Инновационная программа вуза в рамках Приоритетного Национального проекта «Образование»: итоги и перспективы

  • 5 декабря — 1 января 2008
  • Завершена и закрыта

Орфография и пунктуация участников сохранена.

  • #7. 7 декабря, 01:05
    Мой скромный вопрос.
    Как известно, существует множество инновационных разработок в области изучения тех или иных дисциплин.

    Приведу пример – методика изучения английского языка по методу Милошевича, потрясающие курсы, которые обеспечивают знаниями школьной (и не только) программы всего за 40 часов.

    Второй пример – скорочтение по методу академика Олега Андреева, курсы позволяют увеличить скорость чтения, качественно и количественно улучшить объем запоминаемой информации и пр.

    Внимание, вопрос!

    Почему наше государство говорит о том, что необходимо повышать уровень образованности граждан, реформировать систему образования, и даже выделяет на это деньги, не малые, а в ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ я не вижу внедрения самих инновационных технологий, хотябы на примере данных курсов в учебный план университетов? Почему не видно инициативы профессоров, которые я думаю, знают о существовании подобных разработок, по внедрению инновационных технологий в образовательный процесс?


    Возможно, я мало информирован? Хотя вряд ли… Сам являюсь студентом одного из ВУЗов и прекрасно знаю обстановку.
  • #6. 5 декабря, 00:25
    Наталья: Что, по вашему мнению, является мерилом так называемой "инновационности" того или иного вуза? Как это сказывается на работе непосредственно Дальневосточного госуниверситета?
    • Фаткулин Анвир Амрулович
      Ректор ДВГТУ, доктор технических наук, профессор
      - Показателем инновационности вуза является в первую очередь работа на опережение, когда новые знания создаются за счет интеграции фундаментальной науки, учебного процесса и производства. ДВГТУ уже давно выстроил именно такую учебную модель. Мы открываем новые специальности, совершенствуем существующие образовательные программы, вводим новые дисциплины с учетом приоритетов региона и требований рынка труда, всех инновационных изменений. Свои образовательные программы мы подстраиваем под те задачи, которые будут решаться в регионе в ближайшие десятилетия. И важным ориентиром для нас здесь служат ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья», Стратегия социально-экономического развития Приморского края до 2025 года, других территорий ДВФО. приоритеты по развитию Дальневосточного региона России, заявленные Президентом и Правительством России.
      В настоящее время приоритетными становятся те сферы экономики, где инновации поддерживают федеральный центр и регионы. И это, прежде всего отрасли, основанные на знаниях: высокотехнологичные и наукоемкие производства, нанотехнологии, живые системы, рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды, информационные технологии.
      В качестве примера наших опережающих действий назову открытую два года назад специальность «Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов». Специальность открыта с целью подготовки инженерных кадров для нефтегазового и химического комплекса Дальнего Востока, и Приморья в том числе.
      Дальневосточный государственный технический университет нацелен на подготовку кадров, соответствующих современному мировому уровню, который подразумевает прежде всего инновационную деятельность в области новых научных знаний, высоких технологий и наукоемкого производства. Это наши приоритеты и в этом заключается инновационность в деятельности вуза.
      А мерилом инновационости является качество подготовки и востребованность выпускников именно в той области, которую мы называем сегодня новой, инновационной экономикой. А также динамика развития инфраструктуры, обеспечивающей эффективный путь от результатов научно-технической деятельности к рынку высокотехнологичных продуктов и услуг.
  • #5. 5 декабря, 00:22
    Георгий: Насколько я знаю, инновационная программа ДВГТУ воплощается в жизнь уже на протяжении 2 лет. Какие итоги 2007 года? И что сделано в 2008-м? Есть ли востребованность результатов инновационной программы вашего вуза обществом, экономикой региона?
    • Фаткулин Анвир Амрулович
      Ректор ДВГТУ, доктор технических наук, профессор
      - Результатов и позитивных изменений, связанных с реализацией инновационной программы ДВГТУ, большое количество: от нового качества обучающей среды до создания реальной инновационной инфраструктуры инновационного терминала, обеспечивающего решение геостратегических задач России в Тихоокеанском мировом регионе.
      Конкретные примеры: введены в действие и модернизированы 26 учебных лабораторий, 6 центров коллективного пользования, 62 компьютерных класса, 55 мультимедийных аудиторий, установлено 27 единиц уникального оборудования, позволяющего ввести фундаментальные и прикладные научные исследования. Всего в рамках ИОП ДВГТУ приобретено более 19 тысяч единиц современного оборудования. Особо следует отметить создание новой информационно-коммуникационной инфраструктуры вуза. Она охватывает все институты ДВГТУ, размещенные в 12 зданиях во Владивостоке, и 12 филиалов вуза в других городах Дальнего Востока. За период реализации Инновационной программы созданы 5 представительств ДВГТУ за рубежом, на базе которых ведется координация научно-исследовательских проектов, международной инновационной деятельности, работа по профориентации иностранной молодежи для последующего поступления в ДВГТУ. В рамках задач инновационной программы при поддержке Федерального агенства по науке и инновациям, Администрации Приморского края, совместно с партнерами по инновационной деятельности и бизнес-партнерами формируется инфраструктура Инновационного терминала России в АТЭС. В составе инфраструктуры сегодня присутствуют : Центр научно-технического и инновационно-технологического сотрудничества России и АТЭС («ТехноРАТЭС»); Тихоокеанское венчурное агенство; Коучинг-центр по венчурному предпринимательству; Дальневосточное отделение Республиканского института интеллектуальной собственности, Центр коммуникаций инновационного терминала и мн. др.
      Инфраструктурные преобразования в университете получили системное оформление, ведется анализ влияния этих изменений на актуальность образовательных программ, качество подготовки специалистов, формирования устойчивых механизмов экономического развития вуза в будущем. Развитие инновационной инфраструктуры ДВГТУ полностью соответствует задачам региональной стратегии подготовки кадров, формированию научно-технологической базы, направлено на достижение эффективного присутствия России в экономическом пространстве Азиатстко-Тихоокеанского региона.
  • #4. 5 декабря, 00:20
    Ирина: А в чем вообще заключается инновационная программа ДВГТУ? Что она собой представляет?
    • Фаткулин Анвир Амрулович
      Ректор ДВГТУ, доктор технических наук, профессор
      - Главной задачей инновационной образовательной программы является создание на Дальнем Востоке крупного образовательного и научно-технологического центра инновационной экономики региона. Это следует из названия программы ДВГТУ: «Развитие Дальневосточного образовательного научно-технологического центра для формирования инновационного терминала России в Азиатско-Тихоокеанском регионе». Надо отметить, тема инновационной образовательной программы выбрана неслучайно. Приоритеты развития вуза органично связаны со стратегией социально-экономического развития края и всего Дальнего Востока на длительную перспективу, в том числе в рамках подготовки к саммиту АТЭС.
      Для решения этой задачи в рамках инновационной образовательной программы созданы современные научно-производственные и образовательные ресурсы: лаборатории, оснащенные новейшим оборудованием, специализированные аудитории, мультимедийные классы, внедрены современные обучающие технологии, приобретено программное и методическое обеспечение. Дальневосточный образовательный, научно-технологический центр, заявленный в Проекте, состоит из восьми научно-образовательных центров (НОЦ), имеющих отраслевой характер, соответствующих приоритетным направлениям социально-экономического развития региона. Среди них нефтегазовый, энергетический, горнопромышленный комплексы, морские инновационные технологии, строительство, рациональное природопользование, конструкционные и функциональные наноматериалы. Ядром научно-образовательных центров выступают базовые кафедры, факультеты и институты ДВГТУ, где осуществляется подготовка кадров по профильным специальностям и направлениям, реализуется научная и инновационная деятельность. Партнерами и полноправными членами НОЦ являются российские и международные корпорации, ведущие промышленные предприятия малого и среднего бизнеса, научные институты Дальневосточного отделения РАН, образовательные учреждения.
      Базовый образовательный процесс в Дальневосточном образовательном научно-технологическом центре строится на принципах проектного менеджмента. На базе собственных или привлеченных НИОКР формируется проект, под который из числа студентов и аспирантов назначается проектная команда. Подготовка проектной команды и собственно развитие проекта производятся одновременно, в едином комплексе. В итоге, готовый проект, с готовой проектной командой передается либо в промышленность, либо реализуется на рынке специально созданной для этой цели малой инновационной компанией.
      Таким образом, Дальневосточный образовательный научно-технологический центр, реализуя возложенные на него функции, становится своеобразным бизнес-инкубатором (от проекта - к малой инновационной компании!), и затем получает долю в бизнесе большого количества этих компаний.
      Безусловно, это идеальный проект образовательно-инновационной деятельности, но именно такой подход направлен на формирование комплекса компетенций современного выпускника вуза. Это и умение работать в команде, и коммуникабельность, и умение взять ответственность на себя, а также новые общепрофессиональные и профессиональные компетенции.
      Комплексность и масштабность программы, ее направленность на подготовку кадров для современных предприятий и организаций приоритетных отраслей экономики, ориентация на современные образовательные технологии, интеграцию образования и науки, внедрение и совершенствование прогрессивных форм организации образовательного процесса поднимает на новый уровень деятельность вуза, определяет его инновационный характер и лидерскую роль в регионе.
  • #3. 5 декабря, 00:18
    Алексей: В чем причина того, что именно Дальневосточному техническому университету достались средства по нацпроекту "Образование"? Есть ли какие-то отличительные направления, которых нет у других учебных заведений Дальнего Востока?
    • Фаткулин Анвир Амрулович
      Ректор ДВГТУ, доктор технических наук, профессор
      - Главная причина – это реальная востребованность этой программы, как со стороны самой системы образования, так и со стороны важнейших задач становления и развития самой инновационной экономики, которая должна поставить Россию в ряд высокоразвитых стран.
      Победа в конкурсе инновационных образовательных программ – это закономерный этап развития вуза. ДВГТУ сегодня обладает значительными материальными и интеллектуальными ресурсами, обеспечивающими 90 процентов потребности экономики региона от общего числа программ профессионального образования в технической сфере. Это широко развитая научно-образовательная инфраструктура, включающая 17 институтов, 91 кафедру, 12 филиалов и 9 представительств в различных городах России и за рубежом, 3 лицея, гимназию, колледж, 13 структур довузовской подготовки, 12 центров по профессиональной переподготовке и повышению квалификации специалистов.
      Деятельность вуза направлена на подготовку высококвалифицированных специалистов по 350 программам, из которых более 70 имеют технический и технологический профиль.
      Научный потенциал ДВГТУ традиционно является одним из самых высоких среди вузов Дальневосточного региона. Из 29 признанных научных школ 11 внесены в официальный реестр Министерства образования и науки Российской Федерации. Научная работа ведется на всех кафедрах. Только за прошедшие два года университет получил более 300 премий, наград и почетных дипломов.
      Главной особенностью ИОП ДВГТУ является концентрация ресурсов на ключевых
      направлениях развития экономики региона. Мы – технический вуз, и именно мы несем ответственность за подготовку кадров и создание научно-технологической базы региона. Задачи, решаемые ведущими вузами центральной России и нашими дальневосточными вузами - победителями конкурса ПНП "Образование», во многом схожи.
      Еще раз подчеркну, и это очень важно, особенностью нашей инновационной образовательной программы является то, что она ориентирована на потребности экономики региона, привязана к основным кластерам региональной экономики, такими как: горнопромышленный и энергетический комплексы, строительство, добыча и транспортировка нефти и газа, морской транспорт и судоремонт, а также их устойчивому и безопасному развитию. Причем, эти кластеры выделены не нами, а определены в стратегической программе Приморского края и планах развития всего Дальнего Востока. Исходя из этого, мы выстроили технологический блок нашей инновационной образовательной программы. Этот блок программы органично дополняют социокультурный и интеграционный блоки. Другие же вузы в формировании заявки на конкурс исходили из внутренней специфики работы вуза. Поэтому все мероприятия, которые предусмотрены их инновационными программами, нацелены на решение общевузовских внутренних проблем в отличие наших.
  • #2. 5 декабря, 00:15
    Будут ли востребованы выпускники ДВГТУ на объектах Саммита АТЭС в 2012 году?
    • Фаткулин Анвир Амрулович
      Ректор ДВГТУ, доктор технических наук, профессор
      Без сомнения, будут. Это строители, энергетики, сварщики, маркшейдера, геофизики, гидротехники, взрывники, материаловеды, специалисты в создании современных средств коммуникаций, охраны окружающей среды и многие другие. Таких специальностей в ДВГТУ более 50.
  • #1. 5 декабря, 10:23
    Барбара: Уважаемый Анвир Амрулович! Как вы оцениваете ситуацию с идеей строительства Дальневосточного фед. университета??? И еще один вопрос. Почему на Дальнем Востоке последний год такое затишье по Приоритетному Нац. проекту???
    • Фаткулин Анвир Амрулович
      Ректор ДВГТУ, доктор технических наук, профессор
      - Надо сказать, что создание перспективного российского университета в Приморском крае - это часть общей стратегии развития региона, получившая поддержку Федерального агентства по образованию РФ, Министерства образования и науки РФ. Я разделяю мнение министра образования и науки РФ А.А. ФУРСЕНКО, который считает, что «в сегодняшних условиях жесткой конкуренции не только внутри страны, но и с внешним миром, важно создавать в стране мощные университеты с сильной материально-технической базой, с хорошим составом преподавателей…»
      Дальневосточный федеральный университет сегодня создается. Однако утвержденной модели университета нет. В ДВГТУ разработана модель Дальневосточного федерального университета, основанная на совокупности научно-образовательных центров и инновационных подразделений вузов, ориентировнных по приоритетным кластерам экономики региона, двухуровневой системе управления, и обеспечивающая эффективное решение задач в рамках Указа Президента РФ «О федеральных университетах» от 7 мая 2008 года. Опыт создания и развития этих моделей ДВГТУ может предложить другим университетам в рамках сетевого взаимодействия инновационных вузов.
      Что касается приоритетного национального проекта «Образования», то на Дальнем Востоке он реализуется, хотя активно не освещается средствами массовой информации.