МОНАСТЫРСКАЯ СОПКА: история, военные и современное искусство
Сопка Монастырская, находящаяся в юго-восточной части Владивостока — это отличная видовая площадка с прекрасным видом на Русский мост, пролив Босфор Восточный и южную часть Владивостока, бухты Патрокл и Улисс. Не самая высокая (высота 181 метр) сопка стала популярной у туристов из-за своего военного прошлого, а бывшие военные объекты внезапно стали предметом современного искусства.

Добраться до сопки на общественном транспорте нельзя, ближайшие автобусные остановки находятся от нее в сотнях метров. А вот на автомобиле, пожалуйста. Для это нужно доехать до главного входа на территорию Морского кладбища, проехать вдоль главной аллеи захоронений, свернуть налево к воротам бывшей воинской части и проехать на вершину к "белому шару" - местной достопримечательности.
Морское кладбище на Монастырской сопке — одно из самых старых и известных владивостокских кладбищ, которое было открыло в сентябре 1903 года, а теперь занимает 80 гектаров.

Первоначально оно называлось “Братским морским кладбищем”, так как создавалось для братских захоронений праха военных моряков и военнослужащих действующей армии, погибших в море и на полях сражений.

На нём захоронены павшие герои крейсера «Варяг», останки которых в 1911 г. были перенесены из Кореи. Также на Морском кладбище находятся могилы путешественника Владимира Арсеньева, первой в мире женщины-капитана дальнего плавания Анны Щетининой, контр-адмирала и русский адмирал, первого начальника военного поста Владивосток Евгения Бурачка, автора книг о Приморье и моряках-тихоокеанцах Георгия Халилецкого, видного представителя дальневосточной ветви русской поэзии Геннадия Лысенко, полярного капитана Михаила Готского, мореплавателя, китобоя и исследователя Дальнего Востока Фридольфа Гека и других.
На вершине сопки, рядом с "шаром", находятся руины Уссурийской мортирной батареи - одного из десятков фортификационных сооружений, входящих в комплекс Владивостокской крепости.

Береговая мортирная батарея «Уссурийская» была построена в 1885 году и перестраивалась в 1895-1897 годах. Батарея была рассчитана на десять 9-дюймовых мортир образца 1877 года.

При частых владивостокских туманах и низкой облачности расположение батареи на сопке было существенным недостатком. На 1905 год на вооружении стояло восемь мортир, а в 1906 году батарея была разоружена.
На вершине сопки в советское время был установлен белый радиопрозрачный геодезический купол для радара ПВО.

Радиопрозрачное укрытие (РПУ) было предназначено для защиты антенных систем различного назначения от воздействия различных метеорологических факторов - защищало от дождя, снега и другой непогоды, но при этом не мешало работе самой радиолокационной станции.
По сути своей, это геокупол
Геокупол - сферическое архитектурное сооружение, собранное из стержней, образующих геодезическую структуру, благодаря которой сооружение в целом обладает хорошими несущими качествами. Геодезический купол является несущей сетчатой оболочкой. Форма купола образуется благодаря особому соединению балок: в каждом узле сходятся ребра слегка различной длины, которые в целом образуют многогранник, близкий по форме к сегменту сферы. Основа сетки купола – треугольники.
Рядом с "шаром" находятся руины Уссурийской мортирной батареи и позиций С-125. С-125 – это советский зенитно-ракетный комплекс малого радиуса действия, принятый на вооружение в 1961 году.

До 1987 г. здесь стоял 13-й дивизион с комплексами С-125. Зенитный ракетный комплекс (ЗРК) С-125 «Печора» разрабатывался как комплекс для борьбы с маловысотными пилотируемыми и беспилотными аэродинамическими целями в диапазоне высот 20-18000 метров, на дальностях 3,5-25 км.
16 июля 2015 купол зажил новой жизнью. Уличный художник из Екатеринбурга Тимофей Радя со своей командой написал спиралью под куполом текст в 2331 знак.

До этого Тимофей был во Владивостоке по приглашению Центра современного искусства «Заря», на территории которого оставил огромную надпись "Эй ты люби меня", ставшую неофициальном символом центра.

«Этот текст я начал придумывать до того, как увидел купол. Я знал, что именно я должен написать. Потом я приехал во Владивосток, и друзья показали мне это место. Я понял, что купол — это идеальная форма для моего текста про космос»
"Ты действуешь на меня как ток, я начинаю раскручиваться, ты долго учила меня, я раскручиваю все гайки, и мы остаемся ничем не прикрепленными к Земле, три, два, один, каждый космический полет — это великое произведение искусства, мы взлетаем так высоко, что рухнуть вниз уже невозможно, от тебя веет невесомостью, сильная магия держит колени и локти в креслах, гаснет и отделяется первая ступень, вместе с ней гаснет и отделяется страх, мы ныряем под лед, в космосе нет далекого и близкого, расстояния тают, так что мы переходим на использование внутренних ориентиров, одной из психологических особенностей деятельности космонавтов является близость к бесконечной свободе, она-то и привела нас сюда, скользкая дорожка, нас учили, что необходимо не просто познать мир, но изменить его, опорная околоземная орбита, в космосе нет линии горизонта, я слежу за линией твоих рук, я никогда не скрывал своих взглядов, в невесомости твои волосы заполнили все вокруг, ты ведешь себя как туманность, в тишине ты заплетаешь косу, наш полет проходит по бесконечной траектории, все осталось позади, в этом путешествии нет предметов, тем для разговоров, нет страстей, страхов, нет бога, мы чисты, мы стоим на пороге величайшего открытия, для этих дверей не нужно ключей, если мы все состоим из одних и тех же частиц, то что именно отличает нас от других небесных тел, мы лишь говорим на разных языках, активная стадия, я молчу, вселенная говорит на языке света, ты начинаешь рассказывать стихотворение, раньше никто не рассказывал ей стихотворение, хотя русский она слышала, ты выучила это заклинание давно, еще в детстве, зимой, у окошка, структура вселенной и структура поэзии тесно связаны, сейчас связь проходит через тебя, частицы слов сливаются с водородом и гелием, точки покидают предложения, так что ты читаешь на одном дыхании, в твоих глазах парад планет, жизнь — это долгий выдох, звезды рождаются, отдают свет и умирают, зря мы считали живых мертвыми, мы равны и сменяем друг друга, пока игра не заканчивается, когда я обнимаю тебя, невесомость заканчивается, ядро новой звезды рождается в пылевом облаке, дух рождается в свободе, область образования звезды называется звездной колыбелью, раньше в этой части вселенной преобладала тьма, но если звезды загораются, значит, это кому-то нужно, ты подливаешь масло в огонь, теперь мы говорим на одном языке, свет новой звезды — это твой шепот, ты научила ее, значит, полетное задание выполнено, ты закрываешь свою маленькую черную книгу, надеваешь любимый скафандр, отталкиваешься от шлюза и выходишь, мы стали взрослее, но здесь нет дней и ночей, значит, и рождение со смертью связаны не точно, не тем, привычным нам способом, в самом центре огромного космоса мы две сахарные песчинки, растаявшие под языком".
ПОДЕЛИТЕСЬ ТУРОМ!
Если вам понравился тур, поделитесь с друзьями. Вместе веселее!
Все фото и видеоматериалы принадлежат их владельцам и используются для демонстрации. Пожалуйста, не используйте контент шаблона в коммерческих целях.