Слева на право: Виталий Губенко, Сергей Соловьев и Юрий Авдеев
Фото: ИА PrimaMedia

Когда депутаты ходили по земле: история последнего Горсовета Владивостока

Юрий Авдеев, Виталий Губенко и Сергей Соловьев - о последнем в истории города совете депутатов

Политика

27.10.2020

В истории Владивостока, несмотря на её достаточно небольшую "протяженность", хватает своего рода "белых пятен". Один из подобных пробелов отделён от современности совсем небольшим промежутком. Речь идёт о деятельности Владивостокского городского совета депутатов, от первого совета, избранного после освобождения Приморья от белогвардейцев и интервентов в 1923 году, и до последнего, избранного чуть более 30-ти лет назад и проработавшего с весны 1990-го по осень 1993-го.

ИА PrimaMedia продолжает серию материалов, посвященных истории думы и Владивостокского городского совета депутатов, становлению местного самоуправления, деятельности депутатов, депутатских комиссий и роли советов в развитии Владивостока.

Эта публикация расскажет о городском совете, избранном в марте 1990 года, первом и последнем в истории города совете народных депутатов, избиравшемся действительно свободно и демократично, на альтернативной основе, путём прямого, равного и тайного голосования, без пиара, политтехнологий и политконсультантов.

Первые и последние

4 марта 1990 года состоялись выборы депутатов Владивостокского городского совета народных депутатов XXI-го созыва. Голосование было не только действительно демократическим, но и по-настоящему массовым во всех смыслах. Достаточно сказать, что на этих выборах явка была необычайно высокой — на различных участках от 77 до 100%. При этом горожан никто не принуждал к участию в голосовании. Избиратели волеизъявлялись свободно и самостоятельно. Голосовали и требовали перемен. В избирательных бюллетенях присутствовало, порой, до полутора десятков, а то и более, кандидатов в депутаты. В общей сложности число баллотировавшихся в Городской совет приближалось к полутора тысячам человек. 

По действующему в то время законодательству, для того чтобы быть избранным в первом туре голосования, необходимо было набрать более 50% голосов избирателей. Поделенный на 200 избирательных округов Владивосток 4 марта не смог избрать необходимого для кворума числа депутатов, и только после повторного голосования 18 марта было избрано 162 депутата из 200, и 29 марта начала свою работу первая сессия Горсовета. 

Выборы, проходившие под лозунгом "За возрождение полновластия Советов", коренным образом отличались от заорганизованного и зарегламентированного волеизъявления прежних лет с его "ритуалами" и "нерушимым единством блока коммунистов и беспартийных". Многообразие баллотирующихся кандидатов, декларируемых взглядов и программ, бескомпромиссность и решительность горожан, отсутствие "черного пиара" и "предвыборных технологий" на фоне практически бесполезного и даже порой вредного в тех условиях "административного ресурса" КПСС. Такой запомнилась "политическая весна" 1990-го года её участникам.

О том, как это было, рассказывают депутаты городского Совета Юрий Авдеев, Виталий Губенко и Сергей Соловьев.

1 / 3

Мы были разные

— Можно ли сказать, что Владивостокский городской Совет народных депутатов 1990-1993 годов оказался в каком-то отрезке безвременья? Советская система органов представительной власти, как и привычные механизмы её реализации, практически перестали существовать, а КПСС перестала быть ядром и основой политической системы страны.

— Я бы так не сказал, — возразил Виталий Викторович Губенко. — Период, на который пришлось время работы депутатов нашего XXI-го созыва, правильнее было бы называть "переходным". Именно в этот период, я бы сказал "розовой демократии", и произошла основная ломка политической системы, в механизмах взаимодействия местного самоуправления, исполнительной и законодательной властей. На нашу долю выпало вырабатывать те самые механизмы, документы и регламенты, которые и начали новый исторический период в жизни местного самоуправления во Владивостоке. Это разработка проектов решений и положений о депутатских комиссиях, о разграничении полномочий между городским Советом и исполнительной властью, об утверждении руководителей администрации Владивостока; о приватизации объектов городской собственности и акционировании предприятий; о подготовке городского хозяйства к осенне-зимнему периоду; об открытии города Владивостока; о социальной поддержке малообеспеченных граждан города; о временном введении талонной системы распределения продовольствия, ликвидации тотального дефицита, а затем и отмене талонов; о едином списке памятников истории и культуры Владивостока и об исключении их из числа приватизируемых; о проведении (вслед за Москвой и Санкт-Петербургом) прямых выборов населением главы городской администрации Владивостока; о строительстве отеля Hyundai, расселении жителей "трущоб" и реконструкции сетей в центре города — районе строительства отеля; о ликвидации последствий взрыва арсенала, тайфунов и наводнений; о выделении первых земельных участков для индивидуального коттеджного строительства; разработка Устава города, проекта "Большой Владивосток" и многое другое.

Виталий Губенко

Виталий Губенко. Фото: из личного архива

Необходимо понимать: у большинства из нас не было вообще никакого опыта депутатской работы. Более 2/3 депутатов были избраны впервые. Некоторые наши депутаты стали народными избранниками, по сути, сами того не желая. Как, например, я — никогда и не думал, что буду участвовать в выборах. В 1990 году я в звании капитана первого ранга возглавлял кафедру "Боевого применения средств связи" ТОВВМУ им. С.О. Макарова, но жизнь сложилась так, что мои сослуживцы просто "вытолкнули" меня в депутаты. Но это уже другая история.

— Получается, Виталий Викторович, вы оказались в городском Совете "случайным человеком"?

— Нет, что вы! Политикой я к тому времени уже интересовался достаточно активно. Начнем с того, что какие-то основы действительно серьезного отношения к этой работе, к политической деятельности, были заложены моим первым командиром в период службы на Северном флоте. Им был лейтенант Валерий Михайлович Саблин...

— Тот самый?

— Да, тот самый Саблин, которого затем ложно обвинили в угоне корабля, судили и расстреляли.

— Что касается политики, — вступил в беседу Юрий Алексеевич Авдеев, — в ней все мы тогда были новичками. Но случайными людьми мы не были, отнюдь! Ни Губенко, который в жизни много сделал и до избрания в Горсовет. Ни Авдеев — я уже был известен не только как кандидат наук и помощник депутата Верховного Совета СССР Виктора Шеховцова, ни многие другие — Анатолий Домненко — командир 55-й дивизии морской пехоты КТОФ, Борис Дьяченко — сотрудник "Дальгипрорыбпрома", неформал и краевед, вице-адмирал Николай Мартынюк, врач Валентина Беляева, Нелли Мизь — геолог "Приморгеологии", краевед, Алесандр Латкин — заведующий сектором Института экономических и международных проблем освоения океана ДВО АН СССР, Владимир Семёнкин — первый секретарь горкома КПСС, заведующая отделом народного образования Первомайского исполкома Раиса Заглядкина, Владимир Никифоров и Александр Любченко — активные сторонники демократических преобразований в КПСС. Можно продолжать и перечислить почти всех депутатов нашего созыва. Они не были случайными и равнодушными людьми: новичками в политике — да. Но за каждым из них были уже гражданские поступки, профессиональные успехи и признание горожан. Мы и наши коллеги боролись за реформирование политической системы страны, за каждым из нас уже были "громкие" дела, которые и позволили победить на этих выборах. Нас знали жители города (и это в отсутствие интернета), а многих и задолго до выборов. Это сейчас, частенько за неделю до голосования обвешивают всё вокруг рекламными листками никому не известных людей, включая помойки, гаражи. И "выбирайте"… А тогда — ну как было не избрать депутатами таких горожан, как строитель Геннадий Котик, который построил добрую половину школ, культурных, социальных и административных зданий города, включая пионерский лагерь "Океан", или Самуил Абрамович Железняк — участник Великой Отечественной войны, капитан-артиллерист, разведчик, награжденный многими боевыми орденами и медалями, а затем всю послевоенную жизнь проработавший экономистом на "Дальзаводе"?

Юрий Авдеев

Юрий Авдеев. Фото: ИА PrimaMedia

Депутаты и городской Совет XXI-го созыва работали с марта 1990 года по ноябрь 1993. Депутатский корпус был весьма "разношерстным" и очень непохожим на всех своих предшественников. В общей сложности, в состав Горсовета были избраны: 27 руководителей разных рангов, 4 юриста, 16 врачей, 18 педагогов, 16 военнослужащих, 36 рабочих разных специальностей, 11 сотрудников органов внутренних дел, 2 прокурора, 35 инженерно-технических работников, 4 журналиста, 12 представителей науки, один студент ДВГУ, настоятель Свято-Евсиевской церкви, несколько моряков, рыбаков, капитанов. В депутаты города были избраны почти поровну члены КПСС и беспартийные. 

Открыт закрытый порт Владивосток

— Сергей Семенович, чем, на ваш взгляд, запомнилась жителям работа Владивостокского горсовета образца 1990-го года?

— Я полагаю, что жителям улиц Фадеева и Спортивной — ликвидацией последствий тайфуна Робин, жителям микрорайона Второй речки — строительством путепровода и ликвидацией последствий пожара и взрывов арсенала КТОФ, жителям "трущоб", на месте которых построен первый и пока единственный во Владивостоке отель международного класса "Хендай", тем что их расселили и вручили ключи от новых квартир, участникам строительства первых коттеджей на сопке Буссе — тем, как гласно и оперативно решались вопросы выделения земельных участков, строительства домов и тем, что в списках участников строительства не было депутатов и руководства горисполкома и т.д. 

Сергей Соловьев

Сергей Соловьев. Фото: ИА PrimaMedia

Спасибо журналистам того времени: Валентине Вороновой и Евгении Голубевой, Сергею Литусу и Михаилу Вознесенскому, Александру Копейка и Ольге Журман, Александру Брюханову и Алексею Распутному, Дамиру Гайнутдинову, Андрею Островскому, Андрею Холенко, Алексею Фокину и многим другим, благодаря которым жители Владивостока узнавали все решения Совета и новости о работе депутатов. 

Горожане вечерами сидели у телевизоров и смотрели "Местное время", рано утром слушали приморское радио и по пути на работу читали газеты, а тиражи газет были не чета нынешним. Мы были открыты для журналистов, никаких решений об аккредитации СМИ или журналистов не принималось. Мало того, повестка заседаний была известна заранее, и к нам часто приходили горожане на заседания. Так что не нам, а жителям города судить о работе депутатов, комиссий и Городского Совета в целом. 

По сути, журналисты делали ту же работу что и депутаты — защищали законность и права горожан, информировали жителей о работе избранных ими депутатов, создавали общественное мнение, требовали от власти и органов местного самоуправления перемен и улучшения жизни горожан.

У нас в Совете один депутат, Владимир Никифоров, отвечал за работу с журналистами. Один! Без помощников, секретарей и финансов. Многие до сих пор удивляются, как он один успевал работать с таким многообразием СМИ и с такими крутыми журналистами Приморья.

На нашем сайте https://gorsovet1990.ru есть раздел о решениях, принятых депутатами Владивостокского Горсовета, там пока не все решения занесены, сейчас мешает пандемия, но будут все, постараемся, чтоб там же были и стенограммы заседаний.

Необходимо заметить, что было несколько системных решений Горсовета, и касались они абсолютно всех жителей и развития Владивостока. Одним из таких решений было открытие Владивостока для международного сотрудничества. У этого решения были и свои противники, которые активно сопротивлялись и пытались заволокитить принятие решения и у нас в Совете, и на самом высоком уровне власти в стране.

— Может быть, не стоило тогда "открывать" город? Если уж имело место сильное противостояние этому? Получается, депутаты Горсовета пошли против своих избирателей, ряда руководителей региона и страны?

— Не совсем так, — вмешался Юрий Авдеев. — Вы забываете, что к тому времени де-факто город уже два года с лишним как был открыт! Только в 1989-м в нём побывало порядка 1200 иностранных делегаций. За первую половину 1990-го года у нас состоялось свыше 700 встреч с иностранными гостями. Держать город "закрытым" уже было просто нереально — вспомните хотя бы заходы в бухту канадских и американских военных кораблей с визитами дружбы.

Вспомните делегацию японских бизнесменов, прибывшую на теплоходе "Русь", в составе которой присутствовал миллиардер Сосакава. Его Горбачев потом принимал, благодарил за 37 млн долларов, выделенных на ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС. А во Владивостоке к Сосакаве отнеслись достаточно прохладно. Самое обидное — не потому, что интереса к нему не было, а в силу отсутствия опыта организации подобных встреч и готовности к ним.

Фактически, мы, депутаты, просто узаконили уже состоявшееся, хотя и носившее полулегальный характер, открытие города, придав ему статус де-юре. Это нужно было сделать — либо нам, депутатам города, либо Краевому или Верховному Советам, президенту страны. Первыми это сделали мы.

— Закрытость города, — добавляет Виталий Губенко, — по сути, лишала городские власти стимулов для нормального развития этих территорий. Могу только одну цифру привести — на тот момент обеспеченность Владивостока телефонными номерами составляла всего 18% от потребности! А уже к середине 90-х годов, когда здесь были созданы и стали работать первые частные компании, оказывавшие услуги стационарной и сотовой связи, мы вышли по телефонизации на третье место в России — после Москвы и Санкт-Петербурга!

Решение № 57 от 19 сентября 1990 г. "Об открытии города Владивостока" — факсимиле документа за подписью В.Я. Семенкина

Решение № 57 от 19 сентября 1990 г. "Об открытии города Владивостока" — факсимиле документа за подписью В.Я. Семенкина. Фото: архивные материалы

Прерванный полет

— Могли ли эти проекты — и "Большой Владивосток", и прочие действительно быть реализованы? 

— Фактически, — невесело ответил Юрий Алексеевич, — 93-й год — это рубеж, когда произошла смена общественно-политического устройства в стране. То есть то, что от нас, народных депутатов Владивостока, практически не зависело. Мы не могли на это повлиять. Мы вообще оказались лишними. Нас, по существу, попытались сдвинуть, убрать, забыть. В итоге так и вышло.

Указом президента была не только ликвидирована система реального народовластия — Советов всех уровней, но и начато "свертывание" социального, народного государства. Конечно, история не имеет сослагательного наклонения и что произошло, то произошло. Но я уверен — в ином варианте развития событий проект "Большой Владивосток" мог быть реализован ещё тогда.

— Юрий Алексеевич, вы и ваши коллеги создали интернет-сайт, посвященный депутатам XXI-го созыва Владивостокского городского Совета. Пожалуй, не ошибусь, если скажу: подобного рода проекты здесь ещё не появлялись. Давно эта работа началась?

— В сентябре 2019 года группа наших депутатов: Владимир Макаров, Юрий Мельников, Владимир Кириенко, Валентина Беляева, Виталий Губенко, Сергей Соловьев, Владимир Никифоров, Александр Евсин, Владимир Леонов, Виктор Борисов, Пётр Гуляев — решила создать сайт.

К марту 2020 — создали рабочий проект и начали наполнять его информацией. Текстовой частью наполнения занимается Владимир Никифоров, мы с Губенко и Соловьевым взяли на себя работу в архивах, музеях, в редакциях СМИ. Почти все наши депутаты помогают в поисках коллег и сборе информации. Мы полагаем, что через год—полтора работа в основном будет закончена.

Но было бы интересно и полезно уже сейчас собрать информацию о всех депутатах городского Совета Владивостока с 1923-го по 1990-ё годы, о работе депутатских комиссий, принятых депутатами решениях по развитию Владивостока.

Общая фотография, 2015-й год

Общая фотография, 2015-й год. Фото: https://gorsovet1990.ru/

Народные депутаты того времени были, в большинстве своём, действительно народными представителями, бессребрениками… пришедшими во власть не в целях личной наживы, не для лоббирования интересов крупных предприятий и корпораций и уж, само собой, не для "распила" бюджета…

— Да и бюджета тогда, можно сказать, и не было в городе, — сказал Юрий Авдееев. — Вы вообще помните, что бюджет Владивостока в начале 90-х годов составлял 250 млн рублей?

— Это много или мало?

— Судите сами: первый проданный в рамках приватизации объектов городской собственности магазин на проспекте 100-летия Владивостока ушел с торгов за 80 млн рублей. Всего один магазин и бюджет целого города — как вам такое соотношение? Да, уже шла галопирующая инфляция, но тем не менее… Скажу больше — именно мы, депутаты Горсовета, запустили процессы наполнения городского бюджета. В том числе за счёт приватизации принадлежавшей Владивостоку многочисленной собственности, которая к тому времени доходов не приносила, но требовала значительных расходов на своё содержание. И все средства от приватизации шли в бюджет, а не оборачивались персональными счетами в иностранных банках и дорогими особняками…

Депутаты того времени были действительно народными, они жили в тех же домах и квартирах, что и избиратели, ходили в такие же больницы и магазины, ездили в том же общественном транспорте, наши дети учились в тех же школах и институтах, что и все горожане…

Уважаемые жители Владивостока и Приморского края, читатели, друзья и родственники депутатов города 1990-1993 гг.! Обращаемся к вам с просьбой оказать содействие в наполнении сайта информацией. Присылайте, пожалуйста, имеющиеся у вас материалы, воспоминания и фотографии, имеющие отношение к деятельности депутатов Владивостокского горсовета XXI созыва по адресу, указанному на сайте — [email protected] С нами можно связаться по телефону (он же WhatsApp) +7 914 707-80-85. 

Беседовал Константин Лыков