избежать повторения той ситуации большекаменцы обратились к полпреду Виктору Ишаеву с просьбой вмешаться и помочь заводу.

– В письме, направленном профкомом завода "Звезда" в Аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе говорилось, что ситуация складывается критическая, – заметил пресссекретарь полпреда Евгений Аношин. – Виктор Ишаев распорядился провести проверку и разобраться, насколько обоснованы планы сокращения персонала, предусмотрены ли меры социальной защиты попавших под сокращение. В ближайшее время в Большой Камень прибудет комиссия в составе главного федерального инспектора по Приморскому краю, сотрудников полпредства, прокуратуры.

Ситуацию, которая складывается на судоремонтном заводе в Большом Камне, в полпредстве обещают держать под особым контролем. Полпред Виктор Ишаев уже не раз в своих выступлениях высказывался за необходимость сохранения на Дальнем Востоке центра военного судостроения и судоремонтных баз. "На каждой территории важно сохранить и дальше развивать судоремонт. Обслуживание и ремонт судов должен быть и на Камчатке, и в Благовещенске, и в Приморье, во Владивостоке. Обслуживать суда можно только там, где есть базы ремонта – отводить их на другую территорию за тысячи километров нецелесообразно", – заявил на недавней прессконференции в Хабаровске Виктор Ишаев. На заводе "Звезда" выражают надежду, что слова полпреда обернутся действенными мерами по поддержке и развитию судоремонта в Приморье, иначе все построенное в рамках ныне декларируемого масштабного строительства разных плавсредств ремонтироваться будет за границей.

14099
43
7