Подлодка С-56: северная охотница Тихоокеанского флота - боевые подвиги и жизнь на берегу
Фото: ИА PrimaMedia

Подводная лодка С-56: северная охотница ТОФ - боевые подвиги и жизнь на берегу

Боевые подвиги, смертельные засады, жизнь лодки после моря, и как простой советский газетчик "установил" мемориал именно во Владивостоке

Общество

16.10.2021

Немногие города России могут похвастаться собственным мемориальным кораблем. Во Владивостоке же их — целых шесть.

Подводная лодка С-56 — история, командир, подвиги.

Сорок шесть лет назад назад заняла свое место на Корабельной Набережной прославленная подводная лодка "С-56". Напротив, на волнах Золотого Рога покачивается "Дальневосточная Аврора" — первый корабль молодой Советской Республики на Тихом Океане — "Красный Вымпел". На одной из сопок полуострова Голдобин установлен на постамент малый рыболовный траулер "МРС-80". А на территории музея ТОФ, находятся сразу два мемориальных корабля: один из трех уцелевших на всю территорию бывшего СССР торпедных катеров проекта "Комсомолец", на которых воевали во Второй Мировой и сверхмалая подводная лодка "Тритон-2". Ещё один мемориальный корабль (точнее, половина его корпуса) имеется на территории Дальзавода —  недалеко от электросварочного цеха на пьедестале стоит небольшой буксирный катер типа "ЖС".

О боевых подвигах, длительных походах "эски" во времена Великой Отвечественной войны, береговой жизни после выхода из строя и роли главной газеты СССР в установлении мемориала во Владивостоке — специально для ИА PrimaMedia рассказывает журналист Константин Лыков.

Гвардейской Краснознаменной "С-56" в ноябре 2021 года исполнится 82 года. Девятый десяток лет — рубеж, перевалить за который дано далеко не каждому кораблю. "С-56" повезло — верой и правдой послужив Родине на морях-океанах, ставший затем мемориальным подводный корабль, считается одним из самых ярких символов Владивостока.

 "С-56" (заводской №405) была заложена на заводе №194 (Адмиралтейский судостроительный завод имени А. Марти) в Ленинграде 24 ноября 1936 года. Затем её готовыми секциями доставили по железной дороге во Владивосток на завод №202 (Дальзавод имени К.Е. Ворошилова), где после сборки, монтажа механизмов и оборудования, 25 декабря 1939-го спустили на воду. Работами руководил старший строитель В.И. Судоргин.

Военно-морской флаг на "С-56" был поднят 31 октября 1941 г., а 7 ноября она вступила в строй Тихоокеанского флота в состав 1-й бригады подводных лодок. Командиром лодки назначен капитан-лейтенант Г.И. Щедрин.

Г.И. Щедрин у перископа

Г.И. Щедрин у перископа. Фото: Из фондов Военно-исторического музея ТОФ

"С-56" относится к серии IX-бис и представляла собой полуторакорпусную, двухвальную подводную лодку со следующими тактико-техническими данными: длина наибольшая 77,8 м., ширина наибольшая 6,4 м., средняя осадка 4,06 м. Водоизмещение нормальное 866,1 т., подводное 1107,8 т. Глубина погружения рабочая 80 м., предельная 100 м. Скорость хода надводная 18,8 уз., подводная 9,8 уз. Дальность плавания надводная экономическим ходом 9500 миль, подводная 135. Автономность 30 суток. Мощность главных дизелей 2х2200 л.с., главных электродвигателей 2х550 л.с. Вооружение: артиллерийское — 1-45-мм пушка и 1-45-мм пушка; торпедное — б-533-мм торпедных аппаратов (носовых -4, кормовых -2), запас торпед 12. Экипаж 45 человек, в том числе 8 офицеров, 16 старшин, 21 матрос.

Эта советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка — переделанный немецкий проект фирмы DeSchiMAG (Немецкая корабле— и машиностроительная компания), который советские конструкторы основательно переработали с учетом требований отечественной производственной базы и возможностей промышленности. Поменяли дизели, оружие, радиостанции, шумопеленгатор, гирокомпас…

В итоге, "эски" представляли собой маневренные и быстрые корабли, отличавшиеся рациональной компоновкой и сбалансированной конструкцией, мощным вооружением, отличными ходовыми и мореходными качествами.

Около года "С-56" отрабатывала задачи боевой и политической подготовки, но в 1942 г. обстановка потребовала переброски четырёх лодок типа С Тихоокеанского флота на действующий Северный через Панамский канал. В состав отряда вошла и "С-56". Лодки пересекли Тихий и Атлантический океаны и девять морей — Японское, Охотское, Берингово, Карибское, Саргассово, Северное, Гренландское, Норвежское и Баренцево. Они вышли из Владивостока в октябре 1942 г. и прибыли в Полярный в феврале-марте 1943 г., имея кратковременные заходы в некоторые американские и английские базы. Плавание проходило в сложных гидрометеорологических условиях, в районах, охваченных боевыми действиями.

"С-56", например, пять раз уклонялась от вражеских торпед, одна из которых попала в килевую часть корпуса, но не взорвалась.

8 марта 1943 г. "С-56" прибыла в Полярный. За пять месяцев она совершила переход в 17210 миль. По прибытии на Север лодки Тихоокеанского дивизиона активно включились в боевую деятельность. Уже 31 марта "С-56" вышла в море. 5 апреля 1943 г. лодка под командованием капитан-лейтенанта Г.И. Щедрина засветло подошла к берегу в назначенный район для высадки разведчиков. В ожидании тёмного времени лодка легла на грунт. Ночью лодка всплыла в позиционное положение и, получив условный сигнал, подошла к берегу. После высадки разведчиков, "С-56" направилась в район поиска и уничтожения транспортных судов противника. 10 апреля "С-56" обнаружила конвой противника и начала сближение с ним. Незадолго до выпуска торпед лодка была обнаружена кораблями охранения, которые атаковали её глубинными бомбами. Лодка смогла уйти от преследования, вышла на противоположный борт конвоя и, всплыв на перископную глубину, успешно атаковала противника. В итоге один транспорт конвоя был уничтожен.

1 / 2

Через четыре дня "С-56" торпедировала ещё один транспорт. На обратном пути "С-56" в надводном положении была атакована немецкой лодкой, но сумела увернуться от торпеды. 19 апреля лодка вернулась в базу. 17 мая 1943 г. у м. Хьёльнес четырёхторпедным залпом "С-56" потопила танкер и повредила транспорт противника. Очередной поход лодки "С-56" состоялся в июле. И снова она стреляла одновременно по двум целям. Объектами атаки были транспорт и сторожевик, и оба корабля получили попадания торпед. В том же походе несколько дней спустя лодка залпом из кормовых аппаратов потопила вражеский корабль.

Победителям-подводникам — традиционный жареный поросенок

Победителям-подводникам — традиционный жареный поросенок. Фото: Из фондов Военно-исторического музея ТОФ

По пути на базу с "С-56" произошла не вполне обычная история. Следуя в подводном положении, она вдруг на что-то наткнулась и застыла, удерживаемая невидимой преградой. Судя по звукам, которые были слышны в лодке в момент столкновения, она напоролась на затонувшее судно и застряла между его мачтой и вантами. Немало потребовалось труда, чтобы выбраться из подводного плена.

28 января 1944 года лодка "С-56" на позиции у м. Слетнес потопила следовавший в составе двух сторожевых кораблей и нескольких катеров крупный танкер. В феврале лодка вышла в свой очередной поход. В Баренцевом море её прихватил ураганной силы шторм. После испытания погодой кораблю пришлось выдержать испытание бомбёжкой. Лодку засекли близ неприятельского берега сторожевые корабли и миноносцы. Свыше двадцати шести часов преследовали они "С-56", сбросив триста с лишним глубинных бомб. Оторвавшись от преследователей, лодка продолжала поиск. 4 марта на прибрежных коммуникациях противника в районе Тана-фьорд — мыс Нордкин у м. Слетнес "С-56" обнаружила конвой противника. Лодка погрузилась и торпедировала с глубины 22 метра вражеский транспорт.

Попадание было достигнуто — транспорт оказался сильно повреждён. Это была первая на Северном флоте чисто акустическая бесперископная атака, увенчавшаяся успехом. Большая заслуга в этом была штурмана Ю. Иванова, помощника командира М. Чуприкова, акустика К. Круглова, торпедистов Ф. Павлова, М. Новикова, боцмана И. Дорофеева — всего экипажа, боевое ядро которого составляли опытные подводники.

1 / 2

15 июля 1944 г. у м. Харбакен лодкой был обнаружен конвой. Четырёхторпедным залпом она атаковала эсминец и транспорт. В результате атаки эсминец затонул, а транспорт получил повреждения. 24 сентября 1944 г. "С-56" в районе м. Нордкап обнаружила вражеский конвой и атаковала его. Залпом из четырёх торпед был потоплен транспорт. Оторвавшись от преследования командир лодки капитан 2 ранга Г.И. Щедрин донёс в штаб флота об обнаруженном конвое.

На другой день на конвой обрушились торпедные катера, штурмовики и истребители морской авиации. 26 сентября в том же районе "С-56", проникнув вглубь фьорда, обнаружила и уничтожила вражеский тральщик.

За период 1943 — 1945 гг. лодка совершила восемь боевых походов и потопила девять вражеских кораблей и транспортов, четырём нанесла серьёзные повреждения, выдержав при этом сотни атак немецких кораблей, подводных лодок и авиации. На подводную лодку противник сбросил более трёх тысяч глубинных бомб. 18 раз германское командование объявляло о гибели "С-56". А лодка вновь и вновь появлялась на морских коммуникациях противника, нанося немалый урон гитлеровцам! Лодкой были потоплены танкер "Ойрошштадт" (1118 брт), транспорт "Хейнрих Шульте" (5056 брт), тральщик "М-346", противолодочный корабль "Nki-09" и ряд других кораблей и судов противника. С борта "С-56" отправлено в глубокий немецкий тыл несколько разведывательных и диверсионных групп.

За мужество и отвагу личный состав лодки шесть раз награждался орденами и медалями, экипажу было вручено более 400 наград, а командиру капитану 2 ранга Г.И. Щедрину 5 ноября 1944 года присвоено звание Героя Советского Союза.

Сама же лодка 31 марта 1944 г. награждена орденом Красного Знамени, а 23 февраля 1945 г. ей присвоили звание Гвардейской. 24 июня 1945 года на Красной Площади в Москве состоялся исторический Парад Победы. Краснознамённую гвардейскую подводную лодку "С-56" на нём представляли старшины первой статьи Власов и Хлобыстин. После войны лодка оставалась передовой на Северном флоте в боевой и политической подготовке. При командире капитан-лейтенанте Г.В. Лазареве (впоследствии вице-адмирал, возглавлял одно из центральных управлений ВМФ) она прочно занимала первое место среди подводных кораблей по всем видам подготовки и удостоилась приза главнокомандующего ВМФ СССР за торпедную стрельбу.

1 / 2

Субмарины типа "С" серии IX-бис были признаны самыми результативными подводными лодками Великой Отечественной войны. Пятеро из них — "С-13", "С-31", "С-51", "С-101" и "С-104" за годы войны стали Краснознаменными. "С-33" стала Гвардейской. А "С-56" — Краснознаменной и Гвардейской одновременно. Сегодня это единственная уцелевшая подводная лодка этой серии. Остальные сорок построенных лодок либо погибли, либо "пошли на иголки". Почти так же, как "владивостокской" повезло только "С-51", рубка и часть легкого корпуса которой установлены в поселке Гремиха (Северный Флот).

***

Летом 1954 года "С-56" под командованием капитана 3 ранга В. Харченко вновь вернулась на Тихоокеанский флот, пройдя Северный морской путь за одну навигацию в сопровождении ледоколов Ермак и Ленин. Таким образом, "С-56" оказалась первой подводной лодкой, которая обогнула земной шар. (По сути — даже не один раз, а полтора — если считать и путешествие в разобранном виде из Ленинграда во Владивосток — прим. ред.).

6 ноября 1954 г. лодка вновь вошла в состав Тихоокеанского флота, но теперь уже служить ей оставалось недолго. На флот поступали новые, более технически совершенные, лучше оснащённые и вооруженные послевоенные проекты подводных кораблей. Время "эсок", "щук", "линейных" и "малюток" миновало…

14 марта 1955 г. "С-56" выведена из боевого состава флота, разоружена и переоборудована в плавучую зарядовую станцию с переименованием сначала в "ПЗС-55", а в январе 1957 года — в "ЗАС-8". 20 апреля 1964 г. лодка переклассифицирована в учебно-тренировочную станцию по борьбе за живучесть. На ней личный состав подводных сил флота тренировали в заделке пробоин, тушении пожаров и ликвидации всяких других неприятностей, могущих встать в море перед боевым кораблем.

Как вспоминал бывший командир "С-56" Григорий Иванович Щедрин, механизмы и оборудование с лодки к тому времени уже демонтировали, красу и гордость — уникальную тиковую палубу, подобной которой не было ни на одном другом подводном корабле СССР — наполовину разобрали...

Как правило, дальнейшая судьба списанных подводных лодок незавидна — уйти "на грунт" где-нибудь в отдаленной бухте или быть разделанной на металл на том же "Дальзаводе". Но "С-56" ожидала другая судьба, более достойная её славного боевого прошлого.

Говорят, что в древности семь городов Греции оспаривали честь считаться родиной великого Гомера. В середине ХХ века два города СССР вели спор о том, где стоять "С-56" — во Владивостоке, или же в Мурманске. Победил в этом необычном споре Владивосток, причем, всему виной оказался собственный корреспондент газеты "Правда" в столице Приморья.

Разговоры о необходимости поднимать исторический подводный корабль, умирающий в одной из приморских бухт, на пьедестал велись давно. Но командование ТОФ, от которого зависело окончательно решение вопроса, все никак не могло "раскачаться". И вот, встретил как-то корреспондент "Правды" (в те годы им во Владивостоке был известный приморский мастер пера Юрий Викторович Мокеев) вице-адмирала Сергея Семеновича Бевза, возглавлявшего в начале семидесятых политуправление Тихоокеанского флота. Естественно, журналист поинтересовался, как обстоят дела с "С-56".

Начальник политуправления, видимо пребывавший в радужном настроении, неожиданно заявил:

— Все! Есть такое решение Военного Совета ТОФ. Пиши!

И, как выяснилось впоследствии, выдав желаемое за действительное, серьезно подтолкнул события.

На следующий день в главной газете страны появилось сообщение о том, что "С-56" будет установлена во Владивостоке. Выход в свет этого номера "Правды" вызвал в недрах командования Тихоокеанского флота немалый скандал. Но обратного хода решили не давать. Раз уж главная газета страны "благословила", значит так тому и быть — стоять подводному кораблю в городе нашенском! Решение, хотя и задним числом, было принято. (Есть и другая версия, по которой спор за лодку вели Владивосток и Полярное. Но, учитывая тогдашнее состояние "С-56", решено было лодку на Крайний Север не перегонять — и дорого, и еще, чего доброго, потонет в дороге. Авт.).

 Правда, С.С. Бевз, как говорят, получил внушительную нахлобучку, а тогдашний командующий ТОФ поначалу вгорячах даже отказался финансировать проект. Мол, сам ляпнул — сам и ищи теперь на это деньги!

Так началась владивостокская, береговая, история "С-56".

Руководство всеми работами по созданию памятника-мемориала было возложено на начальника управления боевой подготовки ТОФ контр-адмирала В.Я. Корбана. Проект транспортировки и установки корабля-мемориала разработал подполковник-инженер К. Серебряков. В ноябре 1972 года начались работы.

Вначале лодку морем отбуксировали на "Дальзавод", у одной из причальных стенок которого она была разрезана на шесть секций. Чтобы доставить их к месту сборки, пришлось построить специальную железнодорожную ветку и спроектировать особые железнодорожные платформы — обычные для перевозки многотонных конструкций таких габаритов не подходили.

Затем специалисты приступили к восстановлению и реконструкции "С-56". Стыковка и монтаж секций корпуса производились под руководством инженера В. Нестеренко и конструктора А. Помазана.

После того, как все части "С-56" были установлены и вновь сварены воедино, пришла пора внутренней отделки. К тому времени оригинальный интерьер лодки был практически полностью утрачен, поэтому решили восстановить в первозданном виде только первые три отсека. В остальных разместились музейные витрины. В создании мемориала большую помощь оказал бывший командир лодки вице-адмирал в отставке Г.И. Щедрин.

Кстати, на лодке есть помещение, куда экскурсантов не водят. Это боевая рубка, расположенная прямо над центральным постом. Хотя при создании мемориала боевая рубка была полностью восстановлена, посетителей сюда все равно не пускают — и смотреть особенно не на что, и не дай бог упадет кто-нибудь с лестницы.

Работы по устройству мемориала, которые во многом велись методом народной стройки, были завершены к празднику тридцатилетия Победы. 9 мая 1975 года над сверкающей свежей краской красавицей "С-56" вновь взвился Гвардейский флаг. Филиал музея Тихоокеанского флота вступил в строй.

Даже сегодня, когда к лодке, казалось бы, все уже давно привыкли, количество посетителей не уменьшается. Те, кто еще детьми любили лазить по подводному кораблю, сегодня сами приводят сюда своих детей и внуков. После того, как Владивосток стал открытым городом, прибавилось и иностранных посетителей.

С мемориальной подводной лодкой связано немало курьезных историй. Одна из них обязана своим рождением анекдотическому совпадению телефонных номеров. Дело в том, что номер телефона, стоявший на "С-56", раньше принадлежал метеослужбе. И на "эску" нередко звонили, спрашивали, какая будет погода. Народ здесь служил веселый, и отвечая на звонки, матросы на полном серьезе пересказывали прогноз, услышанный по радио.

Вспоминают, был как-то случай. Зимой раздается звонок, дежурный матрос берет трубку и слышит начальственный голос:

— Как ледовая обстановка?

А тут как раз весь личный состав, после обильного снегопада выгнали прокладывать тропинку к лодке. Ну и доложили — все в порядке, мол, матросы лед рубят. А на том конце провода сплошные вопросительные знаки: Какой лед, какие матросы?!!

***

Представить Владивосток без "С-56" уже невозможно. Субмарина давно стала одним из неотъемлемых символов нашего города. Сегодня ее обслуживает специальная команда, на попечении которой помимо эски находится еще и Красный Вымпел.

Каждое утро на "С-56", как и на всех кораблях флота, поднимается гвардейский Краснознамённый Военно-морской флаг. Корабль-ветеран продолжает служить людям.

Константин ЛЫКОВ