Диалоги с властью. Рыбного бунта не будет!

  • 26 июня — 4 июля 2009
  • Завершена и закрыта

Орфография и пунктуация участников сохранена.

  • #18. 1 июля, 07:36
    Остался ли Приморский край рыбацкой житницей России? Сколько людей занято в рыбацкой отрасли? В переработке? Обслуживание, ремонте, снабжении судов?
    • Мартынов Георгий Геннадьевич
      Президент ассоциации
      Приморский край заложил основу для становления рыбной отрасли страны на Дальнем Востоке. Здесь были сформированы и продолжают успешно действовать объекты инфраструктуры для всех рыбаков Дальнего Востока, такие как рыбные порты, железнодорожные узлы, отраслевые научные центры, судостроительные и судоремонтные заводы, которые все годы и в настоящее время действуют в интересах всех дальневосточников. Приморский край является кузницей кадров для всех предприятий Дальнего Востока, где нужны специалисты для флота и береговых предприятий.
      Все годы рыбное хозяйство Приморья развивается, невзирая на трудности. Об этом свидетельствует нарастающие объемы добычи, которые с каждым годом увеличиваются от 3 до 4 %, на 25 % поднялся выпуск товарной продукции. Численность работающих в рыбной отрасли составляет около 16 тыс. человек, уровень средней заработной платы имеет постоянную тенденцию роста и сегодня составляет более 20 тыс. рублей.
      Предприятия отрасли вкладывают в бюджеты всех уровней значительные средства, налоговые отчисления имеют достойную динамику роста.
      У нас есть все основания говорить, что рыбная отрасль Приморья успешно работает и имеет хорошие перспективы дальнейшего развития.
  • #17. 29 июня, 11:20
    Георгий Геннадьевич, не кажется ли вам, что гордое звание пахарей моря в Приморском крае умирает? Нет ни рыбы, ни судов, ни переработки.Какие предприятия строят рыбацкие суда в Приморье? Сколько судов поступает в строй в год?
    • Мартынов Георгий Геннадьевич
      Президент ассоциации
      В ходе Интернет-конференции я уже много раз останавливался на проблемах судостроения. Это очень сложный вопрос. Сегодня практически вся рыбная отрасль нашей страны работает на судах, построенных в советский период.
      Основная проблема, препятствующая обновлению флота, это отсутствие свободных финансовых средств у рыбодобывающих предприятий.
      Я уже приводил пример: стоимость крупнотоннажного рыболовного траулера – 30-40 млн. долларов, в зависимости от технологического оборудования.
      Понятно, почему за последние девять лет из новостроя поступил только один БАТМ, один СТМ и несколько малых рыболовных судов. Но в этом году случилось большое событие - со стапелей «Дальзавода» сошел хороший новый МРС, получивший имя «Гаккель». По заказу «Зарубинской базы флота» судно проектировали и строили работники «Дальзавода». В ближайшее время будет готов еще один. Надеюсь, что эта серия судов придет на смену МРС-150 и МРС-265. Отмечу, что новым судном уже заинтересовались рыбопромышленники и научные организации Дальневосточного региона.
      Главная задача рыбной отрасли - к 2020 году обновить флот. Это сделать под силу только при государственной поддержке. В этом мы нашли понимание и в в Правительстве РФ, и «Росрыболовстве». Сейчас все на стадии обсуждения проектов. Надеемся, что скоро перейдем к следующему основному этапу – строительству нового рыболовного флота.
  • #16. 29 июня, 11:20
    В Приморье несколько ассоциаций в сфере рыбного хозяйства, а толк есть хотя бы от вашей?
  • #15. 29 июня, 11:19
    Георгий Геннадьевич, как реализуется программа «Рыба на берег»? Много говорили, даже президент Путин тогда принимал участие.
    • Мартынов Георгий Геннадьевич
      Президент ассоциации
      Эта программа сегодня работает. Ее главная идея – навести порядок в добыче и переработке рыбы, поставить надежный заслон браконьерству, увеличить поставки рыбопродукции на российский берег.
      Вы знаете, что в конце 90-х годов, в рыбной отрасли стали править бал люди, руководствовавшиеся исключительно собственной выгодой. В результате хищнически уничтожались особо ценные водные биологические ресурсы - краб, креветка, минтай… Выход минтаевой икры в показателях доходил до 14-17 % - при норме 3-4,5 %!
      Более того, вся эта продукция без всякого учета вывозилась за рубеж, на счетах ушлых предпринимателей оседали огромные деньги, а страна оставалась без рыбы, без доходов от отрасли и с перспективой полного истощения водных биоресурсов.
      Чтобы навести контроль в этой сфере, приморские рыбаки вышли с инициативой - всю рыбопродукцию, выловленную в 200-тмильной экономической зоне РФ, не продавать напрямую за рубеж, а обязательно заходить в российский порт, оформлять документы, платить таможенную пошлину, и только затем вывозить рыбопродукцию за пределы России.
      23 июня 2004 года во время пребывания Президента РФ В. В. Путина во Владивостоке губернатор края озвучил инициативу приморских рыбаков, и в этот же день появилось поручение Президента разработать порядок захода всех судов с рыбопродукцией в российские порты, с целью ее таможенного оформления.
      Были внесены соответствующие изменения в законодательство, и с 1 января 2009 года все суда с рыбой, предназначенной для продажи за рубеж, заходят в российские порты, оформляются, платят таможенную пошлину, только после этого вывозят рыбопродукцию за пределы РФ.
      Следующим шагом рыбаки видят развитие береговой рыбопереработки, чтобы мы могли продавать за рубеж уже готовую продукцию.
      Но на решение этой задачи потребуется определенное время. Думаю, что здесь нужна отдельная федеральная целевая программа. Создать мощную рыбоперерабатывающую базу сегодня без поддержки государства невозможно.
  • #14. 29 июня, 11:19
    Когда начнет возрождаться наш прибрежный флот? Когда жители рыбацких поселков начнут работать, пойдут в море? Или так и будем есть прибалтийские шпроты и китайский кальмар к пиву?
    • Мартынов Георгий Геннадьевич
      Президент ассоциации
      - Вы затронули очень серьезную проблему. Сегодня, действительно, не лучшее время для прибрежного рыболовства. Многие рыбокомбинаты закрыты, флота не хватает.
      Возраст прибрежного флота в основном 25-30 лет, суммарное освоение квот в подзоне Приморья не превышает 15 %.
      Сегодня рыбацкая общественность обсуждает проекты маломерного флота, который может придти на смену МРС–150 и МРС–265, а так же РС–300. Уверен, что в ближайшее время эти проекты будут доработаны.
      Я уже говорил, что предприятиям прибрежного флота не под силу самостоятельно построить новый флот. Это очень большие деньги - стоимость судна типа МРС будет ориентировочно 650-700 тыс. долларов, типа РС - 800-900 тыс. долларов.
      Поэтому мы предложили «Росрыболовству» обратиться в правительство и строить этот флот за государственные деньги, а потом сдавать суда в долгосрочный лизинг рыболовным компаниям на 5-10 лет.
      Кроме того, нам необходим пластиковый флот для организации промысла кальмара, которого, по оценке науки, в подзоне Приморья можно ежегодно ловить более чем 100 тыс. тонн.
      Все эти предложения нужно рассматривать и реализовывать на практике. Это важнейшая задача на сегодня, решение которой позволит возродить прибрежный флота и вдохнуть новую жизнь в рыбацкие поселки. И мы будем добиваться ее решения – на всех уровнях, и со стороны рыбаков, и по линии законодательной власти.
  • #13. 27 июня, 07:25
    С Нового года президент ввел новые правила сдачи рыбопродукции в собственных портах. С целью сделать рыбу дешевле и доступней. А цена поднялась! Почему?
    • Мартынов Георгий Геннадьевич
      Президент ассоциации
      Действительно, Государственная Дума РФ внесла поправки в ФЗ № 166 «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», в соответствии с которыми 1 января 2009 года вся рыбопродукция, выловленная в исключительной экономической зоне РФ, подлежит обязательной доставке в порты РФ с целью ее таможенного оформления. После таможенного оформления и уплаты таможенной пошлины рыбопродукция может продаваться за рубеж.
      Эта процедура введена по инициативе рыбаков Приморского края и направлена на борьбу с браконьерством.
      Что касается цен на рыбу, то еще раз подчеркиваю: рыбаки рыбой в розницу не торгуют. Рыбу у рыбаков закупают различные торговые организации, которые на свое усмотрение определяют свои наценки, в конечном счете на прилавки рыба попадает с огромной торговой надбавкой - от 70 до 150 %.
      Рыбаки давно предлагали государству принять решение о том, что торговая надбавка на рыбу не может превышать 25-30 %. Сейчас готовится «Закон о торговле», может быть, при поддержке закона удастся снизить аппетиты торговцев, сократить число посредников.
  • #12. 26 июня, 08:41
    Хожу по рынкам и вижу нашу навагу прибрежного лова размером в балтийскую кильку. Тоже самое с камбалой. Скоро будут ловить марлей. Нынешние бизнесмены-рыболовы живут одним днем.Цена на рыбу за 3 года выросла в 3 раза, пенсии ..ха-ха. Свежей рыбы все меньше и меньше. Вот такие сказки про прибрежное рыболовство. Надо запретить принимать мелкую рыбу магазинам и рынкам и установить за это приличные штрафы. Про балычок к праздничку говорить вообще не приходится - 500 р. Пенсионер пусть кушает минтай, кстати тоже не очень по карману. В общем, прекратите болтать и займитесь реальным делом. Стыдно перед всей Россией. Вспоминать, как ездил раньше в отпуск в Воронеж-гордость была за Приморье. Сейчас одно убожество,а не рыбный рай...
    • Мартынов Георгий Геннадьевич
      Президент ассоциации
      - Спасибо за вопрос, пусть и не очень оптимистичный.
      Позвольте не согласиться, что рыба сильно «обмельчала». Я сам очень люблю и навагу подледного лова, и камбалу в сезон – хорошая, нормальная рыба у нас. Возможно, иногда и попадается мелкая, но на реализацию в основном поступает рыбопродукция промысловых размеров, так как промысел ведется тралами, снюриводами и другими орудиями лова, ячея которых отвечает правилам рыболовства на Дальневосточном бассейне.
      Относительно цены могу сказать следующее: сейчас отборную камбалу рыбаки продают максимум по 40 рублей. Но на рынках и в магазинах она стоит 80-85 рублей. Еще раз с сожалением констатирую: рыбаки не имеют возможности регулировать цены на рынках. Мы давно предлагали установить максимальную надбавку от оптовой цены не более 25-30 %, которая сегодня порой достигает 100 и более процентов! Это возмутительная ситуация!
      Вы говорите о советских временах, но тогда рыбная отрасль была дотационной, а сегодня рыбаки не только не имеют каких-либо преференций со стороны государства, но еще и платят за право вылавливать водные биологические ресурсы. Потом покупают по огромным ценам топливо, берут кредиты под очень высокие проценты, добросовестно платят все налоги, выплачивают заработную плату экипажам, а затем реализуют рыбопродукцию торговым организациям по цене вдвое ниже, чем она появляется на прилавках.
      Поэтому мы «сказки» не рассказываем, нам фантазировать некогда, рыбаки работают и снабжают страну рыбой. А как тяжело достается рабочая копейка рыбакам, в Приморье все знают: ведь очень многие семьи у нас связаны с морем, рыбацким трудом.
  • #11. 26 июня, 07:12
    В каком месте Владивостока будет строится рыбный рынок? И когда это произойдет, доживут ли ныне живущие до этого эпохального события?
    • Мартынов Георгий Геннадьевич
      Президент ассоциации
      Тема создания современного рыбного рынка во Владивостоке обсуждается уже более 15 лет, и споры, что для этого надо сделать и в каком месте обустроить рынок, все не утихают. На мой взгляд, расположение рынка на карте Владивостока и форма собственности – это дело второе, главное, что на сегодня практически отсутствуют как экономические, так и правовые предпосылки для его создания.
      Формат Интернет-общения не дает возможности привести все аргументы на этот счет. Сошлюсь на один, но весьма показательный пример – с добычей и продажей такого известного и любимого горожанами продукта, как шримс -медведка.
      Сообщаю, что сегодня вся (!) эта креветка вылавливается и продается незаконно. С 2009 года её промысел является браконьерством!
      Дело в том, что многие годы общедопустимый улов этого объекта в заливе Петра Великого – а это 30 тонн – определяла наука, то есть это были так называемые «научные квоты», выделяемые для «ТИНРО». Для выполнения своих программ «ТИНРО» привлекало несколько прибрежных рыболовных компаний и выловленную продукцию было разрешено реализовывать. Это было взаимополезное дело для всех – для науки, для рыбаков, для горожан.
      Но в 2008 году Государственная Дума РФ принимает поправки к ФЗ № 166 « О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». В соответствии с этими поправками все водные биологические ресурсы, выделенные для научно исследовательских работ, в том числе и медведка-шримс, должны вылавливаться, изучаться, а затем, если они еще живые, возвращаться в естественную среду обитания, а если нет, то измельчаться и выбрасываться в море. Комментарии, что называется, излишни. Если не сказать больше…
      Так что сегодня законопослушные рыбодобывающие компании, работающие в прибрежном рыболовстве и поставляющие парную рыбопродукцию во Владивосток, лишены права на добычу этого объекта промысла.
      Добавлю, что все виды крабов, а также других экзотических объектов промысла, которые добывались в Приморье и делали наши рыбные прилавки особенно привлекательными, в основном были в «научных» квотах. Значит, сегодня промысел и реализация на рынках этих объектов ни что иное как злостное нарушении закона.
      По существу, законодатель искусственно сузил продуктовый ряд морского промысла.
      Еще один проблемный момент с рыбным рынком связан с тем, что сегодня рыбакам выгоднее сдавать весь улов оптом. Лишь небольшой объем свежей рыбопродукции попадает на рынки города, большая часть замораживается и продается в другие регионы нашей страны. Почему?
      Потому что, когда судно приходит для сдачи рыбы на рыбный рынок, его ждет 15-20 человек с проверкой. А пока проверка тянется, рыбопродукция портится, теряется промысловое время, рыбаки терпят убытки.
      Маломерный флот, экипаж которого составляет максимум 8 -10 человек, осматривают по нескольку часов! В случае каких-либо нарушений, порой незначительных и надуманных, судно задерживается и на него накладывается арест. Иногда этот арест продлевают до полугода и более, причем это делается без решения суда. Очень часто рыболовные кампании выигрывают суды, но понесенный материальный ущерб никто не оплачивает.

      Но я уверен, ситуация обязательно изменится – в пользу рыбаков и жителей Приморья. Мы уже вносили свои предложения в ноябре прошлого года на заседании Дальневосточного научно-промыслового совета, и на ближайшем заседании вновь поднимем эту проблему.
      Я, как член этого совета, буду настаивать на внесение изменений в правила рыболовства в Дальневосточном промысловом бассейне. В том числе, увеличение числа объектов промысла, которым в подзоне Приморья разрешен лов по заявительному принципу, без установления наукой общедопустимых уловов. Кроме того, необходимо ряд объектов промысла перевести из науки в промышленный лов и в соответствии с законом провести аукционы на право их вылова. Еще одно наше предложение – это передача функций рыбоохраны от погранвойск ФСБ РФ специализированной службе, созданной при «Росрыболовстве». Такая служба, помимо полномочной силовой структуры, должна обладать специализированными научными кадрами, специалистами, способными компетентно вести контроль над выловом водных биологических ресурсов, а в случае необходимости, профессионально определить ущерб, нанесенный государству.

      Так что рыбный рынок у нас обязательно будет. При разумном подходе и преодолении бюрократических преград вполне реально к саммиту АТЭС-2012 открыть во Владивостоке современный, мирового уровня рыбный рынок, который мог бы стать украшением и одной из главных достопримечательностей нашего города.
  • #10. 26 июня, 06:33
    Покупаю парную рыбу на рынке в районе Второй речки. Вы не знаете, где ее вылавливают? Насколько она безопасна? Знаю, что сейнеры стоят чуть ли не в городской черте, напротив слива канализации, где плавает мазут.
    • Мартынов Георгий Геннадьевич
      Президент ассоциации
      Хочу Вас успокоить: вся парная рыбопродукция, которая реализуется на рынках Владивостока, вылавливается в заливе Петра Великого, в экологически чистых районах.
      В черте города, т.е. в Амурском заливе, промысел не ведётся.
      Существуют правила рыболовства, в соответствии с которыми промысел ведется только на определенных глубинах. Кроме того, на продаваемую продукцию обязательно должны быть следующие документы: ветеринарное свидетельство, сертификат качества и удостоверение качества.
      Вы имеете полное право требовать эти документы у продавцов. Нет таких документов, не покупайте рыбопродукцию и сообщите об этом в администрацию рынка и в отдел по защите прав потребителей.
      И я бы не рекомендовал покупать парную рыбу у частников, торгующих возле магазинов на газетах и скамейках. Вот эта рыба может быть опасной для здоровья. Кроме того, не советую покупать соленую, сушеную, вяленую рыбу, копчёную рыбопродукцию, приготовленную кустарным способом и не имеющую должных документов.
  • #9. 26 июня, 06:14
    Сын в следующем году оканчивает школу, мечтает о море. Не исключено, что будет поступать в Дальрыбвтуз. В связи с этим вопрос - сколько сейчас зарабатывают "те кто в море". Благодарю за ответ, Валентина Геннадьевна.
    • Мартынов Георгий Геннадьевич
      Президент ассоциации
      Если Ваш сын мечтает о море и собирается поступать в Дальрыбвтуз, то это, безусловно, правильный выбор.
      Мореходный факультет Дальрыбвтуза готовит высококвалифицированные кадры для флота рыбной промышленности, с хорошей перспективой карьерного роста. Определитесь со специальностью: это может быть судовождение, эксплуатация силовых судовых установок, промышленное рыболовство, техническая переработка рыбных продуктов на морских судах…
      Диплом Дальрывтуза имеет особу ценность. Чтобы получить рабочий диплом, который позволяет работать в должности помощника капитана, номерного механика или в иной должности в командном составе на судах флота рыбной промышленности, необходим не только диплом о высшем образовании, но и определенный стаж работы в море - обычно этот плавательный ценз студенты набирают во время производственной практики.
      Что касается заработной платы, то на флоте рыбной промышленности она складывается из двух составляющих. Это должностной оклад, который начисляется во время перехода судна из порта в район в промысла и обратно, а так же основной заработок на основе паевой системы оплаты. То есть, чем больше экипаж выловит рыбы, тем больше получит. У каждого члена экипажа имеется своё количество паёв. За основу одного пая принимается пай матроса второго класса.
      Пройдя ступеньки профессионального роста, получив необходимую морскую практику, флотские специалисты становятся старшим командным составом, Оплата работы капитана или главного механика, а так же других руководителей производства, по согласию с судовладельцем возможна по отдельно оговоренному контракту.
      Отмечу, что выпускники Дальрыбвтуза считаются хорошими профессионалами, спрос на них есть. И не только в России. При хорошем знании английского языка их часто приглашают на зарубежные суда, где в основном предусмотрена контрактная оплата труда.
  • #8. 26 июня, 11:07
    Добрый день, Георгий Геннадьевич! Как ситуация с проверками судов на российском берегу? Удалось ли уложиться в три президентских часа или как обычно - проверка идет неделю?
    • Мартынов Георгий Геннадьевич
      Президент ассоциации
      Трехчасовой срок оформления судов в морских портах РФ определен в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 184 от 19 марта 2008 года «О порядке оформления судов рыбопромыслового флота, уловов водных биологических ресурсов и продуктов их переработки и государственного контроля в морских портах в Российской Федерации». Как показывает практика, в основном этот норматив выполняется.
      Вместе с тем, после оформления прихода судна и соблюдения этого норматива, к сожалению, бывают задержки с оформлением грузовых документов, необходимых для начала погрузо-разгрузочных работ. Причины бывают разные. Иногда документы вовремя не оформил грузополучатель, иногда очередь в таможне или Россельхознадзоре, но в основном погрузка или выгрузка судна начинается после оформления прихода. В случае каких-либо сбоев незамедлительно подключаются руководители соответствующих структур, и проблема закрывается.
      В конце 2008 года первый заместитель Председателя Правительства РФ – Председатель правительственной комиссии по развитию рыбохозяйственного комплекса В. А. Зубков провел селекторное совещание, где было заявлено, что руководители соответствующих федеральных структур и их представители в прибрежных регионах РФ несут личную ответственность в случае невыполнения трехчасового оформления рыбацких судов в российских портах.
  • #7. 25 июня, 11:15
    Георгий Геннадьевич, о какой эффективности рыбной отрасли может идти речь, если лов идет на старых калошах 40летней давности выхода со стапелей? Как на ваш взгляд можно кардинально поменять ситуацию с устаревшим флотом?
    • Мартынов Георгий Геннадьевич
      Президент ассоциации
      Вопрос болезненный. Это одна из серьезнейших проблем не только для рыбной отрасли Приморья, но и для всей страны. Вы совершенно правы, флот у нас старый, средний его возраст уже приближается к 30 годам. К сожалению, за последние 10 лет флот, который пришел из «новостроя», можно пересчитать по пальцам одной руки. Уже через 5-7 лет мы столкнемся с проблемой острой нехватки рыбодобывающего флота, причем это проблема всего спектра флота рыбодобывающего (крупно, мелко и средне-тоннажного). Эксплуатируемый сегодня флот не только старый, но и экономически невыгодный. Потребляющий большое количество ГСМ и выпускающий низкорентабельную продукцию. Сегодня нам необходим флот, способный работать на более экономичном расходе топлива и выпускающий готовую продукцию, не требующей дополнительной переработки.
      Например, при промысле минтая флот должен быть такой, чтобы выпускать высокорентабельную продукцию – филе, а из отходов делать сопутствующие товары, например, рыбную муку. Как раз сегодня рыбацкое сообщество заканчивает обсуждение проектов нескольких типов судов. К сожалению, расчеты показывают, что строительство нового крупнотоннажного судна обойдется заказчику от 30 до 40 млн долларов, в зависимости от сложности технологического оборудования для выпуска готовой продукции. Можно с уверенностью сказать, что ни одна из рыболовецких кампаний России не сможет самостоятельно обновить флот. Поэтому мы ставим задачи перед правительством РФ о госзаказе на строительство рыбодобывающего флота. И федеральное агентство по рыболовству нас в этом поддерживает. Мы предлагаем государству разместить заказы на строительство нового рыбопромыслового флота на различных верфях, как российских, так и зарубежных. После строительства этот флот надо сдать в долгосрочный лизинг рыбодобывающим компаниям, имеющим соответствующие квоты на вылов водных биологических ресурсов.
  • #6. 25 июня, 10:41
    Добрый день! Вопрос такой - когда уже наконец аквакультура станет достойной заменой рыболовства у нас в стране. Весь мир уже перешел на искусственное разведение рыбы, а у нас в стране оно в зачаточном состоянии. Мы как в этом вопросы как отсталые африканские племена: весь мир уже выращивает картошку, а они все колоски по прериям собирают.
    • Мартынов Георгий Геннадьевич
      Президент ассоциации
      Спасибо за вопрос. Вы подняли тему, очень актуальную для Приморского края. Причем речь идет и о возможности развития аквакультуры в пресноводных водах и о развитии марикультуры на прибрежных акваториях Залива Петра Великого и Японского моря.
      Напомню, что сегодня большинство экспертов в сфере мирового рыболовства справедливо полагают, что резервы увеличения добычи рыбы и морепродуктов за счет их естественного воспроизводства фактически исчерпаны и дальнейшее увеличение объёмов возможно лишь за счёт товарного выращивания и искусственного воспроизводства.
      В силу этих обстоятельств последние 15 лет развитие товарной аквакультуры становится важнейшим стратегическим приоритетом всего мирового рыболовства, и доля выращенных водных биологических ресурсов в общем объёме добычи рыбы и морепродуктов постоянно возрастает. Если в 1970 году на разведение приходилось лишь 3,9 % от мирового улова, то в 2008 году уже около 35% или около 49 млн. тонн (без водорослей).
      В настоящее время мировой рост объёмов производства товарной аквакультуры составляет 8-10% в год. По экспортным оценкам, к 2030 году доля выращивания море и рыбопродукции превысит 50% мирового улова, т.е. будет сопоставима с общим объёмом добычи в естественной среде и составит около 100 млн. тонн.
      При этом в 2009 году этот показатель в России составил только 3,5%, а доля России в мировом объёме аквакультуры составляет лишь 0,3%. Для сравнения: наш ближайший сосед Китай, который считается с мировым лидером в этой области, «выдает» 68% всего мирового объёма аквакультуры!
      Я специально столь подробно представил статистику и мировые тенденции развития аквакультуры, чтобы подчеркнуть огромную перспективу развития аквакультуры в Приморском крае.
      На мой взгляд, эти перспективы, в первую очередь, связаны с развитием особо ценных пресноводных видов рыбы в бассейне озера Ханка, а так же других озёрах и реках края и развитием марикультуры в прибрежной акватории Приморского края.
      Если говорить о «пресноводной» составляющей, то развитие этой отрасли повлечёт за собой целый комплекс мероприятий: строительство различных гидротехнических сооружений для летнего и зимнего содержания рыбы, выращивание и производство кормов для рыборазводных ферм, их обслуживание, продажа и транспортировка рыбопродукции, строительство рыбоперерабатывающих заводов. Это позволит значительно увеличить количество рабочих мест, увеличить ассортимент рыбопродукции в магазинах Приморья и всего Дальневосточного региона, и в перспективе – открыть дорогу для экспорта пресноводной рыбы в другие страны.

      Развитию марикультуры в прибрежной акватории способствуют незамерзающие бухты, соответствующая гидрология, кормовая база и многие другие факторы. Все это позволяет выращивать трепанг, кукумарию, гребешок, устрицы, мидии, спизулу, анадары и многие другие моллюски и водоросли.
      Кроме того, ученые считают очень перспективным направлением выращивание камбалы.
      Добавлю, что все эти объекты марикультуры ориентированы для реализации как на внутренний, так и на зарубежные рынки.
      Сегодня в Приморском крае 33 хозяйств марикультуры, которые ежегодно выращивают более 3 тыс. тонн морепродуктов, а общее количество работающих составляет более 250 человек.
      Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Приморья, другие общественные организации в течении ряда лет ведут постоянную работу по формированию нормативно–правовой базы в области аквакультуры и, самое главное, принятию Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 №136 «О проведении конкурса на право заключения договоров о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства и заключения такого договора».
      Принятие этого постановления позволяет закрепить за предприятиями водные акватории для разведения марикультуры, что открывает надежные перспективы для этого бизнеса, дает возможность долговременного развития.
      Как вы понимаете, важнейшим стимулом развития аквакультуры в Приморском крае является устойчивое финансирование. Ресурсные источники – это кредитование в государственном «Россельхозбанке» и государственная поддержка по субсидированию процентной ставки по кредитам из федерального и краевого бюджетов. Глава «Росрыболовства» А.А. Крайний уже пообещал личную поддержку рыбохозяйственным предприятиям и предприятиям аквакультуры Приморского края в получении кредитных ресурсов. Кроме того, губернатор края поддержал инициативу рыбаков и в бюджете Приморского края заложено 5 млн. рублей на субсидирование процентных ставок.
      В настоящее время в Государственную Думу РФ внесён на рассмотрение Федеральный Закон «Об аквакультуре».
      Так что, думаю, дело сдвинется, и аквакультура получит хороший шанс для прорывного развития. Это задача государственной важности. Развитие аквакультуры – это не только сотни, а в перспективе и тысячи рабочих мест в крае, вклад в экономику региона, но и обеспечение продовольственной безопасности – Приморья, Дальнего Востока и всей России.
  • #5. 25 июня, 11:24
    Добрый день! Скажите, пожалуйста, какой собственной рыбной продукцией может гордиться Владивосток и Приморье? Посоветуйте, какими-то местными деликатесами еще можно удивить гостей из других регионов? По-моему, даже в отпуск в гостинец взять уже нечего - на Западе все то же самое, причем дешевле. Или я не прав?
    • Мартынов Георгий Геннадьевич
      Президент ассоциации
      Здесь я с вами не соглашусь. Сегодня владивостокские предприятия изготавливают достаточно много деликатесной продукции. Один из лидеров нашего прибрежного рыболовства – компания «Акватехнологии». Помимо традиционных мидии и гребешка, они еще изготавливают спизулу в различных заливках, анадару – это достаточно экзотичная рыбопродукция, которую вполне можно подарить в качестве сувенира.
      Кроме того, у нас в ТИНРО много перспективных наработок, в том числе и по деликатесной продукции, над ними работают наши береговые рыбоперерабатывающие предприятия. ТИНРО является автором уникальных биодобавок из дальневосточных морей, обладающие такими же удивительными свойствами, как и всем известный женьшень.
  • #4. 25 июня, 00:36
    Свежую рыбу едим только если поймаем ее сами, рискуя прослыть браконьерами, поскольку в магазинах она: в-первых очень дорогая, во-вторых некачественная. В начале года большой рыбный начальник обещал завалить Россию рыбой, до сих пор завалы ищу! Чем обещаете завалить вы - пустыми обещаниями?
    • Мартынов Георгий Геннадьевич
      Президент ассоциации
      Рыбаки никогда ничего не обещают, они берут и делают. Профессия рыбака – это всегда очень тяжелый физический труд. Но для большинства эта работа – вся жизнь и судьба. И нас очень волнует отдача от нашего труда, мы же понимаем,
      от наших уловов зависит в первую очередь продовольственная безопасность страны.
      Повторяю, мы ловим достаточно рыбы. Думаю, никто не может сказать, что во Владивосток рыбы нет. Вопрос в том, сколько она стоит и в каком виде продается. По поводу свежей рыбы приведу пример. Понятно, что поставка свежей рыбы того или иного вида зависит от сезона. С января по март рыбный промысел маломерными судами в Приморье запрещен из-за тяжелой ледовой обстановки, зато в январе-феврале очень хорошо ловится навага подледного лова. К слову, в этом году свежей наваги в городе было предостаточно. Летом, в мае-июне хорошо ловится камбала, терпуг, минтай. Все это есть на прилавках, все раскупается.
      Но при этом у многих владивостокских кампаний есть проблемы со сдачей рыбопродукции, и чаще всего ее скупают для отправки в западные регионы. Для этого рыба замораживается, и – в долгий путь! А во Владивостоке, к сожалению, нет специализированных рынков для приемки свежей рыбопродукции. И это вновь вопрос грамотной организации торговли, что относится к компетенции местной власти, но никак не рыбаков.
      Считаю, что для Владивостока одна из главных задач – это создание современного рыбного рынка, куда рыбаки смогли бы доставить свой улов, а горожане могли купить здесь свежую рыбу, минуя посредников
  • #3. 24 июня, 09:29
    Почему цены на морепродукты в Приморье выше чем в западных регионах?
    • Мартынов Георгий Геннадьевич
      Президент ассоциации
      Это смотря на какие морепродукты. Если говорить о лобстерах или устрицах, которые привозятся из Средиземноморья, то цена может быть и ниже. Искусственно выращенные семга, форель из Норвегии стоит в Москве и Санкт-Петербурге значительно меньше. И минтай, что перерабатывается в Китае, возможно, будет дешевле.
      А вот дальневосточная нерка, тихоокеанская селедка не может стоить дешевле, чем у нас в Приморье! К примеру, самая народная рыба – тихоокеанская сельдь, Ее оптовая цена во Владивостоке 25-30 руб за килограмм. Плюс транспортные расходы до Москвы еще 10 рублей, итого 35-40 руб. При этом атлантическая селедка в центральных регионах России может стоить в полтора раза дешевле. Вот вам и вся конкуренция. Поэтому рыбаки требуют от государства ввести заградительные пошлины на иностранную рыбопродукцию. А если в комплекс мер добавить снижение железнодорожных тарифов на 50 процентов, как это было раньше, то мы добьемся средней одинаковой цены на рыбопроукцию по всей стране. Значит, рыба станет доступнее людям.
  • #2. 24 июня, 09:08
    На сайте Госкомрыболовста размещена концепция развития федеральной сети рыбных магазинов "Океан". Будут ли высылать свои предложения к данному документу приморские рыбаки? И что делать в этом направлении во Владивостоке, ведь магазины, входящие в прошлом в советскую сеть магазинов "Океан", давно сменили свой профиль? А найти сейчас новые хорошие места для торговли сложновато наверное?
    • Мартынов Георгий Геннадьевич
      Президент ассоциации
      Инициатива Андрея Крайнего, главы Госкомрыболовства, о восстановлении сети магазинов «Океан», конечно, очень хорошая, и рыбаки ее поддерживают. Мы также заинтересованы, чтобы в российских магазинах была доступная российская рыбопродукция. Один из шагов для этого - рыба в магазины должна поступать напрямую от производителя, избегая ряды наценок от перепродаж.
      Но еще раз подчеркиваю, задача рыбака – ловить рыбу и доставлять ее на берег. На этом наши функции заканчиваются, а задача государства, субъектов Федерации, муниципальных образований – создать такие условия, чтобы рыба реализовалась напрямую, по доступным ценам.
      Рыбаки к этому готовы, рыбаки в торговле денег не зарабатывают, для нас насыщение отечественного рынка собственной продукцией – это вопрос престижа, это профессиональная гордость.
      Мы ждем поддержки в этом вопросе и со стороны Правительства, и от региональных властей.
  • #1. 24 июня, 05:01
    Куда делась наша рыба? Почему приморцы питаются норвежской семгой и едят чилийский кальмар. Вам как президенту АРППК от этого смешно или стыдно?
    • Мартынов Георгий Геннадьевич
      Президент ассоциации
      Это очень грустная ситуация для всех нас, потому что наши рыбаки вылавливают достаточное количество рыбы. Ежегодно только на дальневосточном бассейне добывается от 340 до 400 тыс. тон натуральной лососевой рыбы. Это и не с чем не сравнимая нерка, которая абсолютно конкурентоспособная на мировых рынках, и дальневосточная кета, горбуша, голец…
      К сожалению, хорошей и недорогой рыбы на отечественных прилавках все так же мало. Зато в изобилии импортная продукция, качество которой вызывает большие сомнения. Вся эта рыба искусственно выращена, и в некоторых случаях ее просто вредно есть.
      Дальневосточные рыбаки много раз обращались в правительство с предложением ввести заградительные импортные пошлины, чтобы дать дорогу отечественному производителю, но пока безрезультатно. А в это время семга и искусственно выращенная форель вводится в Россию абсолютно безпошлинно! Поэтому в центральной части России , в Москве, Санкт-Петербурге она гораздо дешевле нашей лососевой рыбопродукции, потому что у нас на каждый килограмм стоимости, как минимум добавляется 10 рублей транспортных расходов.
      Кроме того, конкурентоспособность нашей рыбопродукции в большинстве случаев зависит не от рыбаков, а от торговых сетей. Рыбаки ловят рыбу, доставляют ее в порт и тут же продают. Цена, по которой мы продаем рыбу, примерно вдвое ниже той, что выставляется на ценниках в магазинах Владивостока и Приморья.
      Приведу простой пример: в прошлом году рыбаки продавали горбушу по цене около 40 рублей, но на прилавках владивостокских магазинов рыба появлялась уже по 80!
      Жители Владивостока знают, что в конце мая-начале июня ловится самая вкусная камбала. Так вот, прибрежные рыбаки сдают ее, самую отборную, в торговые сети по 40 рублей, а на прилавках она лежит по 80-85 рублей. Сумасшедшие накрутки, а сравните затраты тяжелого рыбацкого труда и затраты торговли.
      Рыбаки давно предлагали государству ввести определенные торговые наценки на рыбопродукцию, что позволило бы жителям нашего города, Дальнего Востока и всей России приобретать качественную и недорогую рыбопродукцию.
      Может быть, это будет прописано в новом Законе о торговле? Будем надеяться.
      Что касается кальмара, то, действительно, сушеный кальмар, который попадает на наш рынок, в основном добывается в районе Чили, Перу, перерабатывается в Китае. Тот кальмар, который мы добываем в районе Северных Курил, в основном продается замороженной тушкой. И то достаточно дорого. Если его пустить в переработку, он станет еще дороже. Поэтому рыбаки не только обращались с предложением ограничить торговые наценки, но и осуществлять дотации государства на приобретение топлива.
      Что касается приморского кальмара, который мог бы быть самым дешевым на приморском берегу, то он ежегодно недоосваивается – где-то порядка 100 000 тонн. Причина одна – нет соответствующего маломерного флота для его освоения.