• 1—9 июля 2015
  • Завершена и закрыта
  • Вопросов: 12
  • Рейтинг: 6904

Защита лесов в Приморье: борьба с огненной стихией и "черными лесорубами"

Приморский край является одним из самых лесных регионов Российской Федерации. По своему богатству и разнообразию эти леса уникальны. Общая площадь лесов в крае составляет почти 13,4 млн га, из них защитные леса составляют более 4,6 млн га, эксплуатационные – более 8,7 млн га. 

С начала 2015 года в Приморье на землях лесного фонда зарегистрировано 169 лесных пожаров. Большинство из них были оперативно ликвидированы. В настоящее время на территории края снят особый противопожарный режим - приморцам разрешено посещать дикие леса, строго соблюдая правила противопожарной безопасности.

Но пожары – не единственное, от чего приходится защищать приморские леса. Ежегодно на территории края продолжают выявлять незаконные рубки деревьев. По оценке департамента лесного хозяйства, в 2014 году в крае было незаконно заготовлено 22 тысячи кубометров древесины, ущерб нанесенный лесному фонду оценивается в 1 млрд рублей.

Но большинство черных лесорубов орудует на участках, арендованных под легальное лесопользование. По мнению департамента лесного хозяйства, решить проблему с «черными лесорубами» может ужесточение законодательства и использование новейших систем космического мониторинга.

Как ведется борьба с лесными пожарами в Приморье? Как проходит подготовка населенных пунктов к пожароопасному периоду? Как борются с «черными лесорубами»? Как усиливается контроль над лесами? На эти и другие вопросы ответит и.о. директора департамента лесного хозяйства Приморского края Олег Грущенко. 

Вход для участников

Орфография и пунктуация участников сохранена.

  • #12. 8 июля, 01:00
    Какую работу провел и проводит департамент в этом году муниципалитетами для подготовки к пожароопасному сезону?
    • Грущенко Олег Алексеевич
      И.о. директора департамента лесного хозяйства Приморского края
      С начала пожароопасного периода департамент лесного хозяйства Приморского края неоднократно проводил заседания, на которых рассматривались вопросы профилактики и ликвидации природных пожаров, проведения комплекса краткосрочных мер по обеспечению пожарной безопасности населенных пунктов исходя из сложившейся пожарной обстановки. Проводилось совместное патрулирование для своевременного обнаружения и принятия мер по тушению палов сухой травы и природных пожаров. Также велась информационная кампания среди населения, направленная на необходимость соблюдение правил пожарной безопасности в лесах с использованием всех имеющихся форм. Кроме того мы взаимодействуем с едиными дежурно-диспетчерскими службами (ЕДДС) в муниципальных образованиях края, которые так же в круглосуточном режиме осуществляют прием информации о возникновении природных пожаров на территории муниципальных образований.
      В лесничествах края созданы оперативные штабы по борьбе с лесными пожарами. В состав штабов входят представители лесничеств, лесопожарных служб края и муниципальных образований.
  • #11. 8 июля, 01:00
    Как вы оцениваете готовность муниципалитетов к пожароопасному сезону?
    • Грущенко Олег Алексеевич
      И.о. директора департамента лесного хозяйства Приморского края
      В весенний пожароопасный период была проведена большая работа по подготовке к пожароопасному сезону.С учетом проведенной работы прокуратуры, МЧС, департамента лесного хозяйства и департамента гражданской защиты ПК работа глав муниципальных образований края по обеспечению пожарной безопасности населенных пунктов с учетом замечаний, оценивается как удовлетворительная. В лучшую сторону отмечена работа администраций Анучинского, Ольгинского, Яковлевского муниципальных районов по подготовке к пожароопасному периоду населенных пунктов. Так же были выявлены МО не готовые к пожароопасному сезону. Выявленные недочеты в весенний пожароопасный период при подготовке к осеннему пожароопасному периоду будут обязательно учтены.
  • #10. 3 июля, 11:20
    Добрый день! Ответьте на вопрос по организации и проведению комплекса работ по охране, защите и воспроизводству лесов в рамках государственных заданий, то есть по так называемым санитарным рубкам и рубкам ухода. Когда наконец рубки ухода перестанут называться рубками "дохода"? Ведь не для кого не секрет какие деревья заготавливаются (именно заготавливаются), только лучшие, не пораженные заболеваниями, не сухостойные и фактически не нуждающиеся в данном виде рубок. Каким образом налажен контроль за выполнением договорных обязательств с подрядными организациями, и почему фактически подписываются акты приема выполненных работ "не глядя" и никто не несет ответственности? Ведь по факту имеющиеся очаги заболеваний леса не устраняются, а только разрастаются. Как Вы думаете к чему это в конечном итоге приведет?
    • Грущенко Олег Алексеевич
      И.о. директора департамента лесного хозяйства Приморского края
      Никто не может отрицать, что заготавливать древесину для человека – жизненная необходимость, при этом наибольшую отдачу человек получает тогда, когда древесина качественная. Природа леса позволяет осуществлять заготовку древесины на принципах постоянства пользования. Это достигается, как указывал выдающийся ученый в области лесоведения и лесоводства Георгий Морозов, соблюдением двух начал: рубки должны быть так организованы, чтобы следом за ними возникал бы новый лес, иначе говоря, чтобы рубка леса и возобновление были синонимы.
      На основании этих основных постулатов строятся все нормативно-правовые акты в области лесных отношений, касающиеся заготовки древесины. Речь идет о правилах заготовки древесины и рубок ухода, о руководстве по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий. Разработаны и утверждены критерии и нормативы, при которых в насаждениях назначаются рубки ухода и санитарные рубки. Не проведение этих мероприятий повлечет неоправданные для общества потери древесины в процессах старения, заболевания, усыхания, отмирания древостоев, чего нельзя допускать.
      Другое дело, когда из-за недостатка финансирования проведение комплекса работ по охране, защите и воспроизводству лесов в рамках государственных заданий (в том числе не-оправданного запрета на проведение при этом рубок спелых и перестойных лесов), планируется частью дохода, полученного от реализации древесины, закрыть недостающие средства, к примеру, на охрану лесов от пожаров.
      Это приводит к тому, что исполнителю государственного контракта приходится лавировать на грани между убыточным и неубыточным проведением работ по заготовке древесины, получаемой при проведении рубок ухода и санитарных рубок.
      Но это не значит, что проведение работ не дает положительных результатов в части общего оздоровления насаждений, снижения пожарной безопасности, или не влечет нормализации породного состава, товарной структуры, возрастного строения насаждений.
      Порядок контроля за выполнением договорных обязательств прописывается в государственных заданиях на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов или, в настоящее время, в государственных заданиях. При этом работы принимаются созданными комиссиями, в соотвествии с установленным регламентом приемки выполненных работ по охране, защите воспроизводству лесов.
  • #9. 2 июля, 01:00
    Добрый день, скажите какой объем лесофонда закреплен КГУ Приморское лесничество?
    • Грущенко Олег Алексеевич
      И.о. директора департамента лесного хозяйства Приморского края
      Площадь лесного фонда в территориальных границах Приморского края, находящаяся в управлении 12-ти филиалов КГКУ «Приморское лесничество» составляет 11 954,8 тысяч га.
  • #8. 2 июля, 01:00
    Работа в этом направлении не ведется. так называемая деятельность природоохранных и правоохранительных органов сводится к устранению конкурентов на рынке. Что мешает отслеживать количество вырубленного леса в пунктах его приёма. Ведь по количеству принятого леса на основании предоставленных квот можно высчитать объем черного леса. Однако этим никто не занимается. Дождемся пока край будет вырублен китайцами под корень. И почему нет или не исполняются требования о насаждении вырубленных лесов? Вот и все что можно сказать не считая того, что практически все лесопромышленники в Приморском крае из Китая, а фирмы зарегистрированы на русских "Вань"
    • Грущенко Олег Алексеевич
      И.о. директора департамента лесного хозяйства Приморского края
      Департамент лесного хозяйства фактами об устранении при проведении надзорных мероприятий должностными лицами департамента «конкурентов на рынке» не располагает. Полагаем, что данная информация ложная и подана с целью дискредитации правоохранительных органов, органов исполнительной власти Приморского края и внесения элементов дестабилизации в общественную жизнь края. Между тем, факты свидетельствуют об обратном - органами исполнительной власти Приморского края и правоохранительными органами принимаются действенные меры как законодательного, так и оперативного характера, направленные на пресечение незаконного оборота древесины на территории края.

      Об этих мерах я достаточно подробно рассказал в предыдущих ответах на вопросы конференции. Так, о мерах и результатах нашей работы вы можете прочитать в ответах на вопросы № 1, 2, 4 и 5.

      Что касается участия иностранных граждан, в том числе и граждан КНР, в учредительных органах хозяйствующих субъектов, занимающихся заготовкой древесины на основании договоров аренды лесных участков, то такой информацией департамент не располагает.
  • #7. 2 июля, 01:00
    Олег Алексеевич, по вашему мнению, какие изменения в законодательстве могли бы помочь решить проблему с нелегальными вырубками?
    • Грущенко Олег Алексеевич
      И.о. директора департамента лесного хозяйства Приморского края
      В настоящее время перед департаментом стоит важнейшая задача по реализации части положений Федерального закона от 28.12.2013 № 415-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» по внесению документированной информации, предусмотренной ст. 50.6 ЛК РФ в ЕГАИС.

      Необходимо отметить, что в целом система учета древесины и сделок с ней - ЕГАИС - направлена на пресечение незаконного оборота древесины, а значит и незаконных рубок. Фактически, субъектам РФ лесным законодательством предоставлено исполнение дополнительных полномочий в области лесных отношений.

      Финансирование контроля оборота древесины за счет субвенций из федерального бюджета для исполнения департаментом требований Федерального закона не предусмотрено. Поэтому в условиях явно недостаточного финансирования федеральным бюджетом переданных отдельных полномочий РФ в области лесных отношений, значительно снижается эффективность и качество исполнения требований Федерального закона.

      В связи с этим, мы полагаем необходимым увеличение финансирования из федерального бюджета. Это касается исполнения преданных полномочий в области лесных отношений в части контроля за оборотом древесины. Речь идет прежде всего о финансировании затрат на материально-техническое обеспечение и увеличении штатной численности работников департамента.
  • #6. 2 июля, 01:00
    Здравствуйте. Когда планируется начать использовать новейшие системы космического мониторинга? И чем они лучше обычных систем?
    • Грущенко Олег Алексеевич
      И.о. директора департамента лесного хозяйства Приморского края
      До конца текущего года предполагается внедрение новой системы космического мониторинга для контроля за использованием лесов на территории края. Отличие новой системы от существующей заключается, прежде всего, в актуальности получаемых данных. То есть информация о состоянии лесов будет получена департаментом в срок, не превышающий 10 дней, тогда как в настоящее время срок получения - 2-3 месяца. Это позволит более оперативно отслеживать происходящие изменения в лесном фонде, реагировать на выявленные нарушения требований законодательства, в том числе и незаконные рубки в лесах, и принимать соответствующие меры.
  • #5. 2 июля, 01:00
    Большинство черных лесорубов орудует на участках, арендованных под легальное лесопользование. Это действительно серьезная проблема, но есть ли реальные методы борьбы с ней?
    • Грущенко Олег Алексеевич
      И.о. директора департамента лесного хозяйства Приморского края
      Здесь необходимо отметить, что незаконные рубки лесных насаждений проводятся не только гражданами, но и вполне легальными лесозаготовительными компаниями - арендаторами лесных участков.

      В отношении 13 компаний в 2013-2015 годах Приморской межрайонной природоохранной прокуратурой были возбуждены административные дела по ч.2 ст.8.28 КоАП РФ, госинспекторами департамента проведены административные расследования. Указанные юридические лица привлечены судом к административной ответственности в виде штрафа в размере от 100 до 120 тысяч рублей, а в отношении лиц, допустивших незаконные рубки, возбуждены уголовные дела.

      При проведении административного расследования, предусмотренного ст.28.7 КоАП РФ, госинспекторами с участием понятых и представителя лесопользователя на лесосеках арендаторов производится сплошной перечет пней срубленных деревьев. На основании данных замеров пней определяется фактический объем заготовленной древесины, и если он превышает объем, установленный к вырубке лесной декларацией, то объем древесины считается заготовленным незаконно и рассчитывается размер ущерба, причиненного лесам.

      В настоящее время возмещение ущерба на десятки миллионов рублей присуждено решениями судов в отношении ряда лесопользователей, из которых более 12 млн рублей уже оплачено, в том числе и посредством исполнения УФССП по ПК исполнительных листов.
  • #4. 2 июля, 01:00
    Как ведется борьба с "черными лесорубами" в Приморье? И насколько она эффективна?
    • Грущенко Олег Алексеевич
      И.о. директора департамента лесного хозяйства Приморского края
      В соответствии с ч.1 ст.96 ЛК РФ, должностные лица Приморсклесхоза и КГКУ «Приморское лесничество» осуществляют надзорные полномочия по федеральному государственному лесному надзору посредством проведения плановых и внеплановых проверок, проведения мероприятий по контролю в лесах (рейды, патрулирование лесов, осмотры лесных участков по обращениям граждан и др.), принятия мер по пресечению и устранению последствий выявленных нарушений и выполнения иных предусмотренных законодательством действий.

      Незаконные рубки выявляются и пресекаются, как правило, при проведении патрулирования лесов. В текущем году госинспекторами проведено 86 проверок, более 1,8 тысяч рейдов и иных мероприятий по контролю в лесах, по охране лесов от нарушений требований лесного законодательства, в том числе - более 250 рейдов, совместных с сотрудниками территориальных отделов УМВД России по Приморскому краю.

      По результатам рейдов выявлено 138 случаев незаконных рубок лесных насаждений с объемом древесины 6,8 тысяч кубометров, размер причиненного ущерба составляет 279 тысяч 981 рубль, задержано совместно с правоохранительными органами 10 единиц спецтехники. В следственные органы передано 137 материалов о незаконных рубках лесных насаждений, на основании которых возбуждено 62 уголовных дела, к уголовной ответственности привлечены два лица.

      Анализ незаконных рубок показывает, что с 2011 год идет устойчивое снижение количества незаконных рубок и объемов незаконно срубленной древесины. Указанные результаты являются следствием активной и целенаправленной работы департамента и филиалов КГКУ «Приморское лесничество» по охране лесов от незаконных рубок.

      С 2014 года вступил в силу закон Приморского края от 19.12.2013 №332-ФЗ «О регулировании отношений в сфере оборота древесины на территории Приморского края». Нормы закона обозначили наличие на зарегистрированных пунктах приема древесины определенной учетной документации и обязательный перечень документов, которые обязаны иметь перевозчики древесины на каждом транспортном средстве, перевозящем древесину.

      Принятие краевого закона и изменения в федеральном законодательстве по вопросам учета заготовленной древесины, также вступившие в силу в текущем году, являются существенными факторами, влияющими на снижение оборота нелегально заготовленной древесины на территории края.

      Хочу отметить, что разработка закона Приморского края осуществлялась в тесном взаимодействии депутатов Законодательного собрания Приморского края, департамента лесного хозяйства приморского края и членов межведомственной комиссии при администрации Приморского края по предотвращению незаконной заготовки и оборота древесины. Реализация закона, хотя и возложена на департамент, также невозможна без тесного межведомственного взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов.

      В целях реализации закона департаментом лесного хозяйства Приморского края проведена работа по включению пунктов приема древесины в соответствующий реестр. В настоящее время в него включено более 400 пунктов приема древесины.
  • #3. 2 июля, 01:00
    Добрый день. Расскажите, пожалуйста, насколько остро и серьезно стоит в Приморье вопрос "черных лесорубов"?
    • Грущенко Олег Алексеевич
      И.о. директора департамента лесного хозяйства Приморского края
      Проблема незаконных рубок леса, а попросту – воровства леса актуальна в настоящее время так же, как и 10-20 лет назад, поскольку имеется лесной ресурс в виде древесины, имеющий постоянный высокий спрос, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

  • #2. 2 июля, 01:00
    Добрый день. До сих пор ежедневно из Лазовского района через Партизанскую долину ежедневно строго ночью вывозятся по несколько огромных грузовиков явно незаконно заготовленного леса. По пути в Находку и Партизанск нет никаких постов и грузовики идут беспрепятственно. Почему до сих пор Лазовский район находится вне контроля? Ночные вывозы идут во все сезоны года.
    • Грущенко Олег Алексеевич
      И.о. директора департамента лесного хозяйства Приморского края
      На территории участковых лесничеств Сергеевского лесничества в границах Лазовского муниципального района и частично Партизанского муниципального района (Молчановское, Сергеевское, Фроловское) использование лесов в целях заготовки древесины на основании 15 договоров аренды осуществляют семь арендаторов лесных участков.

      Ежегодный объем древесины, предусмотренный для заготовки по указанным договорам, составляет более 150 тысяч кубометров. Транспортировка древесины из указанных районов в пункты приема древесины, расположенные в Находке и Партизанске, осуществляется преимущественно по автодороге проходящей через село Сергеевка и далее в направлении городов. Автодорога проходит по долине реки Партизанская, имеющей неофициальное наименование «Партизанская долина». Заготовка древесины осуществляется круглогодично, наиболее массовый период заготовки приходится на осенне-зимний период.

      Логистика вывозки древесины с мест заготовок такова, что с учетом операций на погрузку древесины на автотранспортное средство, из-за расстояний и транспортной труднодоступности арендных участков, движение автотранспорта с древесиной с мест рубок осуществляется во второй половине дня и вечером, то есть по большей части в темное время суток, что и является одной из причин для граждан полагать, что транспортируемая древесины заготовлена незаконно.

      Между тем, ежегодный объем незаконно заготовленной древесины на территории Сергеевского лесничества в 2013 году составил 464 кубометров по 14 фактам незаконных рубок, в 2014 году - 384 кубометра по 13 фактам. По фактам незаконных рубок возбуждены уголовные дела, правоохранительными органами проводятся оперативно-следственные мероприятия, к уголовной ответственности привлечены два лица.
  • #1. 2 июля, 01:00
    Какой смысл в ужесточении лесного законодательства, если в свете последних губернаторских "оптимизаций", "укомплектаций" и т.д. ДЛХ в ближайшее время останется без специалистов. В настоящее время большая часть сотрудников ДЛХ пенсионеры, молодых специалистов нет, объем и условия работы не соответствуют зарплате. Материальное обеспечение мягко говоря на низком уровне.

    В состоянии ли в настоящее время ДЛХ своими силами, в рамках плановой проверки в полном объеме проверить деятельность ОАО "Тернейлес"? В том числе и на соответствие закону ПК об обороте древесины? Сравнить объемы заготовленной, хранящейся и отгруженной древесины (на бумаге), с реально заготовленными объемами? Не в состоянии. Однозначно.

    Зачем же ужесточать и без того достаточно жесткую законодательную базу? Какими силами ДЛХ будет осуществлять надзор?

    P.S. Черные лесорубы - не более чем страшилка для обывателя.


    • Грущенко Олег Алексеевич
      И.о. директора департамента лесного хозяйства Приморского края
      Вопрос по укомплектованию департамента лесного хозяйства Приморского края квалифицированными кадрами следует разделить на несколько составляющих. Во-первых, это укомплектование кадрами, собственно, департамента, как специально уполномоченного органа государственной власти в области лесных отношений. Данная проблема в настоящее время находится в стадии решения. Постановлением администрации Приморья от 31 октября 2012 г. №317-ра предусмотрено увеличение численности департамента на 15 сотрудников.
      При этом, в структуре департамента появились два новых отдела, деятельность которых направлена на обеспечение ведения государственного лесного реестра, экспертизу проектов освоения лесов, а также правовое обеспечение деятельности департамента. В настоящее время заканчиваются процедуры по приему специалистов в соответствии с требованиями к государственной гражданской службе. К слову сказать, кадровый состав департамента обновляется - на работу поступает молодежь, в том числе и из подведомственных учреждений.

      По подведомственным лесничествам ситуация несколько сложней, и требует принятия определенных мер по ее стабилизации. Прежде всего, поднятия престижа профессии работника лесного хозяйства. Для этого в том числе следует решить вопрос по доведению зарплаты в лесном хозяйстве края до средней по краю.

      Мы должны решить задачу и признать, что лесничий - это, прежде всего, человек, выполняющий государственные функции и решающий государственные задачи. У него должны быть социальные гарантии, он должен быть обеспечен мерами государственной защиты, материально техническими средствами. Для него должны быть созданы нормальные жилищные условия. Это, прежде всего, касается молодых специалистов.

      Решение поставленных задач возможно в рамках госпрограммы развития лесного хозяйства Приморского края при одновременном решении вопроса увеличения размера субвенций, выделяемых из федерального бюджета на реализацию переданных полномочий в области лесных отношений.

      Также по привлечению в лесное хозяйство молодых специалистов ведется соответствующая работа с ПГСХа. Департаментом с академией заключен договор о сотрудничестве. Целью его является создание условий для установления сотрудничества в области совершенствования образовательного процесса. В рамках соглашения в настоящее время группа студентов проходит практику в департаменте по внедрению системы ЕГАИС.

      По вопросу усиления подведомственного специализированного учреждения, выполняющего работы по охране и защите лесов от пожаров, воспроизводству лесов - а таковым является «Приморская авиабаза» - проводятся организационно-технические мероприятия, направленные на укомплектование лесопожарной службы штатом, материально техническими средствами. Для этих целей перед Рослесхозом обозначены губернатором края вопросы по дополнительному выделению средств субвенций. Также решается вопрос об увеличении финансирования отдельных мероприятий в рамках краевой программы по лесному хозяйству.

      Относительно ужесточения лесного законодательства, в связи с принятием федерального закона № 415-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс РФ и Кодекс об административных правонарушениях" следует отметить, что внесенные поправки в кодекс регламентируют вопросы учета и маркировки, транспортировки и декларирования, создания единой информационной системы учета заготовленной древесины и сделок с ней.

      Учет древесины должен производиться до ее вывоза из леса и должно быть обязательное наличие сопроводительного документа при перевозке древесины. За нарушение норм закона грозит административная ответственность в виде штрафов до нескольких сотен тысяч рублей, конфискация древесины и транспортного средства. Принятие закона, направлено на декриминализацию лесной отрасли. Для этого необходимо создать условия, исключающие саму возможность существования «серого» и «черного» рынка древесины. Для этих целей и вводится в работу система государственного контроля за оборотом древесины.
      Задача по контролю за оборотом древесины не в том, чтобы на каждой лесосеке в лесу или на верхнем, нижнем складе находился инспектор и перемерял тысячи кубометров древесины, а в том, что бы обеспечить тотальный контроль за оборотом всей лесопродукции. Любая сделка с древесиной должна попасть в информационную систему и учитываться. В результате будет отслеживаться путь древесины от делянки до непосредственного места переработки, погрузки, отправки на экспорт.

      С помощью системы ЕГАИС, которая является межведомственной, правоохранительные, таможенные, налоговые, прочие контролирующие органы могут получить информацию о конкретном лесопользователе и заготовленной им древесине. Без внесения информации о заготовленной древесине в ЕГАИС лесозаготовитель, посредник, переработчик не сможет провести с ней сделки, и тем более вывезти ее через таможенные пункты пропуска. Поэтому осуществление контроля за оборотом древесины проводится, прежде всего, в интересах лесопользователя, лесопереработчика, грузоотправителя.

      Проверять в полном объеме деятельность лесопромышленной компании силами всего департамента, в том числе и такой компании как ОАО «Тернейлес», нет необходимости. Да, в лесу контроль за соблюдением правил рубок, пожарной безопасности, экологических требований - это работа лесного инспектора. А учет древесины при ее обороте - это, прежде всего, защита интересов самого лесозаготовителя. Поскольку, если он задекларировал ее по легитимным разрешительным документам в конкретном объеме, а на выходе ее появляется больше, то у него возникнут проблемы. А зачем они ему?

© 2005—2018 Медиахолдинг PrimaMedia