Индийские танцы, книжный клуб и права ребенка: программа на выходные
13:15
"Русский Краб" получила награду Graduate Awards 2024 за проект для школьников
18:45
РТКОММ улучшил условия тарифов для беспроводного интернета на MultiSimBox
18:40
Расход Тельцов, сюрприз Раков и нагрузка Дев: подробный гороскоп на 30 марта
18:30
Не верю своим глазам: раритетный снимок популярного района столицы ДФО пробивает на слезы
18:10
Владимир Путин одобрил создание круглогодичного курорта в Хасанском округе
18:01
Звездный астролог Володина предрекла тревожные "звонки судьбы" в 2024 году
18:00
В Приморье восстановлено пассажирское сообщение через пункт пропуска "Полтавка-Дуннин"
17:59
Во Владивостоке обновят схему движения на двух проблемных улицах
17:55
Энергетики повысили надежность линии 110 кВ в Хасанском районе Приморья
17:44
"Что объединит историческое и смысловое многообразие Хасанского округа?"
17:40
ДРСК направит более 100 млн рублей на ремонт принятых электросетевых активов
17:33
Морской квартал и экопарк: новые детали проекта набережной Патрокла
17:08
Глава муниципалитета в Приморье ушел в отставку после приговора по делу о незаконной охоте
16:55
Система СПО в Приморье готовит спецов общепита, индустрии красоты и развлечений для всего ДФО
16:50
Издательство "Рубеж" выпустит серию бестселлеров "в новой обертке"
16:50
Глава муниципалитета в Приморье ушел в отставку после приговора по делу о незаконной охоте 16:55
Дождались: РЖД построят обходы проблемного участка Смоляниново—Находка 08:50
Цены на любимую в Приморье иваси взлетели из-за скупки рыбы Китаем 28 марта, 10:05
Ещё одна компания из Владивостока попала под санкции США и Южной Кореи 28 марта, 08:44
Плавучие АЭС в Приморье могут разместить рядом с Фокино и Славянкой 28 марта, 08:06
"Наступил новый этап отношений с КНДР": о подробностях визита делегации Приморья в Пхеньян 28 марта, 08:00
"Очень полезный, содержательный доклад": участие главы ВАРПЭ Германа Зверева в заседании Совфеда 27 марта, 11:53
Юрий Мельников переназначен уполномоченным по правам человека в Приморье 27 марта, 11:41
Резидента Свободного порта Владивосток могут лишить этого статуса 27 марта, 09:46
Зерноуборочные комбайны стали спасением приморских фермеров 27 марта, 09:10
В Приморье определились со строительством атомной энергетики 27 марта, 09:02
У приморского производителя курятины появился новый совладелец 27 марта, 08:17
Качественно, но небезопасно: реализация нацпроекта БКД в Приморье пошла не по плану 26 марта, 19:05
Чем владели и владеют в Приморье задержанные отец и сын Лазаревы 26 марта, 13:09
Терминал Дальтрансуголь НТК: 20 лет работы на благо Дальнего Востока и всей страны 25 марта, 16:37

"Импортозамещение" vs "экспортвозвращение" - что потенциально ближе российской экономке?

Путаница в понятиях задает неправильные векторы движения, говорит первый вице-президент группы компаний "В-Лазер" Сергей Митрофанов
23 сентября 2016, 14:50 Общество Авторская колонка
Сергей Митрофанов РИА PrimaMedia
Сергей Митрофанов
Фото: РИА PrimaMedia

"Импортозамещение". Одна из наиболее популярных последнее время, не побоюсь этого слова мантр, экономистов и политиков разных мастей. Однако, уверен, что нам необходимо "вернуться к истокам", иначе негодная постановка задачи стопроцентно приведет нас к неудовлетворительным результатам. Дело в том, что изначальный маркетинговый термин "импортозамещение" — не самый удачный. Давайте разбираться, что такое "импортозамещение"? Производство товаров внутри страны вместо покупки аналогичных товаров за рубежом, так? Стало быть, теперь эти товары по качеству полностью конкурентоспособны с импортом, а по цене — более привлекательны, так как у нас себестоимость гораздо ниже, особенно, после ослабления рубля в два раза. Отлично, но в таком случае наши товары должны быть привлекательны не только внутри страны, но и за границей? Если понимать задачу именно так — наращивание экспортного потенциала, тогда более уместный термин — это "экспортовозвращение".

Вот вам и пример частично состоявшегося экспортовозвращения. Знаете ли вы, что полтора века назад Российская Империя была одной из ведущих сигарных держав в Европе? Тогда производилось до 200 миллионов сигар в год, это равно сегодняшнему объему производства сигар на Кубе. Сигары экспортировались в Европу и ценились за вкус и качество. Этот продукт в России производят и сейчас: Погарская сигаретно-сигарная фабрика скоро отметит свое столетие и на данный момент — это единственное предприятие в нашей стране, выпускающее сигары. Посмотрите на структуру экспорта товаров этой категории из России в 2014 году. Каким-то чудом фабрика восстановила производство сигар (правда, теперь сырьё ввозится из-за границы, а когда-то здесь выращивали табак под марлей, создавая таким способом микроклимат, получались ароматные листы с тонкими прожилками). Тем не менее, достигнут очень неплохой экспортный потенциал фабрики. Здесь нет никакого импортозамещения — это то самое "экспортовозвращение".
Конечно, можно в рамках СПВ и ТОР создать предприятия с налоговыми и таможенными льготами, что сделает себестоимость производства ниже, чем в соседнем Китае. При этом, надо понимать, что налоговая система в Китае очень сложна и протекционна, там существуют многочисленные способы обеспечения преференций именно для своих производителей. Так, например, в северных провинциях и для высокотехнологических компаний по всей стране там будут условия ничуть не хуже, чем в наших ТОР/СПВ. Таким образом, попытка экспорта приведет к увеличению себестоимости за счет таможенных пошлин и логистики, поэтому конкурентного преимущества не получится. Что же делать? Скорее всего, придётся думать о более глубокой вертикальной интеграции предприятий — резидентов ТОР/СПВ, поскольку просто производство из импортного сырья не даст революционного эффекта. Если же на предыдущей фазе будет своё производство про производству сырья для основного производства на территории ТОР/СПВ, то получается более значительная экономия и можно будет просчитать эффективность "экспортовозвращения". Разумеется, не все так сумрачно в сырьевых отраслях, например, производство из рыбы и моллюсков, "морские огороды", агар-агар и другие дары моря — это всегда в цене у наших соседей, причем в любом виде, то есть, возможность производства из этого сырья налицо. Те же рассуждения можно отнести к созданию химических производств с сырьем из приморских углей, обогащенных смолами (как в Липовцах) — это тоже большая редкость в природе. Месторождения бора также редки в природе, а в Приморье добывается сырьё очень высокого качества, но мы регулярно слышим про убытки на "Боре". Неужели выгоднее отдать месторождение в аренду иностранцам, нежели слушать одну и ту же историю про невыгодное производство и очередное банкротство? Представляете, сколько бы мы получили на "тупой аренде" ?
Как же отобрать перспективные направления для получения статуса резидента ТОР/СПВ ? Один из путей — это поиск партнеров в Китае, которые уже подумывают о размещении своих производственных филиалов в России, чтобы захватить российский рынок и внедриться в страны СНГ. Почему нет? Продажи в Казахстан, в Узбекистан и другие страны СНГ — это такой же экспорт.
Конечно, как всегда в подобных делах, появится множество "кремлевских мечтателей", которые предлагают построить склад на территории опережающего развития и "прописать" там существующую транспортную компанию или даже производство БЕЗ УВЕИЧЕНИЯ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА, даже в перспективе... Что поделаешь, любая волна порождает пену — это неизбежно...