"Еруслан" до пожара
Фото: Владислав Корсунов

Годовщина пожара на «Еруслане»: в огне не сгорел, в воде не утонул

Сухогруз, доставлявший в Приморье подержанные японские автомобили, упокоился у причалов Славянки

Общество

31.01.2019

Ровно два года назад, 31 января 2017-го, в Амурском заливе загорелось брошенное судно "Еруслан" — объект пристального внимания СМИ и общественности. Увидев пожар, множество людей устремились к судну, рискуя собственным здоровьем. После того, как с огнем на борту удалось справиться и ажиотаж вокруг судна сник, "Еруслан" отбуксировали к причалу Судоремонтного завода в поселке Славянка, где он и дождался своего последнего назначения. 5 марта 2018 года состоялся аукцион, на котором траулер в качестве арестованного имущества продали с молотка за 1,96 млн рублей частной фирме.

ИА PrimaMedia предлагает еще раз восстановить хронику медленной гибели корабля-"кормильца", когда-то возившего подержанные японские авто на приморскую землю.

Корреспонденты агентства изучили историю "Еруслана" начиная с 1967 года, когда судно сошло со стапелей в Венгрии. Первые 26 лет "Еруслан" был военно-морским судном, служа сначала на Северном, а затем на Тихоокеанском флоте. В 1993 году его продали местной компании АО "Патрокл Ко Лтд" — и судно получило новое имя "Василий Пономарчук". Под этим названием корабль знали тысячи приморцев, получившие с его помощью новые и не очень новые автомобили с японских берегов. В Японию сухогруз возил лес.

В 1998 владельцем судна стала зарегистрированная в Гонгконге компания Claner Shipping Ltd — та самая, что бросила сухогруз на произвол судьбы во Владивостоке спустя 16 лет. Новый судовладелец вернул судну первоначальное название, а также перевел сухогруз под "удобный флаг", сделав портом приписки столицу Камбоджи Пномпень. Таким способом судовладелец стремился снизить убытки – "удобные флаги" дают возможность пониженных портовых сборов. С 2003 года "Еруслан" пять лет находился в управлении владивостокской компании Norfes-Marine Service Co. Ltd, однако в 2008 году вновь оказался во владении Claner Shipping Ltd.

Постепенно судовладелец, по всей видимости, стал терять интерес к старому судну, да и для торговцев подержанными иномарками наступили не лучшие времена. В 2014 году морякам задержали зарплату. Пятеро из них написали заявления в прокуратуру и добились выплаты заработанного. Другим повезло меньше – по приходу судна в порт Владивостока собственник попросту исчез. "Еруслана" же портовые власти арестовали и оставили на рейде в 6 километрах от Владивостока, обнаружив на его борту автомобиль, излучавший радиоактивные волны. Позднее мародеры почти полностью разобрали машину на запчасти, не опасаясь излучения.

1 / 12

Мародерские набеги на корабль начались не сразу – до этого полтора года, с сентября 2015-го сухогруз стоял нетронутым, на нем жили моряки. Зимой 2016-2017 года, когда в заливе встал лед, последние члены экипажа покинули "Еруслан". Информация о брошенном "корабле-призраке" быстро распространилась в соцсетях, а затем и в СМИ. К судну потянулись десятки любопытствующих, искателей поживы и вандалов. Никто не препятствовал разграблению корабля – и в итоге вандалы спилили и увезли несколько десятков тонн металла. 31 января 2017 года "Еруслан" загорелся – не то из-за брошенного окурка, не то от рук злоумышленников. Пожар практически полностью уничтожил внутренности судна, при этом тушить его опять-таки не спешили. Один из любопытных подростков чуть не утонул, подобравшись к горевшему судну слишком близко. Подтаявшая льдина вместе с подростком оторвалась – но спасатели сумели вызволить его. Пожар понемногу затих сам собой, но нанес судну слишком сильные повреждения – и вскоре после этого "Еруслан" начал медленно уходить под воду на глазах у всего города. Общественность забила тревогу.

1 / 8

18 февраля, когда до погружения судна под лед, по версии экспертов, оставалось всего полчаса-час, к "Еруслану" прибыла спасательная служба с насосами. Затопление удалось предотвратить. 21 февраля буксир ТОФ "Фотий Крылов" освободил тонущий "Еруслан" из ледового плена и увел аварийный сухогруз в порт Славянки. Там он находится и по сей день под опекой Славянского судоремонтного завода. Судоремонтники зачистили и законсервировали корабль. Однако о перспективах его дальнейшего существования высказываются пессимистично: по оценкам специалистов, выгоревший остов теперь годится только на металлолом.

1 / 9

Приставы продолжают искать собственника "Еруслана", но ни в Гонконге, где зарегистрирована компания-оператор, ни в Камбодже, под флагом которой ходил "Еруслан", ни где-либо еще, обнаружить бывшего хозяина корабля-призрака не удалось.

Последними новостями о пароходе-призраке стали сообщения о том, что арестованную посудину продали за 1,96 млн рублей частной фирме, которая, несложно представить, приобрела его, чтобы порезать на металл и выручить с этого ощутимую прибыль.