Жд вокзал
Фото: ИА PrimaMedia

ЖД вокзал во Владивостоке и Ярославский вокзал в Москве близнецы? Давайте разберемся

В поисках ответа журналисты исследовали историю возведения двух зданий на разных концах страны (ФОТО)

Некоторые владивостокцы шутят, что если москвич сядет в поезд до Владивостока на Ярославском вокзале, то в конце пути сильно удивится, ведь выйдет там же. Но так ли похожи эти два сооружения? Корр. ИА PrimaMedia попытался разобраться, действительно ли два вокзала на разных концах страны — двойники.

Легенда о том, что Ярославский вокзал в Москве и наш во Владивостоке похожи как две капли воды, не первый год терзает умы гостей и жителей Владивостока. Но так ли они похожи — посмотрим, как и кто их строил, чтобы это понять.

Ярославский вокзал

Ярославский вокзал

Ярославский вокзал. Фото: Сергей Ашмарин

Ярославский вокзал — пассажирский терминал, расположенный в Москве на Комсомольской площади. Один из девяти вокзалов столицы, крупнейший из них по объему перевозок. Отсюда начинаются все российские дороги, так как на этом вокзале между третьим и четвертым путем находится "нулевой километр". Здесь же начинается и Транссибирская магистраль, с Ярославского уходят поезда самого дальнего в мире следования — до берегов Тихого океана. Отсюда берет начало одна из самых длинных в мире железнодорожных линий — более 9 тысяч километров.

Первое здание на том же месте построили в 1862 году. Это было небольшое, со строгими архитектурными формами, представляло собой двухэтажный п-образный павильон, ведущий к платформам.

Ярославский вокзал, конец XIX века

Ярославский вокзал, конец XIX века. Фото: историческое фото

В конце ХIХ века с приходом нового министра путей сообщения С. Ю. Витте в России началось активное железнодорожное строительство. Пассажиропоток возрос, здание с ним не справлялось. Тогда его решили расширить, но и это проблему не решило. В 1900 году работу по реконструкции Ярославского вокзала поручили Федору Шехтелю, известному на тот момент архитектору. Как пишет в своей научной статье Васькин А. А., "…В начале прошлого века без зданий Федора Осиповича Шехтеля Москву уже невозможно было представить. Проекты его особняков, доходных домов, общественных зданий становились образцом для подражателей".

Шехтель так описывал свою идею: "... я изобразил уголок моих построек в Глазго [павильон Международной выставки в Глазго 1901 года]. Эти постройки, в которых я старался придать русскому стилю суровость и стройность северных построек, мне милы более других произведений. Для меня это мой девиз".

Перестроенное Фёдором Шехтелем здание вокзала, XX век

Перестроенное Фёдором Шехтелем здание вокзала, XX век. Фото: историческое фото

Читаем научную статью Васькова А. А. и узнаем подробнее, что тогда в итоге получилось: "Новое здание по объему более чем в три раза превышало прежнее. В правом крыле располагались парадные и служебные комнаты, в левой части — зал для "публики, приезжающей встречать пассажиров". Второй этаж отводился для управления дороги, там же нашлось и место для зала "заседаний Совета дороги". Шехтелю удалось четко определить план нового, современного и отвечающего времени вокзала, создаваемого как крупное общественное сооружение. В нем сочетались просторный кассовый вестибюль, большие залы ожидания с удобными выходами на перрон, многочисленными служебными помещениями".

Интерьеры Ярославского вокзала, 1901 год

Интерьеры Ярославского вокзала, 1901 год. Фото: историческое фото

То здание было торжественно открыто в 1904 году.

С тех пор его много раз реконструировали, и теперь облик Ярославского вокзала разительно отличается от того, каким его видел Шехтель.

Почему же мы так подробно остановились на этом этапе строительства Ярославского вокзала?

Вокзал во Владивостоке

Как мы помним, наш вокзал тоже не сразу был построен таким, каким мы его привыкли видеть. Когда в Москве решили прокладывать Транссибирскую магистраль, и Ярославскому вокзалу было уже почти 30 лет, во Владивостоке началось строительство по проекту П. Е. Базилевского. Это был 1891 год, тогда город посетил Цесаревич Николай и принял участие в торжествах по поводу закладки железной дороги. Серебряная пластина, заложенная тогда царским наследником, до сих пор находится на своем первоначальном месте.

Торжественное открытие здания в 1893 году тоже было пышным, об этом писали в газете "Дальний Восток": "23 ноября инженеры путей сообщения устраивают инженерный праздник в пассажирском здании станции "Владивосток"; для танцев устраивается в одном из залов деревянный пол, так как на устроенном полу из японских изразцов танцевать невозможно…".

Владивосток

Владивосток. Фото: историческое фото

Однако уже 22 февраля 1907 года принято решение о перестройке нового пассажирского здания. Еще в 1904 году стало ясно, что оно не справляется с пассажиропотоком, но тогда планам на строительство помешала Русско-Японская война. У Мизь Н.Г. в книге "Владивосток: прогулки в прошлое" оно процитировано: "Существующее пассажирское здание во Владивостоке уже несколько лет является крайне недостаточным по своим размерам. Недостаточность этого здания особенно резко обнаружилось тогда, когда после войны Владивосток сделался конечным пунктом Сибирского пути и все транзитное движение направилось через него. Был составлен в Техническом отделе Правления проект нового пассажирского здания. По условиям местности и предполагаемого расположения путей, новое пассажирское здание проектировано двухэтажное: верхний этаж сообщается с городской площадью с помощтю двух виадуков, из которых на одном устроен крытый и отапливаемый вестибюль, а другой остается открытым. В нижнем этаже пассажирское здание является островным, так что пути проходят с двух сторон… Стоимость строительства по смете — 280 тысяч рублей".

Железнодорожный вокзал

Железнодорожный вокзал. Фото: историческое фото

Заметьте, автор проекта не указан. И исследователи до сих пор не пришли к единому мнению, кто же стал архитектором того сооружения. Н. Г. Мизь в той же книге "Владивосток: прогулки в прошлое", пишет, что в разных источниках и в разные годы авторами проекта называли Ф. Е. Никлевича, А. Николаева, Н. В. Коновалова, В. А. Плансона, В. А. Покровского и других".

— Была такая идея, что по Транссибу должны быть вокзалы в русском стиле, чтобы подчеркнуть единое пространство, — говорит краевед Ирина Авдуевская, член Общества изучения Амурского края. — Об этом говорил архитектор Федор Шехтель. Но задачи делать одинаковые здания не стояло, поэтому близнецами Ярославский и Владивостокский вокзал точно никогда не были.

1 / 2

Вот, к примеру, что пишут в брошюре Владивостокского отделения ДВЖД (1996): "В архитектурном решении владивостокского вокзала архитектор Коновалов старался реализовать выдвинутую в 1904 году известным московским зодчим Федором Шехтелем идею постройки на всех концах расходящихся от Москвы железных дорог вокзальных зданий в русском национальном стиле, чтобы символизировать единство и неделимость России".

Об этом же написано в книге "Памятники истории и культуры города Владивостока" (В. А. Обертас, В. К. Моор, Е. А. Ерышева), 2012 год. Там же указано, что Н. В. Коновалов разрабатывал проект в Петербурге, но перед этим приезжал во Владивосток, чтобы ознакомиться с условиями.

В. Марков в своем путеводителе "Владивосток. Полтора века на карте России" тоже пишет, что автор проекта Н. Коновалов был удостоен специальной награды Императорской академии художеств "За архитектурное решение вокзала в русском стиле", а само здание было одним из лучших в те годы на Транссибирской магистрали.

Также он пишет:

"Огни. Гудки. По пояс в гору,
Как крепость, врезанный вокзал.
И наш над ним приморский город,
Что Ленин нашенским назвал…

Начало 20 века Владивосток

Начало 20 века Владивосток. Фото: историческое фото

Таким увидел Владивосток с Вокзальной площади А. Твардовский в 1958 году. Таким же, но помолодевшим, сегодня увидите его вы, когда столичный поезд, преодолев 9288 км, встанет у перрона. Через виадук вы попадете прямо в центр города, а здание вокзала напомнит о Москве, о центральной России".

Итак, 5 февраля 1912 года Владивосток торжественно отмечал открытие нового здания вокзала. Но в первозданном виде оно просуществовало всего семь лет.

В ноябре 1919 года вокзал пострадал в Гражданской войне, затем был восстановлен. С приходом советской власти многие элементы уничтожили. Затем здание ремонтировали и достраивали — в 1930-е, 1950-е. В 1990-е опомнились и решили реставрировать, аргументируя решение тем, что "художественная ценность как раз и состоит в том, что оно представляет собой сохранившееся в первозданном виде произведение архитектуры начала ХХ века и воплощает в себе художественными средствами идею единства России". Это цитата из обращения администрации железной дороги к организациям, фирмам и жителям Владивостока — они собирали средства.

Владивосток, 1950-е

Владивосток, 1950-е. Фото: Николай Назаров

Прошло более 20 лет с тех пор, как вокзал во Владивостоке отреставрирован. Это случилось в 1995 году специалистами российско-итальянской фирмы "Тегола канадези". Об этом пишет В. Марков в "Путеводителе по Владивостоку". Восстановлена декоративная решетка, воссозданы старинные водостоки с декоративными изразцами по металлу. На фасадах и в интерьерах снова можно увидеть полихромные изразцовые вставки.

Можно ли утверждать, что Ярославский и Владивостокский вокзалы — близнецы? Даже если бы когда-то их построили по одному эскизу, спустя столько лет и событий они вряд ли остались бы идентичными. Впрочем, братьями за общий стиль и строительство в одно время их назвать можно. Сводными.