Ведущий пилот-инструктор, экзаменатор Boeing 777 авиакомпании "Россия" Константин Баринов в интервью ИА PrimaMedia рассказал о жизни командира воздушного судна, любимых аэропортах, ответственности за пассажиров и любви к "приземленному отдыху".
— Константин, расскажите, как вы выбрали профессию пилота?
— У меня отец пилот, до сих пор летает. Когда твоё детство проходит в авиационной среде, то другого варианта, мне кажется, быть и не могло.
— Вы помните ваш первый рейс с пассажирами?
— Да, я помню. Это было в 2002 году. Рейс был Шарджа — Джибути — Сомали. Очень запоминающийся полет! Во-первых, страны достаточно колоритные. Во-вторых, я тогда первый раз в линейной работе. Мандража не было. Было ощущение, что что-то новое происходит в моей жизни. Плюс экзотика направлений, куда я летал, своеобразная, скажем так. Два года я отработал за границей (Эмираты, Африка, воды Персидского залива, Восточная Азия). Далее вернулся в Россию в 2004 году. Летал на боингах 757,767, 737 и вот в 2011 году перешел на боинг 777, и в 2015 году пришел в авиакомпанию "Россия".
— На каких маршрутах сейчас летаете?
— В данный момент Дальний Восток, в Симферополь из Москвы и Санкт-Петербурга. В зимнее расписание у нас идёт Шри-Ланка, Бали, Бангкок.
— У вас есть любимые аэропорты, в которые приятно возвращаться?
— Владивосток — один из них. Конечно, есть места куда любишь летать. Например, Бангкок. Не смотря на загруженность, он очень спокойный в профессиональном плане, что удивительно. Из старого люблю Нью-Йорк, Париж. Давно там не был. В комплексе, если брать в профессиональной плане, бывают аэропорты, которые жужжат, как улей, но там всё комфортно и упорядоченно. Ты знаешь, что от тебя хотят, ты знаешь, какой у тебя следующий шаг, всё очень предсказуемо и динамично. Владивосток, Петропавловск-Камчатский нравятся своими видами, в плане профессиональном — спокойны, ничего особенного нет. Единственное — здесь сложные рельефы, погодные условия. Иногда они вносят свои коррективы, что даже приходится попотеть.
— Ощущаете ли вы себя путешественником, туристом в чужих городах?
— Уже такого нет. Притупляется это чувство. Ты уже в Бангкоке чувствуешь себя как дома. Поэтому такого чувства, что срочно куда-то нужно побежать, что-то посмотреть, такого нет. Видели уже практически всё, достаточно часто там бываем.
— Что является развитием для карьеры пилота?
— Быть на своём месте. Каждый должен заниматься своим делом. Знаете ещё во времена Советского Союза говорили: "У гражданской авиации есть два лучших места: место командира воздушного судна и место министра воздушной авиации". Поскольку кресло министра гражданского авиации только одно, то самая лучшая должность, которую можно придумать — это командир воздушного судна. Больше даже представить как-то сложно, потому что дальше это уже административная работа, а это уже на любителя.
— Расскажите, чувствуете ли вы давление ответственности, когда вы в небе и за вашей спиной несколько сот человек, испытываете ли беспокойство из-за этого в полёте?
— Какого-то мандража как такового нет. Такого же не бывает, что пассажиры попали в какую-то ситуацию, а ты нет. Мы все в одной связке находимся, в одном самолёте. Был момент, когда испытывал скорее не мандраж, а переживания: в 2006 году, когда переводился на командира Боинга 737. Но это быстро прошло, в какой-то момент понимаешь, что просто следуешь процедурам и инструкциям, и беспокойство уходит. Ведь это как в армии, все уставы пишутся кровью. Так и у нас: все документы пишутся, исходя из событий, которые когда-то где-то происходили. Если ты четко следуешь инструкциям и их выполняешь, то переживать нечего.
— Бывает, что возникают какие-то сложные ситуации в полёте?
— Как правило, они возникают из-за пассажиров, как ни странно. Приходится решать не технические вопросы, а психологические. Люди иногда не отдают себе отчёт, где они находятся и как надо себя вести, начиная от пьянства и курения, заканчивая просто неподчинением экипажу.
— Развитие технологий как-то облегчило жизнь пилота?
— С 2006 года они не так сильно выросли. Гораздо раньше начался этот процесс. Безусловно нагрузка снята, но снята в каком плане? Если взять советскую технику, там было четыре человека, каждый отвечал за свой сектор, грубо говоря. Сейчас вместо четырех человек двое. Сидят командир и второй пилот. Автоматизация упрощает некоторые процессы: навигацию и то, чем занимался борт-инженер (параметры работы двигателя, систем). Сейчас этим занимаются двое, а не четверо, как было раньше. С одной стороны, всё упрощено, с другой стороны нагрузка-то остаётся, она просто распределяется немного по-другому. Контроль всё равно лежит на тебе, никуда от этого не деться.
— Константин, вы не просто пилот, вы еще и инструктор и экзаменатор. Расскажите, что это значит?
— Основная моя задача как экзаменатора проверять определённые стандарты, которые есть в нашей работе. Моя должность подразумевает, что я проверяю, что люди выполняют процедуры, связанные непосредственно с полётом — от и до. То есть сейчас например к обычному процессу добавились специальные меры, масочный режим. Пилот пришёл на брифинг, должны быть маски, перчатки. Далее непосредственно подготовка к процессам, сам рейс, вылет, посадка, руление, двигатели — всё это регламентировано, должно идти шаг за шагом, в определённой последовательности, и, соответственно, я это проверяю.
— Есть такой неоднозначный обычай — аплодировать пилоту после посадки. Как к нему относитесь?
— Это личное дело каждого, как реагировать на посадку, поэтому не могу запретить, или сказать — хлопайте. Мы в кабине все равно этого не слышим.
— Расскажите о своих увлечениях, у вас есть свободное время?
— Увлечения — это двое маленьких детей в данный момент. И отдых в принципе тоже связан с семьёй. Это дача. Если длинный отпуск — рыбалка, охота. Немного устаёшь от пляжного отдыха, перелётов. Последние годы понравилось мне путешествовать на машине. Таможни, границы уже мелькают, как картинки перед глазами, это надоедает. Хочется чего-то более приземлённого.
Материал подготовлен в рамках проекта ИА PrimaMedia "Культурные горизонты Приморья". Цель проекта — популяризация социально значимых культурных мероприятий Приморского края.