Дальний Восток 29 марта. Открыт Хабаровский автомобильно-дорожный институт
07:00
Масштаб захватывает: фото центра Владивостока в 1901 году поразило умы приморцев
06:20
Вы вылитый гений, если ответите на 7/7 сверхсложных вопросов - ТЕСТ
06:00
Изумительный ужин из крабовых палочек за 20 минут: на этот рецепт потратите копейки
04:40
Бляшкам закрыт доступ: назван шикарный продукт для разгона крови - без таблеток
04:20
Дороже на 34%: часть россиян захотели перевести на коммерческие тарифы ЖКХ
03:11
Дачников начнут лишать земельных участков в 2024 году – кто попадет
28 марта, 19:11
Аналитика Yota: россияне стали тратить на каршеринг в 1,5 раза больше времени
28 марта, 19:05
Полиция задержала гражданина за стрельбу из окна жилого дома Владивостока
28 марта, 18:47
Ошибка Раков, провал Дев и проблема Рыб: подробный гороскоп на 29 марта
28 марта, 18:30
На Чукотке осужден бывший председатель региональной Думы 
28 марта, 18:25
Автобочка против дождя: на Луговой воду откачивают с помощью автоцистерны
28 марта, 18:06
Присушка на любовь: люди, рожденные в эти даты, обладают неистовым обаянием
28 марта, 18:00
Молодые судостроители в Приморье получают огромный практический опыт еще на этапе обучения
28 марта, 17:48
Искусственный интеллект помог спасти жизнь жительнице Приморья
28 марта, 17:41
Цены на любимую в Приморье иваси взлетели из-за скупки рыбы Китаем 28 марта, 10:05
Ещё одна компания из Владивостока попала под санкции США и Южной Кореи 28 марта, 08:44
Плавучие АЭС в Приморье могут разместить рядом с Фокино и Славянкой 28 марта, 08:06
"Наступил новый этап отношений с КНДР": о подробностях визита делегации Приморья в Пхеньян 28 марта, 08:00
"Очень полезный, содержательный доклад": участие главы ВАРПЭ Германа Зверева в заседании Совфеда 27 марта, 11:53
Юрий Мельников переназначен уполномоченным по правам человека в Приморье 27 марта, 11:41
Резидента Свободного порта Владивосток могут лишить этого статуса 27 марта, 09:46
Зерноуборочные комбайны стали спасением приморских фермеров 27 марта, 09:10
В Приморье определились со строительством атомной энергетики 27 марта, 09:02
У приморского производителя курятины появился новый совладелец 27 марта, 08:17
Качественно, но небезопасно: реализация нацпроекта БКД в Приморье пошла не по плану 26 марта, 19:05
Чем владели и владеют в Приморье задержанные отец и сын Лазаревы 26 марта, 13:09
Терминал Дальтрансуголь НТК: 20 лет работы на благо Дальнего Востока и всей страны 25 марта, 16:37
Пороги ущерба по экономическим преступлениям будут повышены 25 марта, 15:55
Путин обратился к россиянам после теракта: 24 марта объявлен общенациональный траур 23 марта, 22:57

Василий Богословский: Экологам не следует превращаться в политиков

Руководитель экологического фонда "Чистые моря" рассказал о преимуществах открытой перевалки угля (ВИДЕО)
27 октября 2014, 16:00 Общество
Василий Богословский РИА PrimaMedia
Василий Богословский
Фото: РИА PrimaMedia

Постановление о запрете строительства новых открытых угольных терминалов в Приморском крае может не дать того экономического эффекта, на который рассчитывают власти региона. Закрытые терминалы, как правило, маломощны и требуют больших финансовых затрат. О проблеме перевалки угля, новых технологиях в угольной сфере, внедрению их в Приморье, а также о том, что экологам нельзя превращаться в политиков в прямом эфире PrimaMediaLIVE рассказал Василий Богословский - руководитель, основатель и идеолог международного экологического фонда "Чистые моря", почетный работник морского и речного флота РФ, почетный полярник России.

Об экономическом эффекте

- 23-24 октября во Владивостоке в кампусе ДВФУ на острове Русском состоялся Восьмой международный экологический форум "Природа без границ". Василий Викторович, какую проблему фонд "Чистые моря" обозначил в ходе мероприятия?

- Мы рассматривали пылящие порты: угольные и зерновые, и их перспективы, с учетом развития Дальнего Востока. Отмечу, что это значимый вектор движения страны именно в эту сторону. Такие крупные объекты важны не только с учетом санкций, а с учетом освоения территорий и усиления промышленного и транспортного сектора. И, конечно, где, если не на Дальнем Востоке создавать такие мощные перерабатывающие центры и новые порты, новые экспортные и импортные точки и склады отгрузки – центры прибыли, которые бы поработали для развития этой части российской территории.

- Фонд учитывал международный опыт в сфере открытых угольных терминалов?

- Если рассматривать угольную проблему, и мы о ней говорили, то можно, конечно, выслушать много мнений, много различных точек зрения. Но мы в первую очередь всегда берем факты влияния на человека, определенного вида продукта на экологию. Безусловно, изучение международного опыта важно. Наши специалисты и я сам были практически во всех портах, где переваливается уголь. Начнем с юга: Туапсе - самый мощный, далее – Таганрог, Ейск, Усть-Луга – мощный порт на Балтике, далее – Архангельск, Мурманск, порт Восточный, Владивосток, Находка. Закрытых угольных терминалов практически нет, кроме Вентспилса в Европе. Но Вентспилс – это ограниченно связанный практически нахождением порта в городской черте. А остальные порты, как Антверпен и Роттердам, где переваливается огромное количество угля, - открытого типа.

Поэтому мы смотрели, как производится экологический надзор и контроль в этих пылящих угольных терминалах, и как они минимизируют это воздействие, чтобы на границе санитарно-защитной зоны выдерживались предельно-допустимые концентрации угольной пыли.

В общем-то, мы все это изучили, и вот цель нашего проекта была именно такая – показать и успокоить людей, потому что если мы будем здесь строить крытые порты, как предлагает администрация, ну что ж, давайте построим.

- Так ведь администрация Приморья приняла постановление о запрете открытых угольных терминалов.

- Я не критикую это постановление с точки зрения его правильности. Оно, может быть, и правильно. Но даст ли это постановление экономический эффект?

Никто не будет строить крытые терминалы для угля на 20 миллионов тонн в ближайшие 10-15 лет. Это я вам говорю ответственно.

Поэтому стоит ли такие постановления принимать?

- Вы считаете, что постановление по запрету строительства новых открытых угольных терминалов может сказаться негативно, похоронить целую отрасль?

- Скорее всего, бизнес просто будет искать пути обхода данного постановления, будет стремиться заполнить старые точки, группа экологов снова рванется туда. И с экономической точки зрения блага данное постановление краю не прибавит.

-  То есть вы негативно относитесь к закрытым терминалам?

- Я не противник закрытых портов. Но инженеры меня поймут, если говорить о развитии, то это путь в никуда. Потому что это угольный порт, который будет переваливать около 4 млн тонн в год. А мы говорим об объемах на Дальнем Востоке, об увеличении до 50-70 млн. Это первый момент, что надо будет построить таких портов, наверное, 20, чтоб удовлетворить все потребности. Либо построить 4-5 нормальных портов открытого типа, удаленных от городской черты и выдерживающих полностью экологические нормативы, как это сделано в Европе.

- Василий Викторович, какие отрицательные стороны вы можете выделить в закрытых терминалах по перевалке угля?

- Может быть, для обывателя будет спокойнее, что терминал будет закрытым, но это поверхностный взгляд. Если рассуждать с инженерно-технической точки зрения: закрытый терминал – это огромный порт, внутрь которого мы хотим запаковать все, это огромная парусность объекта. Насколько сложным с архитектурной точки зрения должен быть такой объект, чтобы удержать всю конструкцию? Второе – пожароопасность. Если такой склад загорится, его не потушить просто так. Потом с точки зрения подхода, въезда, подъезда, раскрытий, энергооснащенности – это дополнительная энергетическая нагрузка на содержание такого склада. Вопрос в том, что при достаточном дефиците в крае газа на сегодняшний день - надо ставить газотурбинную установку, понадобятся дополнительные источники питания. Можно и 10 барьеров защиты придумать и поставить, но при таком достаточно дешевом продукте, как уголь (это же не алюминий), это не рентабельно.

О лучшей преференции бизнесу

- Всегда ли целесообразно применение новых технологий в угольной сфере?

- По углю любую новую технологию надо приветствовать. Она все равно лучше старой.

Ковшовый метод погрузки применяется везде. В той же Находке, порту Восточном, в Посьете. Все равно, если поставят более современный порт с конвейерной погрузкой, более совершенный и с удешевленными системами работы самих погрузочных механизмов и общей структуры, то стоимость погрузки угля будет менее 18 долларов за тонну угля, что реально повысит конкурентоспособность.

- Такое удешевление сделать возможно?

- Конечно, возможно. При достижении показателей порядка 20-25 миллионов тонн в год, я думаю, цена за погрузку одной тонны составит порядка 10-12 долларов. Это будет оптимально для инвесторов, а для природопользователей станет вполне приемлемым уровнем перевала. Это надо показать, и не бояться дискутировать.

- Бизнесу, который занимается перевалкой угля, нужны преференции? Ведь говорят, что внедрение новых технологий будет неподъемно.

- Здесь важно не мешать бизнесу. Вот это будет лучшая преференция со стороны государства.

Не мешать, не вводить новые запреты, новые законы. Наши экологи и юристы – мы все - работали в системе Минприроды, Росприроднадзора. У нас серьезные и жесткие законы, охраняющие здоровье человека, экологическую обстановку. Вскоре должны выйти изменения в ФЗ о защите окружающей среды, там все прописано. У нас достаточно хорошая законодательная база. Но надо ее просто правильно применять. Для того чтобы внедрять технологии, которые бы позволили инспекторам вместе с населением эту ситуацию контролировать. Как говорится, на то и щука в озере – чтоб карась не дремал.

Бизнес и так привык, что он под контролем, что его со всех сторон прижимают.

- А мы не придем к проблеме спекуляции инспекторов, экологических организаций на этой ситуации?

- У нас для этого есть государственно-экологическая экспертиза. Там сидят квалифицированные, серьезные люди. Ее пройти по новым технологиям не так просто. Сама процедура занимает длительное количество времени. 

- Бизнес готов вкладывать деньги в применение новых технологий? И еще вопрос: хватает ли специалистов, которые бы занимались внедрением современных технологий производства?

- Новые технологии внедрять необходимо. Нужно поставить системы контроля. У нас огромный опыт работы. Мы посетили все порты. И нам хотелось просто приехать поговорить.

Регион интересный, красивый. Я здесь встретил много единомышленников.

- Отсутствие специалистов по внедрению технологий на Дальнем Востоке: проблема есть?

- Это общероссийская проблема. В первую очередь, эти студенты как специалисты вырастают на производстве. В основном, это судостроители или судоремонтники.

- Удалось ли поговорить с представителями бизнеса, связанного непосредственно с перевалкой угля, и найти точки соприкосновения?

- Мне вчера удалось поговорить с генеральным директором порта Вера. Компетентный, приятный человек. Абсолютно взвешенно и правильно направленный на развитие этого участка. Ранее также познакомились с руководством порта Суходол, где, я так понял, идет борьба за место. Кому-то там что-то хочется сделать. Я слышал о рыбном кластере. Они должны разобраться между собой, кто какую нишу займет, кто имеет больше прав на участок. Это, наверное, вопрос уровня местных чиновников. С точки зрения самих этих бухт, мы смотрели, они идеальны что для порта Вера, что для Суходола. Это отдаленные от поселков места. С точки зрения розы ветров там естественное укрытие. В Суходоле был военный аэропорт в свое время. Там достаточно длинная посадочная полоса, вокруг закрыта горами. И, видимо, в районе этой посадочной полосы планируется делать угольный склад, защитить его барьерами и вынести дальше в бухту погрузочное устройство с конвейером. С точки зрения акватории, гидрологии, по-моему, тоже очень хорошее место. Но там, наверное, идет непонимание с местной властью. С точки зрения экологии для перегрузки угля открытым способом там нет никаких проблем. Также есть видение развития порта Восточный. Там есть место. В Находке сложнее менять технологию. Порты Находка, Туапсе, Мурманск, Махачкала – там сначала строился порт, а дальше наступал город. Поэтому исторический порт зажат городом. Сложнее, но там, значит, необходимо применять более сложные методы защиты и контроля.

- Фонд "Чистые моря" готов способствовать каким-то образом внедрению технологий в Приморском крае?

- Я считаю одной из основных задач фонда просветительскую деятельность. 

Рассказать и объяснить - это и есть часть нашей работы. Президент фонда Сергей Крикалев – один из лучших космонавтов мира, герой СССР, герой РФ.

У нас давняя дружба с космонавтами. Мы даже ребят на орбите просим снимки с МКС делать - особенно тех горячих точек, вокруг которых поднимаются экологические волны.

Помимо этого, наш фонд проводит благотворительные мероприятия. Мы работаем в основном с детскими домами. Организуем ребятам экологические акции, помогаем вещами, накрываем стол. Участвуем и в других интересных проектах. В свое время я работал директором сочинского Росморпорта, и мы готовили кругосветную парусную экспедицию, фонд ее сопровождал. Сейчас готовится огромный трансокеанский перелет на двух самолетах. Маршрут еще не отработан до конца. Экспедиция будет приурочена к юбилею Великой Победы в 2015 году.

О политизированных экологах

- Вы приняли участие в форуме "Природа без границ", где одной из главных тем было заявлено противостояние бизнеса и экологии. На ваш взгляд, где найти точки соприкосновения, чтобы это противостояние каким-то образом переросло во взаимовыгодное сотрудничество?

- Имея большой опыт изучения объектов различной сложности, в основном морской направленности, мы наблюдаем экологические всплески в зависимости от местоположений и уровня объекта. То есть сначала начинается экологическая активность, как только начинается проект, потом она затихает, и экологи перекидываются на другой объект. Зачастую это носит заказной, политизированный характер. То же самое можно сказать и о западных экологах. Взять один из последних нашумевших случаев - высадку Гринписа на Приразломную. Мы еще прежде изучили эту платформу, были сами на ней, смотрели, как там соблюдают законодательство. Приразломная реально соответствует всем международным нормам, и уровень экологической безопасности там даже выше, чем у наших норвежских соседей. Однако мы наблюдали с вами совсем недавно эту выходку экологов из Гринпис. А за пару лет до этого мы видели разлив в Карибском море, где была страшная катастрофа, и при этом абсолютная тишина со стороны той же организации. Вот вам и западная сторона. Такое случается повсеместно. Это некий способ спекуляции, зарабатывания денег.

- Василий Викторович, что бы Вы хотели сказать руководству нашего края, бизнесу и экологам?

- Руководство края у вас сейчас достаточно прогрессивно настроено. Мне понравилось, как в ходе форума "Природа без границ" губернатор обошел каждый стенд, с каждым переговорил, вник. Это не каждый глава администрации делает, поверьте.

Радует, что есть динамика. Владимир Миклушевский, насколько я знаю, выходец из научного сообщества. У него есть системный взгляд, он может где-то сделать аналитическую оценку динамики развития. Поэтому давайте пожелаем ему и его команде удачи. В целом, администрации края многое предстоит сделать.

Я проехал и посмотрел ваш Дальневосточный федеральный университет. Это фантастика! Нам бы в свое время учиться в таких условиях. Это счастье учиться и жить в таком прекрасном месте. Быть молодым человеком, жить и учиться на Дальнем Востоке – это прекрасно. Мы всегда с большим удовольствием приезжаем в Приморье. А экологам мне бы хотелось пожелать одного – оставаться экологами, а не политиками.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Наладить взаимодействие экологов и бизнеса Приморья поможет форум "Природа без границ"

"Природа без границ" во Владивостоке: бизнес и экологи в поисках объединяющих смыслов

Организаторы поблагодарили участников экофорума "Природа без границ" во Владивостоке