Множество исторических зданий во Владивостоке находятся в запущенном состоянии. Однако требовать, чтобы все они реставрировались в точном соответствии с "исторической правдой", то есть сохранялись в первозданном виде, практически невозможно. Такую точку зрения высказал в беседе с корр. РИА PrimaMedia неоднократно бывавший в столице Приморья известный московский архитектор, профессор Международной академии архитектуры, член Союза архитекторов России и правления МОСА Владимир Плоткин.
- Конечно, есть множество памятников, в том числе во Владивостоке, которые находятся не в самом лучшем состоянии, многие из них - в плачевном состоянии. Но требовать, чтобы абсолютно все памятники и все здания выполнялись в точном соответствии с "исторической правдой", то есть сохранялись в том виде, в каком они были сделаны, практически невозможно. Иначе они функционально никому не будут нужны, - считает собеседник агентства.
По словам Владимира Плоткина, самое сложное – определить статус архитектурного объекта. Над этим должна работать коллегия экспертов, которые выскажут свое экспертное мнение. Тогда при реставрации значимых объектов удастся избежать вольной трактовки.
- Должен быть достигнут консенсус с обществом. Все должно быть четко прописано – что можно делать, а что нельзя. Иначе мы получим неправильные действия или, наоборот, ненужные манипуляции на тему историзма и охраны памятников, - отметил эксперт.
Профессор Международной академии архитектуры добавил, что существует Венецианская хартия реставраторов, которая регламентирует отношение к памятникам и объектам истории.
- Если здание является памятником, оно должно быть должным образом отреставрировано. Никакой самодеятельности при реконструкции и реставрации быть не может. Если же статус не определен или если есть экономические соображения, например, чтобы содержать тот или иной исторический объект, то возможны какие-то другие подходы, - подчеркнул эксперт.
В качестве примера правильного отношения к памятнику истории Владимир Плоткин назвал Владивостокский железнодорожный вокзал.
- Мне очень понравилось, как реконструирован железнодорожный вокзал во Владивостоке. На мой взгляд, очень удачно, достойно. Во Владивостоке стоит прекрасное здание, - прокомментировал эксперт.
Архитектор отметил, что при реконструкции исторических зданий можно использовать зарубежный опыт.
- Бывает, когда в здании выявляются ценные элементы, они ограждаются и музеефицируются. А все новое, что делается, не скрывается и не мимикрирует под старину. Есть другой подход – когда утраченный элемент вернуть невозможно по той или иной причине, и мы решаем восстанавливать его по существующим чертежам или фотографиям здания в том виде, в каком оно было ранее. Удачный пример восстановления Варшавского Старого города, - сказал собеседник агентства.
По словам Владимира Плоткина, иногда на помощь приходят новые технологии. Но важно при этом – чувство меры.
- XXI век предлагает новые технологии, материалы. С их помощью можно укрепить старые стены. Единственное, что такого рода материалы надо применять очень аккуратно. Обычные стеклопакеты, например, мгновенно выдают в здании элемент современности и недоделанности, - подытожил эксперт.
Напомним, что, по мнению ряда экспертов, "историческое лицо" Владивостока необходимо восстанавливать, в противном случае со временем оно может быть навсегда потеряно. Здания-памятники надо реставрировать грамотно и осторожно - как опираясь на существующий опыт, так и применяя новые технологии.
Исторические здания, которые формируют центры многих российских городов, могут и должны оставаться теми "точками", вокруг которых создается современная комфортная городская инфраструктура, считают ведущие российские эксперты. Адаптация же зданий-памятников к нынешним условиям – очень сложная профессиональная задача, это один из основных векторов градостроительной мысли.
Справка: Венецианская хартия по вопросам сохранения и реставрации памятников и достопримечательных мест – международный документ, закрепляющий профессиональные стандарты в области охраны и реставрации материального наследия. Целью комитета, который принял Хартию в 1964 году в Венеции, являлась кодификация принципов и стандартов в области охраны исторических построек.