• 3—10 августа 2009
  • Завершена и закрыта
  • Вопросов: 19
  • Рейтинг: 7602

Будет ли в Приморье вторая волна финансового кризиса, роста цен и безработицы?

Повальное увлечение экономикой, связанное с охватившим Россию кризисом, сменилось апатией. Обыватели со все меньшим интересом наблюдают за действиями властей по преодолению последствий спада и борьбе с рецессией, многие предпочитают плыть по течению экономических проблем. К чему готовиться простому человеку в ближайшие полгода? Ждать ли вторую волну финансового кризиса, роста цен и безработицы в крае? Когда экономический спад и рецессия сменится ростом? Каким будет будущее Приморья? Чего не хватает российской экономике для рывка вперед?

Гость PrimaMedia – Терский Михаил Васильевич – профессор, доктор экономических наук, автор и идеолог концепции создания региона "Тихоокеанская Россия". Является директором регионального фонда "Тихоокеанский центр стратегических разработок", среди проектов которого – Приграничный торгово-экономический комплекс (ПТЭК) "Пограничный - Суйфэньхэ", Стратегия социально-экономического развития Приморского края на период 2004-2010 гг.

Сможет ли экономика Приморского края обернуть себе на пользу гигантские бюджетные вливания в подготовку Владивостока к Саммиту АТЭС? Так ли оправдана политика государства по борьбе с импортом автомобилей и товаров народного потребления? Сможет ли Приморье прожить без иностранных товаров. На эти и другие вопросы в сфере экономики ответит Михаил Терский.

Конференция продлится на сайте информационного агентства «PrimaMedia» с 03 по 10 августа 2009 г.  

Приносим свои извинения за задержку с опубликованием ответов на вопросы, что связано с загруженностью Михаила Васильевича Терского и необходимостью подготовки точных и подробных ответов. Публикация ответов запланирована на воскресенье 9 августа 2009 года.

Вход для участников

Орфография и пунктуация участников сохранена.

  • #19. 10 августа, 06:05
    Михаил Васильевич, буквально вчера Грызлов заявил, что девальвации рубля не будет. Когда-то мы это уже слышали, вам не кажется? Неужели рубль рухнет?
    • Терский Михаил Васильевич
      Директор
      Курс рубля - это инструмент макроэкономического регулирования. В условиях кризиса его выгодно держать низким в районе 38-40 руб за доллар. Это связано с высокой зависимостью государственного бюджета от экспорта, прежде всего сырьевых товаров. Чем ниже руб,тем выше доходы экспортеров. Но приходится думать о потребителях импортных товаров. Их уровень потребления при низком курсе рубля снижается. Если осенью экономику России накроет вторая волна кризиса, связанная с неплатежами по кредитам, стоимость руб будет падать. До какого уровня - все будет зависить от устойчивости банковской системы.
  • #18. 6 августа, 02:43
    Когда начинался кризис эксперты утверждали, что Россия выйдет из него с совершенно видоизмененной экономикой. Вы можете схематично обрисовать - что будет с экономикой Приморского края, когда закончится весь этот ужас с безденежьем, безработицей у простых людей и беззастенчивым разворовыванием государственных средств у некоторых бизнесменов?
    • Терский Михаил Васильевич
      Директор
      История мировых кризисов насчитывает более 200 лет. И до тех пор пока будет рыночная экономика они будут возникать периодически. Проблема в том, что в последние десятилетия скорость накопления системных рисков резко возросла. Правительство и бизнес не успевают реагировать на новые риски. Никто не берется предсказать с какими системными рисками мир столкнется через несколько лет. Когда кончится кризис и начнется подъем никто из серьезных экономистов сегодня не скажет. В целом кризис помогает экономики избавиться от неэффективных бизнесов и неэффективных моделей государственного регулирования экономики. Он действует как лекарство от "загула". Утром проснулся ни денег, ни квартиры, ни друзей, ни жены. Все надо начинать с начала. В этих условиях одни начинают искать "вражескую руку", другие вспоминают о заначках. Третьи начинают все строить заново. Россия сейчас ведет себя как первые двое. Виноваты все, кроме чиновников. Они поступили мудро и сделали заначку, которая сегодня является одним из главных факторов инфляции. Тратим заначку - ничего не производя. У А.Пушкина такая ситуация описана в новелле "Пир во время чумы". Что ждет Приморье? Вопрос трудный. Нам здорово повезло, что во время экономического роста правительство приняло решения инвестировать в инфраструктуру края. При этом необходимо отметит, что все бюджетные обязательства, несмотря на налоговые трудности, пока выполняются. Но кризис пройдет бульдозером по многим бизнесам. Коммерческое строительство, судо-, приборо-, машиностроение вряд ли сохраняться в прежнем виде. Приморье - это уникальная территория. Мы одними из первых научились грамотно торговать со странами АТР. И сделали это без всякой поддержки правительства. Сейчас многое разрушено. Прежде всего импортный бизнес. Все придется начинать с начала. Значит придут новые люди, более эффективные, более осторожные. В этом главное спасение для края.
  • #17. 6 августа, 10:55
    Уважаемый Михаил Васильевич! В Южной Корее в прошлом году, в рамках программы борьбы с кризисом, была объявлена амнистия по экономическим преступлениям всем бизнесменам. Мы все видим как более или менее плавно Южная Корея проходит кризис.
    Не считаете ли вы нужным принять этот опыт в России, в которой кого еще не посадили - тот сбежал?
    • Терский Михаил Васильевич
      Директор
      Во время кризисов большинство стран, не только Р.Корея, вводят особые режимы управления налогами. Бизнесу прощают ряд налогов, прежде всего безнадежных. Резко снижают налоговый пресс на малый бизнес. Главное оставить его в правовом поле. Не дать уйти в тень. Потом будет очень трудное его оттуда вытаскивать. Среди всех видов деятельности - бизнес самая сложная. В мире прослойка бизнесменов составляет менее одного процента. Все боятся потерять этих людей. Занимаясь бизнесом - они рискуют своим имуществом, имуществом своей семьи, благополучием детей. Не каждому это дано. Берегите бизнесменов - для территории они подарок от бога.
  • #16. 6 августа, 10:54
    Уважаемый Михаил Васильевич! В последние время наряду с борьбой с мировым экономическим кризисом у всех на устах тема борьбы с так называемой контрабандой товаров народного потребления.
    Власти требуют посадок и все жестче заворачивают гайки на границе - это все видят по тем унижениям, которые
    наши туристы испытывают при возвращению на родину через сухопутные переходы.
    Не кажется ли вам, что нужно просто упростить и унифицировать порядок взымания таможенных платежей, для того чтобы всех подряд не клеймить контрабандистами?
    • Терский Михаил Васильевич
      Директор
      Борьба с импортом посредством обысков туристов -это шаг отчаяния. Закрывая импорт автомобилей из Японии, думали, что тем самым поможем своем автомобильным заводам. Сегодня заводы стоят, а автомобильным импортерам предлагают переучиваться на дорожных строителей. Те почему-то сопротивляются. Более 15 лет правительство обсуждает режимы приграничной торговли. Во всем мире люди живущие у границы имеют определенные торговые преференции. У нас решили этот вид экономического сотрудничества вывести под корень. Результат как всегда - приграничный туристический бизнес сократился в пять раз. Как следствие упали бюджетные доходы приграничных территорий, выросла нагрузка на бюджеты всех уровней. При этом таможенники понимают - стало меньше туристов, меньше торговли, значит пришло время сокращать штаты. Это значит рост безработицы. Эффективность борьбы с контрабандой нужно повышать, но перетряхивание сумок самый неэффективный метод. Думаю, что его цель - ликвидировать приграничную торговлю как явление.
  • #15. 6 августа, 08:58
    Уважаемый Михаил Васильевич! Неужели Вам не видно, что Приморье и Владивосток умирают? Молодые, умные и инициативные уезжают работать за границу. Кто не знает языка - в Москву и Питер. У нас остаются лентяи и "Равшаны". С такими кадрами о подъёме экономики нечего и мечтать. Наши власти, отравленные громадным денежным потоком, забыли о будущем. А ведь через 2-3 года здесь воцарится разруха. Что лично Вы думаете? Только, прошу, ответьте честно, без лжепатриотизма. Спасибо.
    • Терский Михаил Васильевич
      Директор
      Проблема миграции волнует всех. При этом самыми процветающие территории в мире - это территории с высоким уровнем мобильности трудоспособного населения. Пожизненный найм и пожизненная оседлость - факторы негативно влияющие на темпы экономического роста. Если уровень образования и квалификации позволяет уехать и найти более интересную работу, то надо уезжать. Так живет молодежь всех развитых стран. Рейтинги территорий нужно измерять не по количеству уехавших, а по количеству приехавших с дипломами ведущих вузов - МГУ, СПбГУ,Бауманки, Высшей школы экономики. Если они к к нам не едут, значит здесь нет для них перспектив. Значит этот ресурс нам недоступен. Разруха краю не грозит. Нам повезло с соседями. Если сами не сможем, то смогут они. И в этом нет ничего плохого. Наши соседи трудолюбивы,организованы, образованы, терпеливы. Для них сто лет - это не время для волнений. Страшно если Приморье вслед за Сахалином станет территорией мирового вахтового освоения. Очень бы этого не хотелось.
  • #14. 5 августа, 09:21
    Михаил Васильевич! Мы в 90е годы уехали из Приморского края в Израиль.
    Тут мы работаем кибуце, растим картошку, зарабатываем маленькие по израильским меркам деньги - что-то около 3 тыс.долл на семью из трех человек.
    У нас своя квартира, но правда по ипотеке.
    Мы сильно скучаем по родному краю, недавно мы узнали, про программу переселения соотечественников. Администрация Приморского края
    предлагает своим соотечественниками за заработную плату в 3 тыс рублей ехать на работу в свинарники в Красноармейском районе и там же в свинарнике
    предоставят бесплатное жилье, но правда без удобств. Скажите, пожалуйста, стоит ли нам возвращаться?
    • Терский Михаил Васильевич
      Директор
      Израиль со всего мира собирает соотечественников. И делает это очень успешно. Россия пытается повторить этот опыт. Но результат какой-то невзрачный. Если ностальгия по родной земле не дает спать - приезжайте. Думаю, что свинарей в крае своих хватает. А вот менеджеров знающих современные сельскохозяйственные технологии у нас дефицит. Страсть к переселениям - это особая черта еврейского народа. Они накопили такой опыт адаптации, что думаю работа за 3 тыс.руб на свинарнике им не грозит. Я приехал в Приморье 30 лет назад из г.Ленинграда. И ни одного дня не жалею об этом. Приморье это особая территория. Здесь живут те, кто наедятся только на свои силы. Приморцы ничего и кого не боятся.
  • #13. 4 августа, 03:31
    Уважаемый Михаил Васильевич! Существует ли в стратегии развития Приморья глава, посвященная удержанию лучших специалистов? Я директор крупной компании - за последние годы - только отток. Причем уезжают действительно лучшие. Я сужу не по своей компании, а в целом по рынку. Да и за 5 лет динамика такова, что хорошего менеджера найти становится просто невозможно. Дело даже не в деньгах - их просто больше нет! Я вижу, что Приморье теряет "думающую" и "инициативную" составляющую рынка труда. И это ничем не компенсируется. Даже заявлений властей по данному вопросу я не слышал ни разу. И многие родители мечтают, чтобы их дети работали где угодно, только не здесь. Делается ли что-нибудь в этом направлении?

    С огромным уважением.
    • Терский Михаил Васильевич
      Директор
      Проблем топ-менеджеров самая сложная для любой территории. Топ-менеджеры - это развитие. Нет топ-менеджеров у территории нет будущего. В Приморье нет системы подготовки топ-менеджеров. Все попытки ее создать закончились неудачей. Нет преподавателей необходимой квалификации. Нет программ. Данная проблема серьезно ни властью, ни бизнесом ни разу за последние 10 лет не обсуждалась. Удержать "думающих" может только бизнес. Власть может лишь создавать условия для проживания, которые могут понравиться либо не понравиться топ-менеджерам. Борьба за топ-менеджеров идет по всему миру. На их рекрутирование тратятся огромные деньги. Их зарплата составляет десятки, сотни тыс. и мил. долларов. Во время кризисов их уговаривают отказаться от назначенных вознаграждений. Но редко у кого получается. Топы это редкий товар, его нужно уметь не только вырастить , но и собрать в команду. Чтобы собрать команду нужен супер тренер. Даже у Дика Адваката не все получилось с "Зенитом". А чтобы это получилось на уровне средней, функционирующей на очень ограниченном региональном рынке компании - это из области чуда. Ищите топиков и береги их как зеницу ока - высказывание не из Библии, но похоже.
  • #12. 4 августа, 02:38
    Каким видится будущее Приморского края? Я вот для себя не могу понять, что хотят сделать из нашего края: туристический регион? центр нефте-газопереработки? научный центр? центр рыбодобычи и рыбопереработки? судостроительный центр? или всё сразу? Такая "всеядность" может закончиться тем, что ничего толком не доведут до ума
    • Терский Михаил Васильевич
      Директор
      Будущее Приморья - самая загадочная глава в жизни края. Ответить на этот вопрос можно, только если Вы понимаете какие ценности нужно создавать в крае, которые воспринимаются как ценность другими территория России, а не только ее жителями. Мы находимся рядом с великими мировыми экономками. Мы не боимся их. Мы умеем с ними работать. Без всякой помощи государства мы создали торговые бизнеса, которые правительство восприняло как угрозу. Нас уважают и для серьезного разговора присылают амон из Москвы. Создавать в крае центры переработки сырья нужно и все это хорошо понимают. Проблемы начинаются не в строительстве нефте-, газо-, лесоперерабатывающих заводов. Проблемы в рынках сбыта продукции. Торговать на рынках АТР не умеем. Специалистов знающих культуру, особенности азиатского бизнеса нет. Прежде чем, что планировать производить нужно договориться кто и по какой цене это будет покупать. Коммерческая часть большинства инвестиционных проектов проработана очень плохо. Находимся в иллюзии, что спрос на наши ресурсы безграничен. Глубокая ошибка. Пример с вольфрамом. Редкий ресурс,но никому не нужен.
      Край обладает высоким потенциалом рекреационных ресурсов. В советское время была реализована крупномасштабная программа строительства санаториев и туристических центров. За последние 15-20 лет ничего путного не построили. А то, то что построили боле напоминает места для отдыха с загулом. Край мог бы стать туристическим центром если бы не погода, комары, клещи, дороги, сервисное хамство. природные условия это потенциал, который так и может остаться потенциалом, который будут потреблять любители экстрима. Поверю в способность властей и бизнеса превратить край в туристический национальный центр, только после того, как удастся создать рыбный рынок. Без рыбного рынка и рыбных ресторанов туристического будущего у края нет. Надеюсь дождаться строительства морского бассейна, может быть на Русском острове. Без морских водных центров туристического будущего у Приморья нет.
      Опыт строительства в советское время индустриальных производств закончился неудачей. Сейчас на их площадях развивается торговля. Принимая решения о строительстве в крае сложных технологических производств, нужно прежде всего пройтись с экскурсией по цехам знаменитых заводов "Дальприбор", "Варяг", "Дальзавод" и др. Их производственная инфраструктура никому не нужна. Имея рядом Китая, размещать сборочные производства в Приморье - экономическая глупость. Сборочные и производственные заводы нужно строить в Китае, так делает весь мир. Нефтеперерабатывающие завод строят там, где потребители. Строя на своей территории - берем все торговые риски на себя. Придет кризис, упадет спрос и придется вводить особые режимы управления, как в Светлогорье. Плохо считаем риски. Плохо понимаем как развивается мировая экономика.
  • #11. 4 августа, 02:32
    Насколько реально в нынешних политических условиях реализовать ваш проект Тихоокеанской России? Почему Вы считаете, что ориентируясь на страны АТР ДВ получит больше бонусов, чем если будет ориентация на Москву?
  • #10. 4 августа, 02:07
    Михаил Васильевич, добрый день! Как вы считаете, смогут ли банки нарастить объем кредитования реального сектора после снижения процентных ставок, происшедших после требования премьер-министра Владимира Путина?
    • Терский Михаил Васильевич
      Директор
      Банки можно пугнуть и заставить выдать кое-кому дешевые кредиты под 14-15% годовых. Но только для отчетности. Никакого смысла, кроме политического страха, давать сейчас дешевые кредиты , да вообще кредиты, нет. На валютном и фондовом рынке заработки в несколько раз выше, чем на кредитом. Более 80 % процентов финансовых ресурсов сосредоточены в Москве. Получить в регионе кредит могут лишь единицы. Все остальные мимо кассы, на черный рынок. Давать новые кредиты в условиях роста кредитной задолженности предприятий экономическое безумие. Среди банкиров безумных не много. Центральный банк старается во время отобрать у них лицензии. И правильно делает. Проблема нашей банковской системы в том, что она не готова и не умеет работать с длинными кредитами. Банковская система самое слабое звено нашей экономики. А прорывает там, где слабея всего. Если банковская система переживет волну кредитных невозвратов, значит и кризис переживем. Не выдержит - будет очень тяжело. А если сегодня вы верите в длинные и дешевые кредиты - значит у Вас осталось детская вера в сказки, которые рассказывала добрая няня. Правда сказки иногда сбываются. Пример- Ассоль, которая нашла себе принца "с алыми парусами".
  • #9. 4 августа, 11:31
    Вы верите в Российский автомобиль, собранный на территории Дальзавода 29 декабря 2009 года? То что его собирут - я верю, то что по телевизору покажут - тоже. А вот сможет ли такой автопром стать основой владивостокской экономики? С уважением, Ваш студент.
    • Терский Михаил Васильевич
      Директор
      Для отчетности можно собрать все что угодно хоть автомобиль, хоть ядерный реактор. Экономического смысла строить автомобильные заводы в Приморье нет и никогда не появиться. Рядом Китай. В Чань-Чуне создается мировой автомобильный центр. К 2015 году объем выпуска может составить более 10 млн автомобилей ведущих мировых брэндов. Более 70% планируется направить на экспорт. В том числе в Европу, с левым рулем. До него от Владивостока 100 км. Никто не выдержит конкуренции рядом с таким центром. А собирать конструкторы, так это можно продолжать делать в любом гараже. Приморские умельцы владеют этими технологиями в совершенстве. Если есть несколько лишних десятков млн долларов никому не нужных то, тогда их можно потратить на строительство автомобильного завода в Приморье. Но я не верю. Имея производственные центры, не можем наладить по кооперации выпуск болтов и гаек для сборочных автомобильных заводов в Азии.
  • #8. 4 августа, 10:32
    Уважаемый Михаил Васильевич! На судоремонтных и судостроительных оборонных предприятиях Приморья то и дело проходят акции протеста из-за невыплаты зарплаты. Судоходные компании предпочитают заказывать свои суда за границей - в Южной Корее, в Китае. Государство пытается создать "ОСК" и её дальневосточный субхолдинг, однако пока ситуация остаётся неутешительной. Ваш прогноз: что будет в обозримом будущем с судоремонтом и судостроением на Дальнем Востоке? Как можно спасти профильные предприятия, реально ли это вообще в складывающихся условиях?
    Василий Авченко, журналист
    • Терский Михаил Васильевич
      Директор
      Борьбу на рынке коммерческого судостроения Россия проиграла. Думаю на ближайшие 50 лет. Никаких конкурентных преимуществ - сроки, стоимость, сервис, по сравнению с корейскими, китайскими, японскими судостроителями у нас нет. Китай мировой центр коммерческого судостроения. И это на ближайшие 50-80 лет. Нужно думать о кооперации, находить свою специализацию с системе китайского и корейского коммерческого судостроения. ОСК это хорошо, но в основном для военного судостроения. Оно у нас конкурентоспособно. Наверно на нем и нужно специализироваться. Если умеете считать деньги, то гражданские и рыболовецкие суда нужно строить там, где дешевле и быстрее. Значит в Азии. Решение строить дешевле - не является экономической угрозой для России. Это просто разумно и правильно. Весь мир так поступает. И нигде правительство не ставит запреты и не запугивает, что лишит квот на вылов рыбы.
  • #7. 4 августа, 10:29
    Михаил Васильевич, на Дальзаводе собираются начать автосборку.
    Но в Приморье всего два миллиона населения, а поставлять авто на запад нецелесообразно; у этих двух миллионов нет денег на покупку новых машин; эти два миллиона привыкли к подержанным праворульным "японкам" и, что ещё важнее, к этим же "японкам" приспособился рынок. Для кого же тогда эта автосборка? Или это так, показуха, политический проект?
  • #6. 4 августа, 09:57
    Уважаемый Михаил Васильевич!
    Как Вы оцениваете перспективы сотрудничества с Китаем и перспективы ПТЭКа в том числе?
    Что, по Вашему мнению, необходимо срочно менять в Российско-Китайских отношениях?
    Спасибо.
    • Терский Михаил Васильевич
      Директор
      ПТЭК - самый уникальный проект приграничного сотрудничества. Создать экономическую зону совместной юрисдикции на российско-китайской границе - это прорыв в будущее. Проект не развивается. Мешает страх. А вдруг, ели, что-то. Боимся экспериментировать. Боимся соседей. в Датском королевстве спокойно, когда все спят и ничего не делаю. Во всем мире создаются трансграничные экономические зоны. В Казахстане на границе с Китаем под трансграничную зону выделены сотни гектаров. Никакой угрозы территориям. Жалко усилий. денег потраченных на этот проект. Наверно инициаторы слишком опередили время. Думаю проект будет реализован. Он выводит российско-китайские отношения на абсолютно новый уровень экономических отношений.
  • #5. 4 августа, 09:27
    Собираюсь продавать квартиру. Как вы считаете, стоит это делать сейчас? Будут ли в дальнейшем падать цены на недвижимость в Приморье?
    • Терский Михаил Васильевич
      Директор
      Недвижимость - это капитал, которым Вы владеете. Как им управлять - это вопрос к Вам. Что будет происходить с ценами на недвижимость. Все зависит от качества капитала. Хороший капитал будет расти в цене. Плохой - падать. Жилье в хрущевских - это плохой капитал. Жилье в так называемых элитных домах - переплаченный капитал. В цене будет расти жилье эконом класса, в районах с хорошей транспортной и социальной составляющей. Жилье, где нет мест для личных автомобилей - это жилье расположенное в не конкурентной среде. Вряд ли оно будет расти в цене. Лучше всего перебираться в индивидуальный дом. В них будущее. Многоэтажные квартирные дома - это жилье из прошлого. Для тех у кого нет ни денег, ни сил, ни времени содержать индивидуальный дом. Принимая решение избавиться от капитала, думайте зачем Вы это делаете. Зачем Вам наличные деньги. На что собираетесь их потратить.
  • #4. 4 августа, 09:25
    Михаил Васильевич, добрый день! Несколько лет назад, работая с Тихоокеанском центре стратегических разработок, вы по заказу администрации Приморского края готовили стратегическую программу развития края. И ее вроде бы даже приняли. Что -нибудь удалось выполнить из планируемого?
    • Терский Михаил Васильевич
      Директор
      Стратегия развития Приморского края, в разработке которой я принимал участие, рассчитана до 2010 года. Обещаю в следующем году проанализировать подробно, что удалось, а что не получилось. И почему. Могу заранее ответить по одной проблеме. Авторы стратегии считали, что в 2009-2010 гг. главным приоритетом экономического развития края будет переход на инновационную модель развития. Не получается. Инновации пока экзотика для приморского бизнеса. Успешных примеров - единицы. Богатым никто не стал. Думаю, что к инновационным программа край обратиться после 2012 года. Главным содержанием инновационного развития края будет сервисная экономика. Не смотря на свою внешнюю простоту - она одна из самых инновационноемких. Финансовые, консалтинговые, инжиринговые, логистические услуги очень дороги и сложны. А те же услуги, да востребованные на рынках АТР - "золотое руно". Вопрос как его добыть.
  • #3. 4 августа, 09:11
    Почему деньги, закачиваемые в Приморье из федерального бюджета, никак не сказываются на состоянии ее экономики?
    • Терский Михаил Васильевич
      Директор
      Деньги любят умных и спокойных. Мало денег плохо. Много еще хуже, потом что начинается рост цен (инфляция). Инфляция - это диарея для экономики. Пока не вылечишь, другие лекарства применять нельзя. Федеральные деньги - вещь сложная. Они пока очень плохо работают, у них очень низкая эффективность. Режимы конкурсного распределения федеральных ресурсов тоже пока работают плохо. У федеральных денег есть одна особенность - главное, если получил их нужно освоить. Результативность бюджетных средств задача третьего и десятого уровня ответственности. На региональном уровне показатели результативности расходования бюджетных средств пока так законадателно и не утверждены. Что является показателем результативности работы школы, больницы, вуза, различных ФГУ, для жителей кря остается тайной. Попытайтесь вспомнить: кто из директоров школ, глав врачей больниц, начальников районных отделений милиции отчитался перед жителями о результативности расходования бюджетных средств. На моей практике никто. Может с Вами эти чудеса происходили. В этом и кроется ответ на Ваш вопрос. Тратим, но перед налогоплательщиками не отчитываемся.
  • #2. 3 августа, 05:17
    Скажите, Вы по-прежнему пользуетесь научным инструментарием первой трети прошлого века, чтобы спрогнозировать развитие экономики в веке нынешнем? Насколько точными могут быть ТАКИЕ прогнозы?

    Изменилось ли Ваше отношение к "теневому" сектору приморской экономики? Ведь не так давно Вы утверждали, что его ("теневой сектор") ни в коем случае трогать нельзя, ибо "он препятствует эффективному изъятию региональных ресурсов в пользу федерального центра".
    • Терский Михаил Васильевич
      Директор
      Начиная свой бизнес, нужно четко понимать, что сред Ваших экономических партнеров всегда будет присутствовать государство. Оно всегда будет претендовать на долю Вашего дохода. Во всем мире бизнес стремиться оптимизировать долю доходов государства. Есть сотни законных методов и еще больше незаконных. Нужно уметь пользоваться законными методами. Лучше это делать со специалистами. Одной из особенностей российского бизнеса является то, что он начинаем налоговые оптимизации с изучении и экспериментирования с теневыми схемами. Основу всех теневых схем составляет работа с наличными деньгами. Именно в этой сфере и заложыны основы большинства теневых схем. К теневым схемам, как профессор кафедры государственных и компаративных финансов, отношусь отрицательно. Лучше быть бедным, но свободным, чем бедным (после налоговых проверок), но в тюрьме. Есть другая сторона "теневых схем" - это распределение налогов между территориями и Москвой. Сегодня большая часть налогов централизуется в Москве. И потом перераспределяется по территориям. Механизм бюджетных перераспределений работает плохо. Я за то, чтобы территориям больше оставлять налогов. Развитые схемы наличного денежного обращения помогают оставлять на территории больше денег. Думаю, что польза от этого есть, прежде всего потребителям. На китайском рынке вы платите наличкой без чеков и получаете дешевый товар, у которого нет никаких гарантий. Идете в магазин, покупаете тот же товар, но с чеком, а значит по более высокой цене, в которую заложены налоги. А это Ваш выбор. По оценкам экспертов от 20до 30 % доходов граждан не попадают в сферу налогового контроля. Но это проблемы эффективности фискальных служб.
  • #1. 3 августа, 01:15
    Здравствуйте, Михаил Васильевич. Я работаю много лет в строительстве. В этом году в угоду пожеланиям премьера снижение стоимости строительства объектов Саммита снизили расценки по зарплате рабочих и на эксплуатацию машин и механизмов. Зарплаты упали до уровня конца 2006 года. Как вы думаете, хорошо будут работать люди за эти деньги. И почему решили экономить именно на зарплате, а не на сокращении штатов различных руководителей и кураторов стройки? Спасибо. Татьяна

© 2005—2018 Медиахолдинг PrimaMedia