Режиссерский путь Вадима Перфилова в Приморском краевом театре кукол начался с институтской скамьи. Уже как 28 лет он и его труппа дарят детям праздник и волшебство кукольных представлений. В интервью ИА PrimaMedia он рассказал о планах театра и прокомментировал слух о сносе исторического здания.
— Как вы пришли в театр кукол и почему выбрали именно этот формат, а не обычный театр?
— В 1992 году к нам на курс пришел на тот момент главный режиссер и художественный руководитель театра кукол Владимир Руденко. Он был выпускник Ленинградского театрального института. Ему были нужны для постановки в театре двое молодых артистов. Он выбрал меня и еще одного парня с нашего курса. Спектакль назывался "Жил-был волк", в оригинале "Золотой цыпленок". Это пьеса хорошо известного у нас автора Сергея Орлова. Это была такая эксцентрическая клоунада с драками и элементами акробатики. Мы были молоды, могли все это исполнять. Я тогда впервые столкнулся с куклой, вообще с театром кукол в целом. Это был 1992 год, 28 ноября. Получается уже 28 лет как я пришел в этот театр и остался.
— А как начался ваш режиссерский путь?
— Он начался тоже очень неожиданно. Есть такая история в театрах — вводы в спектакль. Вот как-то пришлось мне делать ввод в спектакль, вместо меня вводили актера. И я, просто так получилось, взял на себя эту обязанность. А это отчасти как раз режиссерская работа. В этот момент Виктор Васильевич Бусаренко увидел мою работу. Он мне сказал: "Вадим, у вас неплохо получается, а у вас нет желания самостоятельно поставить спектакль?". Я сначала удивился и даже растерялся, потому что опыта такого не было.
— А в институтах этому учат?
— У нас была такая история как отрывки, которые мы должны представить кафедре мастерства актера. То есть такой вот самодеятельный режиссерский опыт. Моей первой режиссерской самостоятельной работой был спектакль "Кошкин дом". Причем мы ее делали в паре с Романом Легкодуховым. Он практически дипломированный режиссер театра кукол. У нас был еще опыт совместных постановок, с ним мы ставили и новогодние представления. Это была просто чудесная работа. Я одновременно играл и был режиссером.
— А как сейчас в театре обстоят дела с актерами, потому что ранее вы рассказывали, что у вас намечается пополнение в труппе?
— Это только мечты. Если к нам придут молодые актеры, мы конечно будем очень рады. Просто на данный момент ситуация такая, что у нас нет ставок актерских, но есть перспектива, что освободятся места. Было бы хорошо, чтобы пришли молодые ребята. На данный момент, к сожалению, у нас возрастная труппа. Только одной девушке меньше 30 лет. К сожалению, у нас молодежи нет.
— Мечтая о "молодой крови" в труппе, задумываетесь ли вы о смене репертуара?
— Репертуар уже меняется, и в первую очередь сейчас моя задача как художественного руководителя это сделать так, чтобы он был максимально приближен к классическому. Что в моем понимании классический — это самые идущие в театрах кукол нашей страны спектакли. Исходя из этого и ориентироваться. Если это русские сказки — это должен быть "Колобок", "Репка", "Теремок". В принципе это у нас есть. Нужно ставить сказки по Шарлю Пьеро или по Братьям Гримм, сказки Андерсена. Но хочется работать и с другими авторами, но тогда название должно быть очень узнаваемым. У нас есть спектакль "Умка" — это Анна Пшенникова. Название спектакля — оно классическое, поэтому на такой спектакль родители поведут своих детей. Это мое мнение.
— Театр кукол больше специализируется на спектаклях для детей, насколько сложно ставить для взрослых кукольные представления и практиковал ли это ваш театр?
— Можно обратиться к истории. У нас, к сожалению, давно таких постановок не было. Но именно кукольные постановки для взрослых в свое время были. В далеком 1985 году шел спектакль "Несусветная комедия". Это была на тот момент просто бомба для Владивостока, и билеты купить было невозможно. Очередь стояла на всю Светланскую, еще в старое здание. Вот он был поставлен специально на взрослого зрителя. Мое мнение такое — людей нужно приучить ходить в театр кукол. Я знаю, что многие спрашивают, почему у вас нет таких спектаклей, мы бы с удовольствием ходили на них. Но это случаи единичные. То есть это зрители, которые очень любят театр кукол, либо просто знают, что в других городах есть такие представления. И поэтому спрашивают, почему их нет во Владивостоке.
— А если посмотреть немного вперед, планируется постановка спектаклей для взрослых зрителей?
— Я очень надеюсь, что у нас такая постановка появится. Я даже не побоюсь озвучить, что это будет уже в 2022 году. Спектакль будет называться "До третьих Петухов" по Шукшину. И на перспективу хотелось бы взяться за Мольера "Мнимый больной". Это просто автор, которого сам бог велел ставить в театре кукол, потому что это гротеск, бурлеск, все утрировано, театр представления. А театр кукол — это в первую очередь театр представления.
— У вас уже сформировалась какая-то постоянная аудитория?
— За то время, которое я здесь работаю, конечно образовалась постоянная публика. Есть зрители, которые выросли и водят к нам своих детей, а то и внуков. Я думаю, что это правильно. Даже в администрации нашего театра и директор и бухгалтер, когда были маленькие, тоже сюда ходили. Здание это у нас не так давно, хотя определенная история у него есть. Но, к сожалению, нам оно не принадлежит, и у нас его заберут скоро, я чувствую.
— Можете прояснить ситуацию, в ПЗЗ прописано, что запланирован снос, правительство края опровергает и говорится о каком-то перепрофилированиии. Можете прояснить ситуацию?
— Ситуация обстоит следующим образом. В свое время здание театра кукол находилось около почты. Но потом мы получили это помещение, и в документы закралась, ну, скажем такая не очень юридически правильно оформленная вещь. А именно — здание принадлежит не театру кукол, а обществу изучения Амурского края. Первые годы мы здесь жили абсолютно спокойно, потом у нас начались суды с географическим обществом, в конечном итоге мы стали платить аренду. Сначала сами, а потом заключили договор, что администрация края будет платить. В этом году договор аренды заканчивается. Планировалось, что в следующем году она будет продлена еще на 10 лет. Я надеюсь, что с этим проблем не будет, и наша администрация утрясла этот вопрос с РГО. В перспективе хотелось бы иметь свое собственное здание.
— То есть здание не снесут?
— Сносить здание это полная глупость. Оно имеет историческую ценность, а то, что нас отсюда попытаются выселить... Не знаю, кто еще сюда придет кроме нас, кому нужно помещение? Здесь все очень специфически рассчитано. Тут есть зал, фойе и небольшие кабинеты. Помещение даже нельзя будет использовать коммерчески без какого-то глобального переустройства.
— Думаю, вне зависимости от здания зрители будут приходить к вам на любимые представления. Кстати, а какие спектакли сейчас у зрителей в фаворитах?
— У нас очень большой репертуар. Какие-то спектакли прекращают свою жизнь, они просто морально устаревают. Какие-то мы готовим к премьере. Буквально недавно мы показывали "Поросенок Чок" и "Муха-цокотуха". "Курочка Ряба" — вот только-только прошла премьера. Сейчас с ноября я начну ставить "Мойдодыра" — опять же, классическое название. Именно поэтому сейчас пользуются большой популярностью у нас "Три поросенка". Это спектакль идет уже большое количество лет. В свое время была попытка его реинкарнировать с названием "Держись, поросята". Оно не прижилось и пришлось опять достать старых кукол, привести их в порядок и снова пустить спектакль "Три поросенка". На него идут постоянно.
— Премьеры каких спектаклей ждут зрителей?
— Как я уже сказал, я готовлю спектакль "Мойдодыр". Перед новогодними каникулами у нас готовятся новогодние постановки. Я написал сценарий представления "Новый год наоборот или вирус не пройдет". Основная идея будет в том, что нужно повышать свой иммунитет, заниматься здоровьем и спортом в первую очередь. В общем, не буду все секреты выдавать, пусть приходят маленькие зрители со своими родителями и убедятся в том, что мы готовы встречать Новый год, несмотря ни на что.
Я думаю, что с числа 23-24 у нас начнутся уже чисто новогодние классические спектакли, которые идут у нас в репертуаре ежегодно: "Морозко", "По щучьему веленью", "Умка" и еще какие-нибудь редкие представления, которые мы бережем к Новому году. В этом году у нас новая елка, специально для наших маленьких зрителей. Надеюсь, 2 января мы ее проведем. Очень красочно украсим и фойе и зал. У нас есть в этом году задумка обозначить вход в театр волшебным образом.
— В будущем новом году планируется приглашать режиссеров из других городов России?
— Идея есть — пригласить режиссера хотя бы из Сибири или Урала. Витала давно уже эта мысль, и когда мы были на фестивале в Нерюнгри зашел разговор, почему бы нет? И пригласили Романа Ямских из Братска. Он приехал, поставил спектакль "Муха— Цокотуха". Наш художник общался с ним по интернету. Такая история приемлема, но вообще в идеале, когда режиссер приезжает уже с готовой работой художника.
А вообще в идеале даже с куклами. Мы мечтаем о том, чтобы у нас все получилось, но это очень затратно. Из Москвы просто нереально кого-то привезти на таких условиях, но вот с Ярославля можно. Благодаря тому, что Роман Легкодухов там учится сейчас, у нас есть связь с этими людми и даже предварительная договоренность. Когда режиссеры приедут с рабочими куклами, они готовы провести здесь мастер-класс по кукловождению, по изготовлению кукол.
— Актеру, который ни разу не водил куклу, тяжело учиться?
— Мы позиционируем себя как театр кукол, но, к сожалению, так получается, что все мы выпускники драматические, а на драматическом отделении у нас нет кукольников профессиональных. Вождение куклы это очень важно. К этому можно относиться по-разному. Например, когда я сюда пришел, думал это очень легко: "Взял, поделал что-то и так далее". Для меня это было не важно, но когда эта работа затягивает, в этот момент определенный переворот происходит в голове. Оказалось, с куклами можно сделать намного больше, нежели в драматическом театре. Такой формат для детей самый первый. Он волшебный, непредсказуемый.
— Действительно, когда кукла оживает в руках кукловода — это восторг!
— В самом первом спектакле, в котором я играл, зрители на каждый фокус реагировали с большим удивлением. В зале был такой возглас: "Ого, откуда!". Объяснение там примитивное, но дети же этого никогда не узнают. Чего только стоило то, что цыпленок появлялся практически везде, в разных местах сцены. Это я знаю, чего это стоило актрисе, которая и под полом, и под сценой и за сценой бегала, лежала в ящике. Если хочется сделать фокус для детей, актеры работают в каких-то немыслимых условиях. Театр кукол — это волшебство, в первую очередь.
— Вам, как художественному руководителю, что в первую очередь хотелось бы изменить в театре кукол?
— Однозначно — добавить новых людей в труппу, изменить репертуар и возобновить какие-то вещи, которые у нас ушли. Это фестивальная и гастрольная деятельность. Имея статус краевого театра, мы практически не ездим по краю. И пандемия где-то нам идет сейчас в плюс в плане того, что, когда она закончится, сам бог нам велел ехать в край и работать. Люди истосковались по театру. И идея фикс — это сделать на нашей сцене Детский фестиваль маленьких детских постановок. Он будет называться "Сказки у моря".
Пока что это все на уровне готовой идеи, которую осталось только воплотить. Я думаю, что заинтересую все-таки школы и детские сады, потому что задача нашего театра, в первую очередь, это социализация ребенка. Дети порой неправильно говорят, в большинстве своем, боятся. Они дома болтают, а в детском саду не общаются, сами в себе. В школу приходят замкнутые. Сейчас время гаджетов и компьютера, а задача нашего театра, в первую очередь, как детского театра, подготовить ребенка к взрослой жизни, передать в театр молодежи, а у него уже более сложная задача — работать с подростками.
Материал подготовлен в рамках проекта ИА PrimaMedia "Культурные горизонты Приморья". Цель проекта — популяризация социально значимых культурных мероприятий Приморского края.