В условиях массового исхода рекламодателей из телевидения в Интернет одни телеканалы снижают затраты, насыщая эфир "болтовней", другие ставят на развитие прямого эфира и поиск креативных идей. Такое мнение в интервью РИА PrimaMedia LIVE высказал генеральный директор КГБУ "Общественное телевидение Приморья" Александр Мальцев.
Про шансы "скончаться" и уходящую в Интернет рекламу
- Александр, в этом году Общественному телевидению Приморья исполнилось 15. Каков главный итог этих лет в эфире?
- У канала ОТВ было несколько серьезных шансов "скончаться", поэтому мы можем по праву гордиться тем, что наше телевидение дожило до 15-ти лет. При "раннем" Сергее Михайловиче (экс-губернатор Сергей Дарькин. – Ред.) финансирование ОТВ составляло ноль целых, ноль десятых. Я помню, как мы отправляли съемочную группу на такси, тратя на это деньги, которые вчера заработал рекламный отдел. Или как всю выручку от рекламы раздавали в качестве зарплаты. Потом настал период, когда руководители телевидения были вынуждены сбежать в другое государство. Могло случиться так, что телевидение больше бы не существовало. Кое-кто, - не будем называть фамилии, - хорошо погрели на нем руки. Думаю, что все, кто пристально следит за историей ОТВ, знает историю про это.
Нас вполне могли, к чертовой матери, "порубать шашками". Но мы дожили до 15-ти лет, и это действительно большое достижение.
- Какие планы у 15-летнего телевидения?
- Очень сложный вопрос, потому что ситуацию нужно рассматривать в комплексе. Летом этого года, вслед за остальным миром, случилось знаковое событие для всего российского телевидения - рекламные бюджеты ТВ проиграли рекламным бюджетам Интернета. Что это значит? Впервые телевидение, которое считалось основой массовой коммуникации, перестало ею быть.
Рекламодатели понимают, что сейчас им выгоднее размещаться в Сети. Как в этой ситуации быть телевидению?
На ОТВ работают 200 человек, а камер сколько – мама не горюй! У нас телевидение полного цикла: нужно выехать на съемки, потом смонтировать, оформить материал, сделать компьютерную видеографику. Без денег это невозможно.
Обратите внимание, телевидение идет по пути снижения затрат. Например, культовый у современной интеллигенции "Дождь" – это "говорильный", бюджетный канал. В его студиях стоят несколько камер, которым даже не нужно операторов. Люди говорят по нескольку часов, забивая эфир болтовней. Полагаю, что в ближайшее время эффект новизны пройдет, и смотрение "Дождя" все-таки снизится. Люди хотят видеть картинку, а не слушать радио. Потому что, если они хотели бы слушать речи про то, как Россию-матушку разорвали по частям, то есть более простой способ - включить радио "Эхо...", "ухо Москвы". А телевидение – это все же картинка.
Понятная ситуация: когда денег нет, нужно забивать эфир длинными "говорильными" программами. Но, повторюсь, долго существовать в этом направлении телевидение не сможет.
Чем хуже будет качество контента, тем меньше кусок рекламного пирога и объем финансирования со стороны рекламодателей. Как телевидение будет выходить из этой ситуации, я не знаю.
Сейчас многие телеканалы обзаводятся передвижными телевизионными станциями для того, чтобы показывать в прямом эфире разного масштаба мероприятия. Мы хотели бы пойти по этому пути, но не так, как делает тот же "Дождь", хотя у него я подсмотрел ряд интересных находок.
Мы ведем переговоры с фирмами, которые занимаются различными техническими решениями. Уже сейчас видно, что прямых трансляций у нас стало намного больше. Хотелось бы интегрировать Skype, найти применение в нашей работе Live View, TVU, другим современным технологиям.
Про самоучек-операторов и "собак" в оперном театре
- Какие новые программы ждут зрителей ОТВ?
- Не буду ничего рассказывать про них по одной простой причине. Не хочу сглазить то, что уже есть, и то, что планируется.
- В порядке исключения - как обстоят дела с созданием молодежной передачи?
- "Реинкарнация" молодежного канала в очередной раз случится и мы снова начнем делать очень интересные вещи. По этому поводу к нам приходили активисты молодежных движений. Ребята интересные, совершенно ничего не понимающие в телевидении, и в этом своя прелесть.
- Испытываете проблему в кадрах?
- Как всегда и как у всех. С этой проблемой я столкнулся впервые на местном ТНТ в 2003-2009 годах. Можно долго об этом говорить… Ученые провели исследование на тему "Почему резко упал образовательный уровень молодежи". Оказывается, потому что бабушки, которые раньше сидели с внуками и читали книжки, сейчас вынуждены работать, чтобы прокормить себя. Как следствие, существенное падение интеллектуального уровня и абитуриентов, и, как ни странно, выпускников вузов. За то время, что я руководил на "ТНТ Владивосток", через меня прошли сотни полторы студентов. Только из 5-7 можно было продолжать кого-то "лепить".
Я очень надеюсь, что возрожденная на ОТВ молодежная программа станет своего рода школой телевидения, где мы будем учить бойкую молодежь не только творчеству.
Овладеть творческой составляющей профессии очень просто: умеешь стучать по клавиатуре - рано или поздно что-то у тебя получится. Умению же работать по техническим специальностям не учат нигде. Все операторы, монтажеры, режиссеры, по сути, самоучки.
- Планирует ли ОТВ прямые трансляции из Приморского театра оперы и балета?
- В прямом эфире - нет, потому что очень сложно технически. Для этого должны быть приспособлены и здание театра, и его зал. Новая сцена Мариинки, к примеру, приспособлена. Там постоянно установлены 12 штатных телекамер, есть столько же мест для дополнительных телекамер. То есть оперу в Петербурге показывают 24 камеры. Владивосток, к сожалению, подобными возможностями похвастаться не может. В нашем театре нет площадок под телекамеры, нет кабель-каналов, звукового оборудования у электронного усиления звука. Поэтому на премьере наши ребята расставляли "мохнатые" микрофоны, которые на профессиональном жаргоне называют "собаками", затем монтажеры всю ночь вынуждены были сводить 25 видеодорожек плюс стерео – жуткое дело! Показывать оперу в прямом эфире очень сложно, прежде всего, технически.
Про несуществующую конкуренцию и предметы гордости
- Как чувствует себя Общественное телевидение Приморья в борьбе с конкурентами?
- Конкурентной борьбы сегодня нет. Говорить о ней можно было в 1999-2000 годах, когда только на третьей кнопке во Владивостоке "толкались" "Океан-TВ", Учебное телевидение, "ПК ТВ", "Восток-ТВ", "РВК", "Тройс ТВ" и прочие. Конкуренция с федеральными каналами невозможна в принципе, особенно в развлекательном блоке.
Конкурировать с местными телеканалами тоже не приходится, потому что у нас слишком большая "поляна".
С кабельными каналами мы не конкурируем, так как не пересекаемся аудиториями.
- А кто составляет аудиторию "ОТВ"?
- Около 60% наших зрителей живут за пределами Владивостока. У нас установлены порядка 100 передатчиков, покрывающие все населенные пункты Приморья. Там, где раньше принимали только Первый канал или Первый канал "Россия", обязательно присутствует сигнал ОТВ. Если Владивосток "перекормлен" информацией, то в поселках, подобных Амгу, с региональными новостями напряженка. Широкополосного доступа в Интернет там нет в принципе, с мобильной связью тоже не очень-то хорошо, единственное окно в мир – это телевизор. Владивосток нас тоже активно смотрит, но здесь слишком большой выбор для зрителя.
- Как вы считаете, телевидение сейчас больше информирует или развлекает?
- Никто не может сказать, что сейчас является основной функцией ТВ. Скорее всего, сегодня происходит то, о чем я говорил в начале интервью, – переосмысление роли телевидения.
Это сравнимо с переосмыслением роли печатной прессы. Интернет "съел" печатные СМИ, но некоторые все-таки остались. Уверенно себя чувствуют узкоспециализированные качественные издания, например, газета "Ведомости". По-моему, сейчас это самое лучшее издание в стране.
- Недавно журналистка местного "8-го канала" вышла в финал Всероссийского телевизионного конкурса "ТЭФИ-Регион". Сотрудники ОТВ добивались подобного успеха?
- Когда я работал на телеканале в Северодвинске, у нас целый шкаф был забит статуэтками от конкурса "ТЭФИ-Регион". Тамошнее телевидение получало гораздо больше статуэток, чем все вместе взятые владивостокские каналы. Почему, не знаю. Видимо, настолько разные регионы. Лично для меня регалия от "ТЭФИ-Регион" – уже не показатель, хотя, безусловно, приятно быть награжденным. 10 лет назад это был действительно масштабный, очень "вкусный" конкурс. Я сравнил конкурсные работы той поры и нынешние - небо и земля. Мне кажется, тогда журналисты показывали более интересные примеры профессиональной реализации. Возможно, это объясняется тем, что следуя за своим зрителем, тележурналистика меняется.
- Какими же достижениями ОТВ вы гордитесь?
- Много лет назад я прочитал интервью очень интересного человека, который занимался производством видеороликов. Его зовут Алексей Кортнев. Однажды заказчик сказал ему: "Если ролик, который вы для меня делаете, выиграет хоть что-то на каких-либо конкурсах, я разорву с вами контракт". "Почему?" – "Потому что в таком случае вы занимаетесь не удовлетворением потребности заказчика, а за его счет - самореализацией и самолюбованием".
Поэтому никакие конкурсы не являются для меня показателем мастерства и профессионализма.
Если на ОТВ ежедневно будут прямой эфир, включения с мест в выпусках новостей, то тогда можно говорить о достижениях. Ведь прямой эфир – очень сложная задача как в творческом, так и в техническом отношениях.
- ОТВ готово к выполнению этой задачи?
- Почти готово. Оборудование тестируется, ребята подобрались хорошие. Еще бы некоторым из них уверенности в себе добавить, чтобы не смотрели глазами испуганной лани, и все будет нормально. Надо перебороть себя и сказать: "Мы это делаем, а не сидим на попе ровно, думая, как бы чего не вышло".
- Как вы оцениваете школу телевизионной журналистики, которую открыл ВГУЭС?
- К любым образовательным проектам я отношусь хорошо, но давайте посмотрим, что будет получаться. Я встречался с первым набором в эту школу. Есть ребята с мыслью в глазах, а есть с задумчивым взглядом, не более того. Пока рано говорить о перспективах этого проекта.
Про летящий телевизор и желание выругаться
- Поскольку телевидение может формировать реальность, какую реальность формирует ваш канал?
- Телевидение может формировать реальность, а может не формировать. Вот газета может ее формировать.
- Газету хотя бы можно сжечь, руки погреть.
- А телевидение? Представляете, как красиво летит с высоты телевизор?
- Какая у ОТВ социальная миссия?
- Вы уподобляетесь замполиту на корабле, спрашивая меня про высокую социальную миссию! А какая миссия у вас? Вы хотя бы задумываетесь об этом? Каждую ночь вы ложитесь спать и думаете, насколько вы были полезны обществу сегодня?
- Периодически что-то подобное бывает. Неужели вы не засыпаете с мыслью: "Ах, какое хорошее, доброе дело сделал сегодня наш телеканал"?
- Нет. "Служи по уставу - завоюешь честь и славу".
Мы стараемся делать свое дело профессионально, тем самым информировать жителей Приморья.
- Хочется спросить вас еще про одно "общественное телевидение". Что вы думаете о новом федеральном телеканале - ОТР, Общественном телевидении России?
- Материться не будем? Понял, хорошо… Я не понимаю, для чего ОТР существует. В качестве пенсиона для людей, отставленных из руководства телеканала ТВЦ? Я имею в виду Пономарева и Лысенко. Как противовес "Дождю"? Ну, здрасьте! Я не понимаю их миссии - не социальной, а бизнес-миссии как таковой. Интересное содержание телеканала? Да. Но в чем его миссия?
Глобальная миссия нашего канала – информирование жителей края, от Владивостока до Веселого Яра и других деревушек, которых вы на карте-то не найдете. Миссия ОТР явно не в этом. Но не в том же, чтобы донести до каждой бабушки в стране историю позиции по вопросу мирового господства СССР или США?
- Если бы бюджет вашего телеканала позволял, какой проект вы бы реализовали?
- Вы мыслите телевизионными продуктами, а для меня этот проект шире. Сначала я бы начал подтягивать кадры со всего Дальнего Востока. Во что это вылилось бы – уже другой вопрос. Еще не все уехали отсюда в столицу нашей Родины. Из Москвы хороших специалистов заманить очень сложно, а так как Владивосток принято называть третьей столицей, привлечь способных сюда людей было бы интересно.