ОСТРОВ АСКОЛЬД:
ПОТЕРЯННОЕ ПРИМОРСКОЕ ЭЛЬДОРАДО
Аскольд — остров в заливе Петра Великого с удивительной историей, неповторимой природой и интересными достопримечательностями.

Безлюдные пляжи, захватывающие дух пейзажи, потерянные золотые прииски, старинные маяки, некогда грозные береговые орудия и таинственные подземелья — все это можно найти на острове Аскольд.

Рассказываем, как попасть на удивительный остров и почему это нужно сделать.

Напоминающий на морской карте след подковы, остров Аскольд расположен неподалеку от поселка Дунай в южной части Приморья. Площадь острова составляет 1460 га или 14,6 км².

Административно остров относится к ЗАТО Фокино. Он отделён от материка и от соседнего острова Путятина проливом Аскольд шириной около 7 км.

Своей выгнутой стороной остров обращён к северу, а южная сторона, обращённая к морю, образует бухту, которая носит имя клипера "Наездник". На юго-восточном побережье имеется одноимённая бухта Юго-Восточная.

Посередине пролива, разделяющего острова Аскольд и Путятина, расположились подводные и надводные скалы, которые носят название камни Унковского. Самая высокая из них достигает высоты 40 метров.
С моря остров Аскольд поражает своей величественностью: высокие, крутые берега, резко обрывающиеся в море скалы, огромные птичьи базары, пышные леса. Остров горист, имеет три вершины более трёхсот метров высотой, самая высокая из которых достигает 358 метров. Берега острова возвышенные, обрывистые.

Остров покрывают, в основном, широколиственные леса, но побережье возле Ступенчатого, Туманного и Пальчатого мысов заняты лугами и редколесьями.

На острове можно встретить бархат амурский, заросли колючих пурпурно-красных кустов барбариса, усеянных кисло-сладкими ягодами, маньчжурского ореха, дикой акации и даже экземпляры реликтового красного дерева тиса, массу перелётных птиц и бабочек, возле его скалистых берегов водятся пятнистые тюлени-ларга и морские львы-сивучи.

Постоянного населения на острове нет, за исключением смотрителей маяка.
ИСТОРИЯ
История острова богата событиями. Этот клочок суши был известен еще морякам государства Бохай, находившегося на территории нынешнего Приморья в средние века. Они называли остров "Лефу" (Добычливый).

В середине 19-го века, еще до того как территория современного Приморья вошла в состав Российской империи, на острове обосновались китайские золотоискатели и добытчики морской капусты. Они называли остров Циндао, что означает "Зелёный остров".

Впервые описали остров подчиненные английского адмирала Сеймура, в 1855 году проводившие первые гидрографические съемки приморского побережья. Они назвали остров Терминэйшн-Пойнт (Конечный пункт). Под этим именем он был помещен на карту, изданную в Великобритании в 1856 году.

Спустя три года моряки русского клипера "Стрелок", производившие первые описания новых русских берегов, назвали подковообразный остров Маячный, считая, что остров самой природой создан для размещения навигационных сооружений.

Однако спустя несколько лет участники знаменитой экспедиции под руководством Василия Бабкина посчитали, что название острова "Маячный", где в то время не только не было никакого маяка, но даже и не предвиделось, может ввести в заблуждение моряков, и переименовала остров по названию пролива, который в свою очередь был ранее назван в честь одного из первых русских винтовых фрегатов — "Аскольд".

Это название стало окончательным для острова.
Поисковый отряд семи человек на острове Аскольд. Фотограф В. В. Ланин. 1860-1870 г.
В 1867 году на острове нашли залежи золота, и тысячи китайских старателей, привлеченные слухами о несметных богатствах, устремились к этим скалистым берегам.

Золотые прииски стали причиной так называемой Манзовской войны, которая охватила не только остров, но и материковое Приморье.

В 1874—1879 годах управляющим золотым прииском на острове Аскольд был известный предприниматель, ученый и подвижник Михаил Иванович Янковский, который сумел решить проблему с китайскими разбойниками, а также создал на острове первый в мире питомник пятнистых оленей.

С конца 19-го века началась военная история острова, которая продолжалась до распада Советского союза.

В 1892 году на Аскольде был создан постоянный наблюдательный пост, главной задачей которого являлось наблюдение за попытками японцев поставить минные заграждения перед входом в пролив Босфор Восточный. Для защиты острова от высадки десанта было сооружено несколько дотов.

Имел остров и огневую поддержку Ворошиловской батареи, которая свободно простреливала водное пространство перед Аскольдом с острова Русский.
В 1938 году на острове установили батарею №26 на четыре 180-мм пушки в двухорудийных башенных установках МБ-2-180.

Казарменный городок батареи был рассчитан на проживание 28 человек начальствующего состава, 20 человек младшего начальствующего состава и 228 краснофлотцев.

В городке предусматривались помещения для хранения запасов продовольствия на 3 месяца, ГСМ для электростанции городка на три месяца и горючего для силовых станций башенных блоков на 100 часов работы.
КАК ДОБРАТЬСЯ?
Попасть на Аскольд самостоятельно очень трудно — регулярного прямого сообщения между островом и материком нет. Обычно туристы и отдыхающие объединяются через соцсети в группы по 8–10 человек и берут в аренду катер из Владивостока или Дуная.

Цены на поездки варьируются от 2,5 до 5 тысяч рублей на человека. За указанную сумму катер доставляет группу туристов до одной из точек остров и по договоренности забирает через несколько дней.

Туры на Аскольд также предлагают некоторые приморские туристические компании.
Можно добраться до Аскольда и на личном водном транспорте: путь из Владивостока до острова морем занимает от 3 до 6 часов — в зависимости от быстроходности вашего плавсредства и погоды.

В этом случае обязательно нужно учесть еще одну особенность Аскольда — ограниченное количество мест, пригодных для причаливания водного транспорта.

Во избежание длительных поисков такого места непосредственно у острова следует предварительно проконсультироваться с знающими людьми, а также внимательно изучить карту острова.
ЧТО ПОСМОТРЕТЬ?
МАЯКИ
Маяков на острове целых два — старый и новый. Они расположены на мысе Елагина на незначительном удалении друг от друга.

Строительство первого маяка на Аскольде началось в 1879 году и было завершено в 1881 году.

Строительные работы начали с возведения пристани, бараков для рабочих и прокладки "винтовой" дороги вокруг горы. Башню маяка высотой 8,4 метра от основания построили из кирпича, который производился на кирпичном заводе купца Алексея Старцева на соседнем острове Путятина.

Служебные и жилые здания строили из местного бутового камня. Преломляющий светооптический аппарат был закуплен в Англии на заводе братьев Чанс.
Батарея №26 и ее форты
Несмотря на то, что башня маяка была кирпичной, она не простояла и 50 лет. Суровый климат сделал свое дело — уже в начале 20-го века стены башни стали трескаться и крошиться.

Периодические капитальные ремонты мало помогали, и в 1917 году маяк был перестроен. В таком виде маяк просуществовал до середины 30-х годов.

Потом к верхнему зданию технических служб пристроили бетонную пристройку и там разместился временный наблюдательный пункт артиллерийской батареи. Позже на крыше этого пункта установили башню нового маяка, а нижнее здание маяка вывели из эксплуатации.

Старый маяк сохранился до настоящего времени: белую восьмигранную башню на оконечности мыса можно увидеть в хорошую погоду, когда рассеиваются густые туманы, обычные для Аскольда.

Пройти к старому маяку в настоящее время невозможно — мост, ранее соединявший маяки, был разрушен.
Не менее интересны для туриста остатки военных сооружений на острове. Наиболее примечательным из таких объектов является башенная батарея №26.

Сооруженная в 1939 году, она до начала 1990-х годов обеспечивала оборону подступов к Владивостоку, работая в системе береговой обороны вместе с Ворошиловской батареей и батареей №220 на мысе Гамова.
Батарея №26 состоит из двух броневых башен, в каждой из которых смонтированы по два орудия калибром 180 мм, способные поражать вражеские корабли на дистанции до 37 км.

Под башнями – двухэтажные подземные блоки, которые соединены тоннелем длиной около 1,5 километра с командным пунктом батареи и подземной силовой станцией.

Батарея №26 – уникальный объект фортификации, подобных батарей в стране осталось всего несколько штук.

Ворошиловская батарея в настоящее время является филиалом музея ТОФ, а вот двум другим батареям повезло меньше – они заброшены.
Высокие, крутые берега острова стали излюбленным местом сбора и гнездования пернатых обитателей побережья Японского моря.

Птичьих базаров на Аскольде предостаточно, самый доступный из них располагается на мысе Кошелева.

В разных уголках острова можно встретить пятнистых оленей, популяция которых в последние годы начала восстанавливаться.

ПОДЕЛИТЕСЬ ТУРОМ!
Если вам понравился тур, поделитесь с друзьями. Вместе веселее!
Все фото и видеоматериалы принадлежат ИА PrimaMedia.