Каждый муниципальный правовой акт, принимаемый Думой, имеет принципиальное значение для жизни города. Работа представительного органа власти продолжается непрерывно, говорит заместитель председателя Думы Владивостока Дмитрий Пенязь. Невозможно принять одно постановление и руководствоваться им постоянно: нормотворчество — это живая материя, которая требует постоянного внимания и регулирования. Подробнее о том, какие законы принимает сейчас Дума Владивостока и в чем преимущества однолетнего планирования бюджета в интервью корр. РИА PrimaMedia рассказал заместитель председателя Думы города, руководитель фракции "Единая Россия" Дмитрий Пенязь.
— Мы с вами сегодня встречаемся практически сразу, после майского заседания Думы Владивостока. Естественно, что и первые вопросы нашего разговора будут связаны именно с этой темой. Что стало главным вопросом сегодняшнего заседания, по вашему мнению?
— В повестке у нас было 13 вопросов. По большому счету, они все являются основными, так как в той или иной степени, все они касаются жизни города. Очень важным стало внесение изменений в Устав города по причине поправок в федеральное законодательство, касающихся межбюджетных трансфертов. Также был принят отчет по исполнению бюджета за 2015 год. Цифры меня порадовали – распорядители бюджетных средств показали почти 100% исполнение программ. Было принято решение по вопросам архивной части: узаконен порядок сбора информации, представляющей историческую ценность от юридических и физических лиц Владивостока. Депутаты провели корректировку программы приватизации муниципальных объектов.
— Вы сказали, что были внесены поправки в Устав. У большинства людей складывается ощущение, что Устав – это что-то незыблемое, принятое раз и навсегда. Его рассмотрели раз, привели в соответствие, утвердили, и с тех пор город живет по строгому регламенту. Тем не менее, Дума чуть ли не на каждом заседании вносит в него поправки. Чем это вызвано?
— Устав – это основной документ, по которому живет и работает администрация города, Дума, Избирком. Сегодня речь касалась изменений федерального законодательства. Как только появляются подобные корректировки, мы обязаны приводит Устав в соответствие — это же живой организм, который реагирует на все изменения. Совсем недавно мы внесли пункт об обязательном отчете депутатов о доходах — это прописал федеральный законодатель, и мы следуем в том же русле. Кстати, вы знаете, что перед началом работы третьего созыва Устав города не соответствовал на 75% федеральному законодательству? Его привели в порядок, и в четвертом созыве он уже соответствовал на 100%. Однако законодательство не стоит на месте и сейчас уже нам приходится постоянно вносить требуемые корректировки.
— Давайте перейдем к другой обязательной процедуре – Публичным слушаниям. Многие не понимают, для чего они нужны и стоит ли вообще их проводить.
— Можно по-разному относиться к этой процедуре. Акт по итогам проведения публичных слушаний носит рекомендательный характер, но если вопрос имеет важное значение для города, то администрация прислушивается к нему. Кстати, может быть иная ситуация — обсуждаемый вопрос вызывает шквал недовольства у горожан, в этой ситуации руководство Владивостока встает на сторону жителей. Тем не менее, если даже посмотреть на примере Градостроительного кодекса, мы не можем начать строительство без учета этого документа. Благодаря этой процедуре, в той или иной мере, жители участвуют в обсуждении законов. Информация о проведении публичных слушаний публикуется в газете, на сайтах Думы и администрации. Участниками слушаний становятся горожане, которые приходят и высказывают свое мнение, свои предложения. Бывают очень полярные точки зрения. И вот если бы не было Публичных слушаний, то у жителей было бы меньше возможностей участвовать в принятии решений. А сегодня это возможно.
Заседание Думы Владивостока. Фото: Пресс-служба Думы Владивостока
- Можно ли это считать еще одним уровнем контроля работы депутатов?
— Да, и не только работы депутатов, но еще и работы всех уровней власти: администрации, Думы и Избиркома, Контрольно-счетной палаты. Люди должны участвовать в публичных слушаниях, высказывать свои предложения, замечания, инициативы, которые тоже указываются в итоговом документе о публичных слушаниях и обязательно рассматриваются на комитете в Думе. Эти слушания касаются и принятия бюджета, и его исполнения. Мы сейчас приняли отчет по исполнению бюджета 2015 года, а перед этим приглашали горожан. Привлекались эксперты экономического блока, которые тоже давали свои рекомендации.
— Сегодня были внесены поправки в программу приватизации муниципальной собственности. Этот вопрос возникает постоянно.
— К сожалению, у нас не так много собственности, которую мы можем приватизировать. Тем не менее, у нас есть предприниматели, которые арендуют муниципальное имущество. У них есть право приоритетного выкупа. Чтобы его осуществить, администрация выставляет эти помещения на торги. Такой шаг необходим, во-первых, чтобы пополнить бюджет, а во-вторых, выполнить рекомендации федерального законодательства. Кстати, еще упустил один момент по повестке. Сегодня также рассматривался вопрос о новом составе Молодежной палаты Думы.
— Как себя зарекомендовала Молодежная палата?
— Сейчас куратором Палаты является Дмитрий Ямщиков, член фракции партии "Единая Россия" в Думе, молодой, инициативный депутат. Полагаю, с его приходом, с его искрой молодежное движение вышло на новый уровень. Например, по инициативе Палаты создана программа "Управдом" для молодежи, где молодых людей обучают управлению жилыми домами. Это важно. Ведь пройдет еще немного времени, и именно эти юноши и девушки придут нам на смену. Сейчас они получают прекрасную школу — участвуя в разработке и изучении документов. Вообще, очень активный состав Молодежной палаты, ребята участвуют во многих значимых для города мероприятиях. Из недавних примеров — Вахта памяти, акция "Часовой у знамени". И это я только несколько примеров.
— Вы являетесь членом комитета по местному самоуправлению, правопорядку и законности. Какими основными вопросами занимается комитет?
— Наш комитет структурирует работу администрации города и Думы. Он утверждает штат, герб, флаг. Мы также отвечаем за работу с гражданами по публичным слушаниям. Проводим ежеквартальную работу с правоохранительными органами города: проводим отчеты, совместные заседания, где мы рассматриваем актуальные вопросы. Кроме того, наш комитет отвечает за работу с международными организациями и представительными органами. Также занимаемся Уставом, народными дружинами, территориальным общественным самоуправлением.
— Вы упомянули о том, что у комитета есть контакты с коллегами по АТР. Чего удалось добиться в этом направлении?
— Последнее время мы активно выстраиваем работу с коллегами по региону. Недавно принимали участие в форумах в Японии, в Корее. Конечно, нам есть чему поучиться у зарубежных коллег. Но есть и много схожего в принципах организации работы, хотя, конечно, уровень Думы Пусана – это уровень нашего Заксобрания, по большому счету. Там депутаты работают на постоянной основе, получают зарплату. У них тоже расходы бюджета строятся по программному принципу. Коллеги из АТР рассказывали нам, как принимаются те или иные многомиллионные проекты, какие проходят стадии, как происходит контроль за их исполнением, за расходованием денег. Кстати, такое неформальное общение способствует еще и развитию дружеских отношений. Однако говорить о том, что концентрируемся только на диалоге с зарубежными коллегами — было бы неправильно. Мы сотрудничаем с коллегами из Думы Якутска, Хабаровская и других представительных органов власти региона. Вообще, внимательно изучаем опыт всех коллег, чтобы перенять что-то положительное для развития Владивостока.
— Вы ведете работу по выходу бюджета на более эффективный уровень. Одна из задач — сделать бюджет бездефицитным. За счет каких ресурсов можно добиться решения этого вопроса?
— Бюджет прошлого года у нас исполнен практически на 100%, это хороший показатель. Бюджет 2017 года планируем уже бездефицитным. Но мы должны понимать, что те объективные процессы, которые сейчас идут в экономике страны, отражаются и на Владивостоке: это и сокращение рабочих мест, и провалившиеся доходы, в том числе по земельному налогу. Совсем недавно федеральный законодатель своим постановлением освободил от уплаты земельного налога в казну города фонд РЖС, за которым закреплена огромная территория. Так же прошли сокращения сотрудников в полиции, налоговой, таможне — следовательно, здесь мы тоже недополучили налогов. Общая сумма потерь, назовем это так, — порядка 500 миллионов рублей. Так что естественно, что городу денег не хватает. Бюджет хоть и сохраняет социальную направленность, но средств крайне мало. Мы распределяем средства на асфальт, чистим город, но мы не можем построить новых дорог, детских садов и жилья для горожан. Это объективная реальность. Улучшится общая ситуация в стране, и мы вернемся к тем задачам, которые есть.
— Что именно за последние годы создано для развития малого и среднего бизнеса во Владивостоке?
— По инициативе администрации был создан предпринимательский центр, Думой это начинание поддержано. В этом центре предприниматели могут проконсультироваться по тому или иному вопросу. У нас есть консультативный предпринимательский орган. Также при администрации города работает комиссия по экономике, в которой участвуют при заместителе главы города Наталье Зубовой бизнесмены и предпринимательские объединения. В бюджете города есть определенная сумма на их финансовую поддержку — на субсидирование либо возмещение первоначальных затрат на начало деятельности. Поддерживается создание новых рабочих мест. Кстати, надо сказать, что наша администрация оперативно отрабатывает все изменения законодательства по предпринимателям: появился закон об Свободном порте, или поменялись сроки для получения определенного ряда документов. Все это способствует развитию и позитивной работе с предпринимателями.
Заместитель председателя комитета. Фото: Пресс-служба Думы Владивостока
— Кроме изменения самого бюджета был изменен и сам принцип его планирования — с 3-летнего на однолетний. Вы успели поработать с обоими методами. Какой принцип наиболее актуален?
— По моему мнению, было бы верно работать с однолетним бюджетом. Ситуация в экономике все же у нас нестабильная. Вот яркий пример — три года назад мы не предполагали того, что будет сейчас. Кроме того, даже работая с трехлетним бюджетом, мы его постоянно корректируем в течение года. Конечно, у нас порядка 70% бюджета формируется по программно-целевому принципу, это намного упрощает работу — сразу видно, что будет достигнуто по исполнению этих программ. Но все равно требуются корректировки в связи с получением денег из краевого и федерального бюджета. Получается, что мы, так или иначе, используем однолетний период. Поэтому особой необходимости именно в трехлетнем принципе, я не вижу.
— Вы – руководитель фракции. Трудно ли выстраивать единую линию голосования?
— Дума состоит из 35 депутатов. 24 из них – члены фракции "Единая Россия". У нас есть традиция – накануне заседания Думы проходит совещание фракции. Никто никого не уговаривает. Каждый человек, когда шел в Думу, изначально понимал, в какую фракцию вступает. Все руководствуются мнением избирателей. На фракции проходит обсуждение повестки будущего заседания, обсуждаются абсолютно все вопросы. В случае споров, либо возникновения инициатив от депутатов, мы это все рассматриваем и обязательно приходим к консенсусу. Затем проходит голосование. Не стоит задача кого-то сломать или заставить голосовать по-другому. Не было ни одного заседания, которое мы бы не рассмотрели детально. В споре рождается истина.Депутаты фракции все голосуют и действуют в интересах жителей города
— Какие МПА, принятые за последние годы, наиболее важны для вас?
— По-разному. Важен Устав, бюджет. Опять же, возьмем тот же документ, направленный на повышение противокоррупционной составляющей, когда чиновники должны отчитываться о расходах и доходах, если они получают заработную плату из бюджета. Сегодня принимался вопрос о структурировании командировочных расходов. Кажется, что не принципиальный вопрос, но тем не менее мы вносим ясность, что попадает под эту графу, что компенсируется, а что исключительно за собственный счет. И в завершении разговора, я хотел бы обратиться к жителям: мы все живем в одном городе, все хотим, чтобы он был комфортным, чистым и красивым, и депутаты Думы всегда готовы к диалогу, готовы поддержать инициативы жителей, чтобы сделать Владивосток лучшим местом для жизни.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Дмитрий Пенязь: Грядущее 140-летие Думы Владивостока – знаковое событие для нашего города
Дмитрий Пенязь: запрет проезда большегрузов в центре Владивостока не решит проблему пробок
Революционных перемен в управлении городом жители Владивостока не хотят – Дмитрий Пенязь