Только до начала декабря жители Дальнего Востока могут оформить купленный автомобиль из Японии по упрощенному порядку ввоза на территорию России бывших в употреблении транспортных средств. Однако дальневосточную льготу, которую позволяла гражданам оформлять машины с правым рулем без установки устройств "ЭРА-ГЛОНАСС" необходимо продлить, иначе на таможне может вновь случиться "автомобильный коллапс" из-за отсутствия этих самыхустройств.
Первыми об отсутствии в свободной продаже устройств "ГЛОНАСС" заявили компании, специализирующиеся на оказании услуг по оформлению машин для граждан. Еще в начале этой осени они попытались приобрести устройства на заводах-изготовителях, однако там ответили, что предприятия из-за перебоев с импортными комплектующими, вызванными пандемией,не могут обеспечить отгрузку устройств для нужд Дальнего Востока до конца 2020 года. Точные сроки ликвидации дефицита "кнопок" заводы не называют, но в официальных ответах на письма ряда приморских компаний указывается, что. возможно, в свободной реализации устройства появятся не ранее середины 2021 года.
Между тем в Приморском крае, в котором и оформляется почти 100% ввезенных автомобилей, запасов "кнопок", скорее всего, нет, так как закупить их нельзя было и в начале 2020 года, когда заводы практически не выпускали эту продукцию из-за остановки производства. Теперь же объемы изготовления устройств в приоритетном порядке закрывают только потребности отечественных автопроизводителей, которые возобновили работу.
Как рассказывают представители сертификационных лабораторий, выдающих свидетельства о безопасности колесных транспортных средств (СБКТС), в общей сложности в крае у представителей таможенных брокеров может насчитываться всего около 200 свободных "кнопок", которые были приобретены ранее для тех граждан, кто не является жителем Приморья, но хотел бы приобрести в Японии автомобиль.
Чтобы избежать автомобильного "затора" на таможне, граждане Дальнего Востока уже направили в правительство и в региональные органы власти обращения с просьбой о пролонгации еще на год правил ввоза на территорию России бывших в употреблении транспортных средств жителями Дальневосточного федерального округа для собственных нужд. Приморцы вполне резонно опасаются, что если правительство к началу декабря не успеет продлить упрощенный порядок оформления, то из-за отсутствия устройств "ЭРА-ГЛОНАСС" в крае уже в начале декабря оформление машин в таможенных пунктах может полностью остановиться и тысячи граждан не смогут оформить купленные и ввезенные в страну автомобили.
Напомним, что согласно техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", который действует с 2017 года, на все вновь выпускаемые, а также ввозимые в Россию из-за рубежа автомобили должна устанавливаться система "ЭРА-ГЛОНАСС". Для Приморского края нововведение повлекло рост стоимости иномарок, ввозимых преимущественно из Японии. Кроме того, автомобилисты, эксплуатирующие систему, жалуются на неэффективность соответствующих приборов. Общественные организации автомобилистов ранее направляли обращения в правительство с предложением отказаться от обязательной установки приборов "ЭРА-ГЛОНАСС" на подержанные иномарки.
Эти инициативы граждан поддерживали губернатор Приморского края Олег Кожемяко и полпред в ДФО Юрий Трутнев. Глава Приморья в 2018 году смог договориться с премьер-министром РФ о введении для дальневосточников временного порядка, а в 2019 году, когда истек срок первого моратория, его в этом вопросе поддержал Юрий Трутнев, который добился подписания специального распоряжения, утверждающего льготные правила для дальневосточников при оформлении машин с правым рулем.
Региональные власти в ДФО не раз отмечали, что "правый руль" является для многих дальневосточников единственной возможностью приобрести в личное пользование недорогой и качественный автомобиль. Повышенный спрос на японские поддержанные автомобили отмечают и таможенные органы. По данным пресс-службы ДВТУ, за 11 месяцев 2019 года было оформлено почти 70 тысяч автомобилей, ввезенных на территорию России физическими лицами. Это почти в два раза больше по сравнению с аналогичным периодом 2018 года.