Капитаны портофлота
АО «Восточный Порт» -
о профессии, карьере и романтике






Почему люди посвящают свою жизнь морю и работают на одном предприятии несколько десятков лет

В июле 45-летие отмечает Портовый флот АО «Восточный Порт», крупнейшего специализированного угольного порта в России. Почти полвека экипажи судов Портофлота швартуют и буксируют суда. Также они принимают участие в аварийно-спасательных операциях различной сложности. А в далекие семидесятые суда помогали в строительстве новых причалов порта и даже использовались в качестве пассажирского транспорта в Находку.


Сегодня Портовый флот АО «Восточный Порт» –это пять современных буксиров - «Тайфун», «Инженер Мисан», «Кузбасс», «Урал», «Александр Козицын». Здесь трудятся высококлассные специалисты, которые посвятили свою жизнь морю.
Влюбленные в море
Пять судов, пять капитанов. Каждого привела в Портовый флот своя дорога, у каждого – своя история капитанской карьеры. Но есть одно общее – эти люди не представляют жизнь без моря.
Капитан буксира «Тайфун»
Анатолий Андреевич Москаленко
Анатолий Москаленко – старожил Портового флота. О себе и трудовых подвигах рассказывает скромно. В компанию пришел 41 год назад, когда история Восточного Порта только начиналась. В свои 73 года - Анатолий Андреевич капитан у штурвала «Тайфуна». Он помнит первые суда Портофлота, первых руководителей Порта, первые сложности при строительстве.

- В 1978 году в Портовом флоте был один буксир мощностью 1200 л.с. и «Партизан» - 2400 л.с. Порт только строился, больших судов не было, этого было достаточно. Кроме буксиров в Порту были пассажирские суда и плавкран «Богатырь-2». Тогда Портофлот отвечал не только за швартовые операции, но и принимал участие во всей деятельности Порта. Были даже теплоходы, которые отапливали район. Изменилась жизнь, изменился флот. У нас есть поговорка «Капитан должен приложить все свои знания, чтобы не попасть в ситуацию, выйти из которой потребуется весь его талант». Не буду про себя говорить, что я опытный, но аварии за время работы у меня не случались.

Капитан буксира «Инженер Мисан»
Александр Николаевич Чайцын
Александр Чайцын в Приморье оказался по распределению после окончания Ленинградского мореходного училища в далеком 1974 году. Сначала ходил в море, а после появления в семье детей решил остаться на берегу. Так началась карьера в Восточном Порту, где он работает уже 30 лет. В 1997 году Александр Николаевич стал капитаном.

- Моряком я хотел стать с детства. Когда пришел в Восточный Порт, временно работал на «Руслане» матросом, а потом к нам пришел «Инженер Мисан». Тогда капитаном был Феликс Георгиевич Лисичников, а я – помощником. Выходишь на рейд, кругом море - очень себя хорошо чувствуешь.
Капитан буксира «Александр Козицын»
Андрей Борисович Литвинов
Андрей Литвинов пришел в Портовый флот в 1991 году, прошел путь от матроса до капитана. За штурвалом буксира стоит уже более 10 лет. Сегодня он – главный на самом современном судне Портофлота, которое пришло в порт полгода назад. В его команде – 18 человек.

- На флоте нужно любить работу, иначе не получится. Если любви нет – станешь чужим человеком в экипаже. А ведь это наша семья: ремонт вместе, проблемы решаем вместе, радости – общие. Морская романтика притягивает молодых, конечно. Да, у нас не дальнее мореходство, но мы – моряки.

Капитан буксира «Урал»
Александр Александрович Горбатенко
Александр Горбатенко приехал в Приморье по распределению после окончания Астраханского мореходного училища, начинал старшим механиком на небольшом катере. Стал капитаном буксира «Гейзер» в свои 32 года. Сейчас он главный на азимутальном буксире «Урал».

- В семь лет стоял перед зеркалом в матросской форме и маршировал. С детства мечтал быть моряком. После училища приехал в Находку, здесь в Восточном Порту и началась моя судовая жизнь. Сейчас я капитан самого мощного буксира в акватории залива Петра Великого.



Капитан буксира «Кузбасс»
Олег Дмитриевич Попов
Олег Попов в гильдии капитанов Портового флота – новичок: буксиром «Кузбасс» управляет всего полгода. Здесь же с 2016 года он работал старшим помощником. Уходил трудиться «на берег», но через месяц вернулся обратно. Всего в Восточном Порту работает 15 лет.

- Я мечтал о море с детства. Окончил мореходное училище, начал ходить в море третьим помощником – и дослужился до капитана. Обстоятельства сложились так, что дальнее плаванье пришлось покинуть. На берегу я работать не смог и пришел в Восточный Порт. Здесь я в море. Я очень люблю свою работу. Сначала ты идешь сюда за романтикой, а потом это становится частью тебя.

Плох тот солдат, что не хочет стать генералом...
Сегодня в Портовом флоте трудятся 147 человек, дружный и сплоченный коллектив. Традиции здесь передаются из поколения в поколение, опытные моряки всегда помогают новичкам. Текучки кадров почти нет: моряки уходят либо на пенсию, либо на повышение.
Чтобы стать хорошим моряком, нужно быть волевым человеком. Всегда быть готовым пойти навстречу другу, подставить товарищу плечо. В море нельзя бросать в беде, нужно помогать отстающим.
Олег Попов, капитан буксира "Кузбасс"
Команда буксира – это большая дружная семья, где нет чужих
Моя команда - профессионалы высокого уровня, отзывчивые, конкретные, чуткие. Я рад, что я работаю с ними.
Александр Горбатенко
Капитан буксира "Урал"
Моя команда – 28 человек. Я всех стараюсь обучить азам мореплавания, недавно читал лекцию по астрономии. Экипаж классный, опытный. Разница в нашей работе с океанским флотом существенная. Нужно меньше знаний по навигации, больше – ловкости в управлении, чтобы не повредить ни судно, ни буксир, ни причал. По моему опыту подходит такая работа только каждому десятому из тех, кто пытается.




Анатолий Москаленко
Капитан буксира"Тайфун"
Из нашей команды уходят либо на другой буксир, либо на повышение. Работать в Портофлоте получается не у всех. Нужно уважать людей, относиться к своим обязанностям добросовестно, быть аккуратным и внимательным. Нужно уметь ставить задачи так, чтобы их понимали, верно и безопасно выполняли.




Александр Чайцын
Капитан буксира "Инженер Мисан"
Только труд, учеба и работа над собой способствуют движению и оставляют людей в экипаже. Плох тот солдат, который не хочет стать генералом. Хочется пожелать молодым морякам достигнуть своих вершин.
Андрей Литвинов, капитан буксира «Александр Козицын»
Самые современные суда
С 2012 года в АО «Восточный Порт» идет программа модернизации собственных производственных мощностей и обновления парка вспомогательных предприятий. Сегодня в Портовом флоте два кантовщика - «Тайфун» и «Инженер Мисан» и три новых азимутальных - «Урал», «Кузбасс» и «Александр Козицын». Общая мощность флота – 22 тысяч л.с.
Буксир «Урал»
Введение в 2016 году в работу буксира «Урал» позволило увеличить количество портовых операций на две в сутки. Свое название судно получило в честь горного массива в центральной части России, символа мощи и богатства нашего государства, силы духа русских людей.

- Обновление флота важное событие для нас. Это увеличивает объем и уменьшает время обработки судов. «Урал», построенный в верфи международной компании DAMEN, имеет мощность 5436 л.с. Нужно иметь серьезный опыт, чтобы им управлять, - признается Александр Александрович.

Буксир «Кузбасс»
Государственный флаг Российской Федерации на буксире «Кузбасс» торжественно поднят в сентябре 2012 года. Судно назвали в честь крупнейшего угольного региона России. Два двигателя общей мощностью 4,2 тысячи л.с., носовая лебедка, система пенотушения позволяют использовать судно и для безопасных швартовых операций, и для тушения пожаров.

- В Портофлоте сейчас три новых буксира, они почти одинаковы в управлении. Мы очень гордимся обновлением наших судов, - рассказывает Олег Дмитриевич.

Буксир «Александр Козицын»
В год 45-летия «Восточного Порта», в 2019 году, в бухту Врангеля своим ходом прибыл самый современный азимутальный буксир, получивший имя «Александр Козицын». Мощность его двух двигателей - выше пяти тысяч л.с., а максимальная скорость на открытой воде — 12,9 узлов. Это судно позволило значительно сократить время проведения швартовных операций в осенне-зимний период.

- Новые буксиры очень маневренные, работать с ними намного проще и бытовые условия здесь – лучше, - добавляет Андрей Борисович.


Морские истории
У каждого есть своя история о море. Все буксиры Портового флота могут работать в качестве аварийно-спасательных судов, имеют ледовый класс и неограниченный район плавания. Наверное, поэтому самые захватывающие истории капитанов – про спасение других судов.
Сложные погодные условия – не повод не начинать спасательную операцию. Всегда надо выручать своих!
Плохая погода – не повод не идти на помощь. В феврале, например, максимальное обледенение, но мы почти сутки тушили судно, горящее на рейде. В шторм суда срывает с якорей, мы идем на помощь. Всегда надо выручать своих!


Олег Попов
капитан буксира «Кузбасс»
- Тайфун» - не только хороший буксир-кантовщик, у него очень хорошее оборудование для пожаротушения. Наша первая крупная операция – спасение на Рудной Пристани теплохода «Вольск», который сел на мель. Всего в операции принимали участие около 20 судов, а мы были основной тяговой силой. Восемь лет назад спасали от пожара теплоход «Нэнси» на рейде в Находке. Сутки боролись с огнем. Затем в Козьмино – тушили пожар 4-ой категории сложности, спасали оборудование на заводе по переработке рыбы, - рассказывает Анатолий Москаленко.
На романтике далеко не уедешь...
Работники Портофлота приходят за романтикой, а остаются ради достойной оплаты труда и социальных гарантий. Это позволяет на 100% отдаваться любимой работе, не думая о насущных проблемах.

- Нужно отдать должное АО «Восточный Порт». Мы любим свою работу, можем достойно содержать семью и работаем в достойных условиях. Предприятие совершенствуется каждый год. Например, мы как жители Врангеля, видим и ценим все, что делается для экологической безопасности поселка, - продолжает рассказ Андрей Литвинов.

Его коллега Александр Чайцын добавляет: «По рассказам друзей, на океанский флот многие приходят на время, чтобы заработать на машину или квартиру. У нас же приходят на десятилетия. Мы ценим отношение руководства – уважительное к каждому трудящемуся. Наш коллективный договор – образцовый, такого нет ни на одном предприятии. Я считаю, что АО «Восточный Порт» - лучший работодатель в Находке и, возможно, даже в Приморском крае».

- АО «Восточный Порт» – компания, в которой трудятся более двух тысяч человек. Новые сотрудники приходят и удивляются, как у нас хорошо работать. Премии, культурные выезды в столицу края, путевки на базу отдыха, в детские оздоровительные лагеря и многое другое. Из такого и складывается общая удовлетворенность работой, - считает Олег Попов.

- Раньше профессия моряка считалась чистой романтикой. Сейчас же люди хотят, в первую очередь, достойно работать и получать плату за труд. В АО «Восточный Порт» - зарплаты одни из самых высоких, по крайней мере на Дальнем Востоке. Спортивные, праздничные мероприятия – все это дает ощущение причастности к чему-то большому и важному. Мы знаем, что работаем на развитие Приморского края. Наши руководители – опытные и грамотные специалисты, которые умеют решать рабочие вопросы. Всем желаю работать в таком коллективе и на таком предприятии, - в завершении беседы резюмирует Анатолий Москаленко.

Портовому флоту
АО "Восточный Порт" - 45!
© 2019, ИА PrimaMedia
.