• 17—24 марта 2015
  • Завершена и закрыта
  • Вопросов: 6
  • Рейтинг: 8245

Свободный порт Владивостока: идеи и реальность

С инициативой наделить Владивосток статусом свободного порта в послании Федеральному собранию 4 декабря 2014 года  выступил президент РФ Владимир Путин. Глава государства поручил правительству разработать соответствующий закон до июня 2015 года. Разработкой концепции занялось министерство по развитию Дальнего Востока, а курировать этот процесс стал Юрий Трутнев. В настоящее время законопроект, разработанный Минвостокразвития, находится на стадии публичного обсуждения.

Идея свободного порта для Владивостока не нова, в той или иной форме она была реализована в конце ХIХ-начале XX веков и сыграла свою положительную роль в развитии территории. Но тогда была другая эпоха, а развивающийся порт Владивосток был практически единственным российским международным портом на Тихоокеанском побережье. По мнению ряда экспертов, возрождение идеи порто-франко во Владивостоке может и сейчас дать большой положительный эффект, но только при правильном подходе, обосновании и управлении.

В каких доработках нуждается законопроект? Каким может стать Владивосток, приобретя новый статус? На эти и другие вопросы в рамках интернет-конференции на сайте РИА PrimaMedia ответит директор Азиатско-Тихоокеанского института миграционных процессов, ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН Юрий Авдеев.

Орфография и пунктуация участников сохранена.

  • #6. 18 марта, 10:27
    Юрий Алексеевич! Свободный порт- это прежде всего порт свободный от "корабельного сбора"( налог на судно при судо-заходе в порт)и конечно безпошлинный ввоз товаров. Данная прифиренция позволит снизить себестоимость затрат судовладельца,и как следствие привлекает грузовладельцев. Как вы считаете может быть следует расширить действие" Свободного порта" на все южные порты Приморья?
    • Авдеев Юрий Алексеевич
      директор АНО «Азиатско-Тихоокеанский институт миграционных процессов»
      С таким пониманием свободного порта я готов согласиться. Но как нам быть с проектом закона о свободном порте, там ведь повторяются преференции, закрепленные ФЗ "О территориях опережающего развития", с резидентами и т.д.?
      А вот на все порты распространять такой режим или нет, я бы предложил делать это в несколько шагов: на первом - в ограниченном числе портов, и может быть не обязательно во Владивостоке, а скажем в Большом Камне или Зарубино (как территориях, входящих во Владивостокскую агломерацию - "Большой Владивосток"), а на последующих шагах действительно распространить такой режим на большую часть дальневосточных портов. Но еще раз хочу подчеркнуть: под точно определенные цели, среди которых для нас главным является обеспечение конкурентных преимуществ для грузопотока. И понятно, что здесь только льготными условиями для портов не обойтись: здесь и логистика, и складские услуги, и железная дорога, и информационное обслуживание, и страховые и финансовые операции и еще много чего, о чем мы пока задумываемся мало...
  • #5. 18 марта, 00:15
    Юрий Алексеевич, как Вы относитесь к такой точке зрения:
    - рай для бизнеса ( условия налогообложения, с нормальными таможнями, Россельхознадзорами и прочими "органами".....) создать на определенной территории России - можно.
    Скажем, в "Южной городской конгломерации Приморского края", с портом-франко, ТОРами и всем-всем-всем.
    Только надо между этой зоной и остальной Россией поставить пятиметровый забор по периметру с колючей проволокой, как между Гонконгом и КНР. Ну и визовый режим. Куда ж без него?

    А если серьезно, то неужели авторы этих законопроектов и шумихи вокруг них всерьез верят, что отношение российского государства и его агентов к предпринимателю в ТОРе или в Порту-франко МОЖЕТ отличаться от отношения российского государства и его агентов к бизнесу и предпринимательству в других городах и селах РФ?
    С уважением, Владимир

    • Авдеев Юрий Алексеевич
      директор АНО «Азиатско-Тихоокеанский институт миграционных процессов»
      Уважаемый Владимир, "рай" для бизнеса необходим на всей территории страны, а проблема в том и состоит, что никто пока не знает, что для этого нужно сделать, как сделать этот "рай". И беда наша в том, что тотально не хватает ДОВЕРИЯ! Казалось бы просто: дайте свободу бизнесу, и он горы свернет, и никакие санкции ему нипочем. Но в том то и дело, что вокруг бизнеса толпятся несметные орды надзирателей, которые не способствуют развитию бизнеса, а душат его в своих объятиях, что Медведев назвал "кошмарят бизнес". Поэтому у каждого из нас и возникает вопрос: неужели такое возможно, что вокруг по отношению к бизнесу ужас-ужас, а в зонах - рай. Вот если бы авторы и проводники идей создания нормальных условий для работы на локальных территориях отработали всю совокупность стимулов, при которых бизнесу будет хорошо и он покажет высший уровень производительности труда, будет конкурентоспособным на внешних рынках и т.д., зафиксировали это в законе и распространили на остальную территорию (в какой-то последовательности), тогда было бы понятно зачем это делается. А не отвечая на вопрос: зачем нужен ТОР, зачем СЭЗ или свободный порт, на какой конечный результат мы ориентированы, приходится с недоверием относиться к резидентам будущего "рая", а с еще большей настороженностью к тем, кто таким статусом не обладает. - А реально никаких заборов не надо: из всей совокупности видов деятельности выбираются те, которые соответствуют цели развития и создают синергетический эффект, то есть стимулируют создание новых видов бизнеса. Вот для таких и создаются преференции в виде налоговых, таможенных, тарифных и прочих послаблений. Рядом могут работать и другие в обычном режиме, установленном на данной территории или в стране. Вы тоже хотите льготных условий - пожалуйста, если приходите сюда с более эффективными технологиями и т.д., то есть оказываетесь конкурентоспособными. Смена приоритетов, изменение внешней конъюнктуры и другие условия - все это приводит к сворачиванию льготных режимов в этой деятельности и переносится на другие. Поэтому все опять же упирается в целеполагание: чего мы хотим на этой территории (что в качестве приоритета на весь 21 век?), в какой последовательности будем решать, на базе каких ресурсов, каким спросом это будет пользоваться, какой импульс задает этот вид деятельности. Ну и конечно же воля - без этого: вчера один лозунг, а завтра совсем другой, ничего ровным счетом не получится. Мы еще здорово грешим, выставляя на первый план политическую целесообразность, тогда как есть достаточно строгие экономические законы, которые ни игнорировать, ни тем более презреть нельзя.
  • #4. 18 марта, 00:13
    ГРОБОВЩИКОМ ВСЕХ наших хотелок, возьмем от Брежнева, является "пресловутая УРАВНИЛОВКА" в оплате труда чиновничества. Давно пытаюсь доказать.
    - Да отдайте Вы ДВ в аренду команде Ишаева, завтра Сингапур приедет перенимать опыт....как развивать территории....
    Только перевод чиновничества на "сдельную" оплату труда может спасти ДВ от экспансии соседа а саму Россию от участи Союза.
    - НЕ СМОГЛИ БЫ ВЫ ПОДНЯТЬ ЭТУ ПРОБЛЕМУ НА ОФИЦИАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ??????
    Спасибо. Стремоухов Г.Д. Москва.
    • Авдеев Юрий Алексеевич
      директор АНО «Азиатско-Тихоокеанский институт миграционных процессов»
      Уважаемый коллега! Вряд ли могу с Вами согласиться, что причина всех наших бед кроется в форме оплаты труда чиновников. И кому бы Вы сейчас ни отдали Дальний Восток, какой бы ни была энергичной и финансово поддержанной команда (кстати, поинтересуйтесь зарплатами ребят из Министерства развития Дальнего Востока), пока все сверху донизу не будет пронизано общей целью, в которой есть определенный набор задач, за каждую из которых отвечает персонально человек - не чиновник "от сих до сих", а тот, кто будет искать наиболее эффективное решение, приглашать грамотных специалистов, одним словом будет заточен на конечный результата, только в этом случае дело сдвинется с мертвой точки. Судя по всему, мы пока еще в своем развитии (с отрицательным знаком) не достигли той критической точки, когда чиновники поймут, что без экспертного сообщества и в режиме многодневной и непрерывной работы им не решить поставленных перед ними задач. А ситуация и для страны в целом, и для Дальнего Востока становится все более острой. Для нашего региона она усугубляется вот уже более двадцати лет убывающим населением: для территории в две трети площади Соединенных Штатов или Китая, затерявшиеся 6 млн. человек ровным счетом не в состоянии решить задачи ресурсного освоения. Поэтому еще раз, дело не в оплате, хотя и это тоже важно, а прежде всего в определении цели, эффективной организации работ по ее достижению, и воли, ориентированной на конечный результат.
  • #3. 17 марта, 04:26
    Татьяна Павлова, Моор Стивенс Владивосток, директор.
    Чем идея свободного порта принципиально отличается от идеи ТОРов?
    Есть ли необходимость дополнительного обширного законотворчества, дополнительных управляющих и надзорных органов?
    Позволяет ли существующая инфраструктура Владивостока и прилежащих территорий справиться с значительно возросшим грузопотоком (если предположить, что это произойдет).
    • Авдеев Юрий Алексеевич
      директор АНО «Азиатско-Тихоокеанский институт миграционных процессов»
      Уважаемая Татьяна Павловна! Спасибо за вопрос. Готов даже расширить его: а чем собственно чем закон о ТОРах, а теперь еще и проект закона о Свободном порте Владивосток отличаются от ранее принятого закона о Свободных экономических зонах, чем они отличаются между собой? - Можете проделать самостоятельно такую работу: положить рядом эти три документа, и Вы увидите, что принципиальных различий между ними нет. Но, как пишут в таких случаях, не пытайтесь повторить этот "трюк", у меня это разместилось на 149 страницах и потребовало немало времени для сравнительного анализа. Вывод достаточно тривиальный, если бы речь шла о диссертациях, то два следующих документа - это чистой воды плагиат. Каждый последующий практически повторяет предыдущий. В каждом из них речь идет о создании льготных условий для привлечения инвестиций, технологий и людей. А различия, которые не следуют из текста, заключаются в том, что закон об ОЭЗ находится в компетенции Министерства экономического развития, и обособить в региональном плане, то есть передать в ведение Министерство развития Дальнего Востока все, что обеспечивает льготный режим на данной территории, похоже не получилось. А теперь Президенту предложили идею порто-франко, а как ее обустроить быстро - списать с закона о ТОРах, который был принят в конце 2014 года. Поэтому и появился как бы новый документ с льготными условиями (замечу, в каждом из этих трех документов подчеркивается, что режим ТОРа не распространяется на ОЭЗ, а в свободном порту не действует режим ТОРа и т.д.). Все это обсуждать грустно и бессмысленно, а главное - бесперспективно. Потому что мы сами для себя за десять лет Закона об ОЭЗ не ответили на вопросы: почему ранее созданные особые условия так и не стали привлекательными для инвесторов, почему они никак не повлияли на региональную экономику, почему люди как уезжали, так и продолжают уезжать (говорят, скорость выбытия населения уменьшилась - так уже просто и уезжать некому). Но в каждом случае предполагается создание "управляющей компании", "наблюдательного совета" - вот оказывается где могут создаваться новые рабочие места!
  • #2. 17 марта, 03:41
    Разговоры о развитии Приморья идут уже давно, очень много планов. Хотели создавать рыбный кластер - "японская" концепция, вызывавшая неоднократные нарекания экспертов, пока так и остается концепцией. Хотели создавать ОЭЗ - все помнят отрицательный опыт в Находке. Примеры можно перечислять бесконечно. Как вы считаете, не постигнет такая же участь и идею о порто-франко?
    • Авдеев Юрий Алексеевич
      директор АНО «Азиатско-Тихоокеанский институт миграционных процессов»
      При том подходе, который применяется и к Дальнему Востоку, и к Приморскому краю, и Владивостоку, идея порто-франко наверняка не реализуется. Вы назвали рыбный кластер, упомянули отрицательный опыт Находкинской зоны. А можно вспомнить и наверное не один десяток примеров с отрицательным результатом. В качестве контраргумента Вам будут говорить об успешном проведении саммита АТЭС во Владивостоке, о десятках реализованных проектов, и пожалуй, каждый из нас жителей Владивостока на себе ощутили положительный эффект построенных мостов, дорог, закрытой горностаевской свалки и т.п. Но у меня до сих пор остается ощущение одного большого экспромта, который реализуется на нашей территории. Никто не станет отрицать, что деньги в это мероприятие (саммит АТЭС) вложены фантастические - нам такого и не снилось. Но вот уже пошел третий год после фейерверков, и что мы можем говорить о притоке инвестиций, о притоке технологий, о большом наплыве сюда специалистов. С одной стороны, вот они корейцы, рискнувшие построить у нас завод электротехнического оборудования, который второй год стоит памятником недвижимости, с другой стороны - вот Тихоокеанская мостостроительная компания, которая построила уникальный мост, построила дороги, множество других объектов, и теперь она банкрот! Как себя чувствуют японцы, которые участвовали в конкурсе подряда на строительство моста? На эту тему можно еще много вспомнить: и гостиницы, и океанариум, и не к ночи помянутая игорная зона. Но принципиально важно другое - заявленный Президентом Дальний Восток как приоритет на весь 21 век требует точно продуманной и последовательно выполняемой восточной политики России. Не тогда, когда нас пнули из Европы, а потому что Евразийство России предполагает не только западный вектор развития, но и восточный. Здесь одна из немногих территорий на планете с объемом и разнообразием ресурсов сопоставимым с Уралом, а выход в Тихий океан и плюс соседство с такими странами делает наш регион реальным локомотивом экономического и социального развития всей России. Но не в том понимании, как это сегодня трактует Министерство развития Дальнего Востока - экспорт природных ресурсов, даже если речь идет о высоких технологиях (откуда только их взять?). Нашими приоритетами в развитии могли и должны были бы стать ориентация на освоение космоса и освоение Тихого океана. Строящийся космодром в Амурской области, который требует и развития соответствующей промышленности, и подготовки кадров, и создания необходимой инфраструктуры. И это должен быть Дальневосточный кластер (территориально-промышленный и научно-образовательный комплекс). Три года назад громко объявили о создании объединенной судостроительной компании, а сегодня о ней забыли и создаем ТОР на базе какого-то Надеждинского комплекса. Не знаю, станет ли этот комплекс локомотивом, но то, что судостроение нуждается здесь в создании льготных условий и ускоренного развития - это просто очевидно. Я бы к двум названным приоритетным направлениям развития Дальнего Востока, а это в полной мере относится и к Приморскому краю, присовокупил еще одно направление - культура. Наша российская культура, по моим ощущениям, сегодня гораздо больше ценится нашими китайскими, корейскими, японскими соседями, чем нами самими. Представьте себе, что здание ГУМа на Светланской отдано под филиал Эрмитажа, а бывший Политех на Пушкинской 10 отдан под филиал Третьяковской галереи. Думаю, что и город, и Университет выиграли бы многократно больше, чем сегодня от продажи этих зданий коммерческим структурам. Поэтому, отвечая на Ваш вопрос скажу, если у России, у Дальнего Востока, у Приморского края, Владивостока не будет стратегии на весь 21 век, то никакие льготные условия для мифических инвесторов, никакие ТОРы нас не спасут, и судьба у них будет ровно такая, как и у предыдущих затей.
  • #1. 17 марта, 03:31
    Юрий Алексеевич, добрый день! Расскажите, как вы понимаете определение "Свободный порт Владивостока"? Каким он, по вашему мнению, должен быть? И чего для этого пока не хватает (кроме принятия законопроекта).
    • Авдеев Юрий Алексеевич
      директор АНО «Азиатско-Тихоокеанский институт миграционных процессов»
      По правде сказать, я не большой специалист в области таможенных правил. Но в моем представлении, когда речь идет о "свободном порте", это означает только одно - в этом порту ("свободном") таможенные барьеры при входе и выходе гораздо ниже, чем в других портах этого или соседних морских бассейнов. Мало того, ведь не секрет, что сегодня значительная часть нашего торгового флота ходит под так называемыми "удобными флагами", то есть они регистрируются там, где это сделать проще и удобнее. Так почему бы нам не стать таким портом? Или вот еще вопрос: представим себе, что после некоторой доработки проект закона о свободном порте будет принят, что после этого штаб-квартира Дальневосточного морского пароходства вернется во Владивосток? Или уж фантазировать: что сюда перебазируются центры управления морскими компаниями из других стран? Поэтому в моей схеме создания льготных режимов выхода России в Тихий океан "свободный порт" обеспечивает создание конкурентных таможенных условий, территорией опережающего развития являются не локальные точечные образования, что могло бы называться "территорией опережающего развития для дружественных компаний", а действительно территории, например, юг Приморского края. Тут бы и пригодилась разработка проекта Владивостокской агломерации ("Большой Владивосток"), с наделением этой территории соответствующим административным статусом, бюджетом, углубленной специализацией отдельных звеньев, развитой инфраструктурой, и человеческими условиями для жителей такой агломерации. Тут бы и пригодился гектар земли и многие другие идеи, которыми нас как из пульсирующего фонтана, время от времени обдают...
ВЫБОР ЧИТАТЕЛЕЙ

© 2005—2018 Медиахолдинг PrimaMedia