Остров Скрыплева
Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Луч света в городе туманов: маяк острова Скрыплева во Владивостоке

История "морских ворот" Приморья - через века, людей и события

Общество

20.11.2017

Дарья Червова. Маяк на острове Скрыплева — первый маяк Приморья — отметил 141-ой день рождения. 20 ноября 1876 года здесь загорелся белый огонек, который можно было увидеть за 14,5 мили (почти 27 км). При маяке, представлявшем собой невысокую каменную четырехгранную белую башню с фонарем красного цвета, тогда находилась казарма, дом смотрителя, баня, сарай и помещение с опреснительным аппаратом. На южном мысе острова был установлен колокол для туманных сигналов. Сегодня РИА PrimaMedia вспоминает о тех людях и событиях, благодаря которым маяк на острове Скрыпалева работает и по сей день.

Как всё начиналось…

Идея строительства маяка именно здесь возникла не случайно. Когда был открыт порт Владивосток, судовое движение стало гораздо интенсивнее. Остров Скрыплева, названный в честь военного моряка капитан-лейтенанта Константина Григорьевича Скрыплева, приморского картографа того времени, лежит при входе в пролив Босфор-Восточный со стороны Уссурийского залива, имеет высоту 45,6 метров. Таким образом, он идеально подходил для возведения маяка, о чем постоянно заявляли капитаны и шкиперы.

Еще в 1862 году, 26 августа, 35-летний Константин Григорьевич Скрыплев прибыл из Кронштадта на корвете "Новик" во Владивосток изучать гидрографию побережья. В 1863 году гидрографы экспедиции В.М. Бабкина назвали в честь него остров.

После того, как стало понятно, что здесь идеальное место для маяка, военный инженер Татаринов начал действовать – поставил здесь сруб без окон, пола и печи. В дальнейшем он был достроен и служил домом для смотрителя маяка и его семьи. Но тогда деньги на строительство никто не выделил, прошло более 10 лет, прежде чем здесь появился настоящий маяк.

В 1876 году на остров завезли стройматериалы, прибыла команда из Сибирского экипажа, состоявшая из девяти рядовых и одного унтер-офицера. В помощь им были направлены мастеровые, в том числе кочегар для работы на паровом опреснителе. Вода в колодце, вырытом на острове, оказалась настолько соленой, что была непригодна для питья.

1 / 3

Первое здание маяка было деревянным, его строили в течение полугода, начав возведение 4 июля на юго-восточной оконечности острова. Здание маяка имело в высоту 5 метров. Фонарь с 16 аргандовыми лампами и таким же количеством рефлекторов установили на каменном фундаменте высотой два метра.

Возле него поставили туманный колокол, через 2 года рядом появился ¼-пудовый "единорог".

Единорог – артиллерийское орудие, стрелявшее ядрами весом в четверть пуда (примерно 4 кг). Названо оно было в честь мифического зверя, украшавшего герб генерал-фельдцейхмейстера графа Шувалова, который разработал эту систему орудий специально для Российской империи в XVIII веке.

Для размещения людей использовали старое строение. Дом смотрителя покрыли новым железом, пристроили к нему сени и кладовую. На самом берегу залива разместилась баня с помещением для хранения цистерны и бочек с пресной водой.

В то время маяк служил не круглый год, а от вскрытия льда до зимнего ледостава. И только с приходом ледоколов "Силач" и "Надежный" началась его постоянная служба.

Обновленное здание

Уже через 14 лет сооружение отстроили заново, благодаря обращению в морскую комиссию главного командира портов Восточного океана контр-адмирала Ермолаева за разрешением построить новую башню, ведь старая пришла в негодность.

Подряд взялся выполнить известный предприниматель М. Суворов. Проект нового маяка разработал петербургский инженер-строитель К. Леопольд.
Теперь маяк стал кирпичным, четырехугольным, с высотой в 52 метра. Согласно сборнику "Описание маяков, башен и знаков Российской империи по берегам Восточного океана", в начале ХХ в. Скрыплевский маяк выглядел так:

"Маяк четырехугольный, каменный, служит для указания подхода судов к Владивостоку от Зюйда и Оста и Уссурийскому заливу. Освещается круглый год. Имеется сигнальная мачта с гафелем и реями для передачи сигналов через Голдобинскую станцию о всех происшествиях с судами на море… Имеется колокол для туманных сигналов и четвертьпудовый единорог, из которого производятся выстрелы на туманные сигналы с судов с промежутками от 5 до 10 минут… имеется пневматическая сирена для производства туманных сигналов, продолжительностью звуков семь секунд и интервалами от одной до двух минут…"

И хотя со стороны Русского острова горизонт для маяка был частично закрыт, ставший красным огонек освещал морские просторы практически на 360 градусов, распространяясь на 20 миль (чуть более 37 км) вокруг.

Тогда же, в 1900 году, маяк острова Скрыплева был оснащен звуковой сигнализацией (сиреной), позже появился радиомаяк.

1 / 2

В 1948 году маяк был капитально отремонтирован и модернизирован, и сейчас всех моряков, входящих в пролив Босфор Восточный, встречает белая восьмиугольная каменная башня, на вершине которой установлено фонарное сооружение.

Появление "морских ворот"

Позже, в 1937 году, у маяка острова Скрыплева появилась "пара" — маяк на полуострове Басаргина, который горит зеленым огоньком. Они образуют "морские ворота" во Владивосток (именно здесь, когда два маяка выстраиваются в одну линию, капитаны начинают и прекращают отсчет пройденных миль в рейсе), обеспечивают навигационную безопасность мореплавания.

Когда суда приближаются к маяку острова Скрыплева, капитаны объявляют о повышенной готовности, обеспечивая безопасность в районе интенсивного судоходства, запрашивают у оператора "трэфика" — центра управления движением судов – разрешение войти на базу. Если они получают отказ, то направляются к северо-востоку от острова Скрыплева ожидать, когда их пустят в порт.

Легенды и истории

В военные годы остров Скрыплева входил в состав Владивостокского укрепрайона. Жители острова рассказывают, что здесь трижды находился зенитный батальон, в котором служили женщины, поэтому старые казармы иногда называют "женский монастырь", а на остров частенько приезжали ребята с Русского острова.

Есть легенда, что остров Скрыплева соединен с Русским островом мифическим подземным ходом, и как раз в районе казарм имеется выход.

Остров имеет славу мистического "места силы", где маги и колдуны впитывают энергию жизни.

Тот самый туманный колокол с острова сейчас украшает стелу мемориального комплекса пограничников на Гайдамаке. Раньше он вместе с пушкой извещал корабли об опасности.

1 / 3

Интересная история случилась на Скрыплева с американкой Патрицией Полански. Представившись эстонкой (внешность как раз-таки позволяла), девушка попросила смотрителя маяка помочь ей в написании журналистского материала – она придумала себе "легенду", что по заданию редакции собирает информацию об острове и на самом деле живет во Владивостоке. Но она прокололась на знаниях о городе, ее шутливо прозвали шпионкой, но разрешили остаться на острове. Только вот отдых Патриции был весьма экстремальным – уличный туалет, холодная вода и прочие спартанские "радости". Хотя девушка оценила – спустя некоторое время с Гавайев на имя смотрителя пришло благодарственное письмо за "чудесный отдых в трудных условиях".

Обитатели острова

Здание маяка пережило многих из тех, кто следил за его огнем. Сегодня здесь живет и несет трудовую вахту семья Вакуленко, и раз в 4 часа смотритель по-прежнему подает сигнал.

Местные рассказывают об острове как о "маленьком-кругленьком". Он скалистый и компактный, суша представляет из себя гладкие камни и мягкий песок, зелень трав и кустов. Вокруг острова Скрыплева простирается чистейшее море с прозрачной водой. С южной стороны острова имеется своя Голубая лагуна.

1 / 4

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Басаргинский маяк во Владивостоке: символ надежды и герой кинолент

Семья маячников воспитала не одно поколение детей на маяке Брюса в Приморье

Маяк на мысе Поворотном в Приморье надежнее, чем GPS-навигаторы — начальник маяка