Минус 5 см в боках - этот легкий коктейль истребит лишний жир на праздниках
04:20
Новые правила оплаты за свет ввели с 2025 года – для всех, у кого старые счетчики
03:11
Выпавший перед Новым годом снег уже не радует жителей Патрокла во Владивостоке
5 января, 21:40
Двух школьниц во Владивостоке, организовавших травлю одноклассника, разыскала полиция
5 января, 21:13
Новые 4 льготы для всех пенсионеров – платить не нужно с 2025 года
5 января, 19:11
Приморье может оказаться во власти снежного циклона к середине предстоящей недели
5 января, 18:39
Спешка Овнов, душа Львов и благо Дев: подробный гороскоп на 6 января
5 января, 18:30
Удушающий захват страсти: расклад Королей по мастям таро - как найти суженного
5 января, 18:00
Пельмень День: праздник пельменей устроили во Владивостоке в пятый день 2025 года
5 января, 17:51
Приползет на коленях: звезды сулят 3 знакам дерзкий камбэк бывшего в эти 3 дня
5 января, 17:30
10 главных политических итогов 2024 года в Приморье: эксперты о событиях и трендах
5 января, 17:17
Первые атомные киловатт-часы Приморская АЭС может дать уже в 2032 году - Лихачев
5 января, 17:03
В приморском селе Вассиановка при пожаре в частном доме погибла женщина
5 января, 16:17
Рождество Владивосток отпразднует на центральной площади 7 января
5 января, 14:30
"Динамо" - чемпион! Спортивные итоги Приморья за 2024 год
5 января, 14:15

Максим Кильчевский: На вершине треугольника отношений в школе стоит ребенок

Директор 14-й школы Владивостока уверен, что учитель физически не может находиться в Whatsapp 24 часа в сутки
Максим Кильчевский ИА PrimaMedia
Максим Кильчевский
Фото: ИА PrimaMedia
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Директор 14-й общеобразовательной школы Владивостока Максим Кильчевский в интервью корр. ИА PrimaMedia рассказал о первых шагах в должности, профессиональных качествах современного учителя и роли родительских групп в Whatsapp в образовательном процессе.

— Как и когда вы приняли решение выбрать профессию педагога?

— Решение это пришло в 2011 году, когда я подавал документы в ДВФУ на специальность "математика". Я шел осознанно, чтобы стать и работать учителем. После того, как отучился 4 года в вузе, работал в магазине спорттоваров. Предлагали там остаться, все было хорошо, но я все равно ушел, чтобы преподавать детям.

— У вас была очень хорошая школа, видимо. Благополучная.

— Я никогда над этим не задумывался. Я учился как надо, закончил с медалью и пятерками в аттестате. Было огромное желание учиться. Я головой понимал, что должен учиться как минимум для того, чтобы уехать из поселка, в котором я живу, и достичь больших целей и возможностей.

— Учитель — психологически тяжелая работа. Вы осознавали, куда вы идете? Или для вас это не имело значения?

— В первый раз я попал в школу, когда в 2014-м году проходил практику. Попал в 9-й класс — к своему младшему брату. Он до последнего не верил, что я буду учить и даже приду к нему в класс. Само все получилось. Отношение к школе, потом первые впечатления от школы... Все говорило о том, чтобы я шел работать в школу.

— Насколько легко вам находить общий язык с детьми?

— По-разному. Когда был просто учителем, было граздо проще с ними общаться. Нас связывали только отношения "учитель-ученик" на уроке. Образовательные отношения. Когда через 3 года стал завучем, подключилась воспитательная составляющая. Пришлось смотреть на ребенка не только как на участника образовательного процесса, но и как на участника воспитательного. Пришлось воспитывать. А сейчас директор школы — это уже третья ступень, общеорганизационная работа.

— На каком уровне сложнее всего выстроить отношения?

— На уровне директора, тем более молодого. У всех есть стереотипы. К примеру, учительница 40-45 лет, с "химией" на голове, в костюме или в юбке. Это воспринимается нормально. А когда приходит молодой, меняется отношение, стереотип рушится. Мне кажется, когда было первое родительское собрание, родители шли для того, чтобы посмотреть на меня, мол, кто он, этот человек.

— Какие личные качества приходится подключать?

— Наверное, уметь лавировать, использовать принципы дипломатии. У нас обыкновенная районная школа. У детей разная социальная составляющая. Говорят, что надо общаться с человеком и поднимать его до своего уровня, а не опускаться... Но иногда приходится.

— Какие качества приходится применять на уроке? Как вы держите внимание, дисциплину?

— На первых уроках в 5-м классе дети меня, можно сказать, побаивались. А в первый год мне дали еще 9-й. С детьми постарше все же нужно быть построже. Дисциплина — это самое важное, что должно быть на уроке. Но все равно, мы умеем договариваться... Я говорю, "мы же взрослые люди, ребята. Что мне, кричать на вас?". Я уже не помню, когда в последний раз повышал голос на кого-то. А в первый год приходилось...

— Вы не так давно сами были школьником. Вы почерпнули какой-то опыт из своих школьных лет? Что надо делать что-то иначе, чем делали ваши учителя?

— С моей стороны было бы не очень красиво оценивать работу учителя, когда я был учеником. У моих учителей были важные качества, которые я использую. Например, пунктуальность. Если я требую от детей вовремя придти на урок, я сам прихожу вовремя. Если я требую подготовить домашнее задание, значит, я должен так знать материал, чтобы я мог ответить на любой вопрос ребенка. Если ребенок видит, что я не уверен в тех знаниях, которые я ему даю, он может усомниться в моих профессиональных навыках.

Дисциплина, знание материала, чувство юмора обязательно. Эти качества также важны. Есть стереотип, согласно которому мы якобы не знаем, что такое ТикТок, инстаграм и прочее. Все это мы знаем и пользуемся.

— Классическая школьная программа... Вам не кажется, что она устарела? Внедрение каких-то современных методик, новой подачи материала? Вы что-то привносили свое?

— Да. Каждый учитель привносит что-то свое. Особенно, когда темы сокращают... мы уже заранее предполагаем, что на эту тему можно дать меньше часов, чем на другую. Я адекватно понимаю, что производная в 10-м классе понадобится не всем. Но на ЕГЭ с производными одна задача, а с тригонометрией 4. Выбор идет в сторону тригонометрии. Насчет нового... Нет ничего лучше забытого старого.

Очень важно время, которое дети проводят со своими родителями. Часто бывает так, что взрослые мало с ними разговаривают. Взять злободневное сегодня дистанционное обучение, когда родители остаются наедине с детьми. Оказалось, что с ними же надо еще о чем-то говорить! Родителей можно понять, они с 9-ти до 6-ти на работе, ребенок в школе. Пришли вечером, поужинали. Мама с папой выполняют свой функционал: накормить, одеть, обуть. Но вопрос еще и в том, что нужно воспитать ребенка так, чтобы ему было комфортно в том социуме, в котором он живет. А не всегда это получалось — просто сесть вечером с ребенком и пообщаться. Ту же книжку почитать.

— А если говорить не только о психологическом контакте, о дружбе ребенка с родителем, какую роль родитель должен принимать в образовательном процессе?

— У нас есть три субьекта отношений в школе: учитель, ученик и родитель. Они образуют равносторонний треугольник. Причем ребенок стоит на вершине этого треугольника. А родитель и учитель образуют основание. Если родитель или учитель начнут перетягивать одеяло на себя, то основание треугольника теряется, он начинает падать. Поэтому все три субьекта должны в равном количестве быть в образовательном процессе.

Сейчас у нас политика открытости. Можем зайти на любой сайт, посмотреть, как функционирует та или иная организация.

Школа давно перестала быть местом, куда боялись зайти. Родитель должен полноправно участвовать в процессе, но не с целью критики, а с целью созидания. Среди родителей есть очень много влиятельных людей. Мы говорим о профориентации... вы врач или юрист? Придите в школу и расскажите о своей деятельности. Почему вы этого сторонитесь?

— Контроль со стороны родителей за выполнением домашнего задания, за оценками... насколько этот контроль должен быть сильным?

— Не гиперконтроль. Нужно научиться доверять ребенку. В начальной школе нужно контролировать однозначно. Сейчас для родителей создали "Сетевой город". Другой вопрос в том, как его заполняют учителя. Это уже наша работа — контролировать это. Электронный журнал отменен приказом министра, но бумажный дневник никто не отменял.

— Появились какие-то сверхтребования к учителям?

— Да, что учитель должен все время находиться на телефоне. Недавно на одном из собраний в 3-м классе возник вопрос по поводу заслуженной учительницы России, в возрасте. И мама ко мне приходит с письмом и говорит "учитель несвоевременно доносит нам информацию в чате в Whatsapp". А вы свое требование слышите? У вас есть мама или бабушка? Мамам лет по 24-25. "Да, есть". Спрашиваю, сколько бабушке лет? Ответ: 73. А она у вас сидит в Whatsapp? Нет. Тогда чего вы хотите от учителя? Она свою работу своевременно выполняет в "Сетевом городе".  Там вся информация есть касаемо этой учительницы. Домашнее задание записано в дневнике.

Вот это требование, что учитель должен быть на связи 24/7. Это мне осмысленно ответили в мессенджере. Не до всех доходит, что в классе 30 детей. И в 7 часов рабочий день заканчивается. И не факт, что у учителя один класс.

— А как нужно правильно вести себя с родителями? Как себя поставить в общении с ними?

— В классе всегда есть инициативная группа родителей, которая готова работать, это родительский комитет. Сейчас этому уже уделяют не столь должное внимание, хотя зря. Всегда есть группа мам, которая готова со своей стороны урегулировать возникшие сложности и с родительской точки зрения объяснить, как себя вести. Я не могу сказать маме, что, мол, давайте не будем тут устраивать.

Можно позвонить и сказать "Елена Петровна, донесите информацию до родительского комитета". И они все сделают красиво. В большинстве случаев это срабатывает. Вообще нужно четко выстраивать свои рамки. Работаешь до 5, после 5 — свое личное время. Но все учителя — они же все мамочки.

Я считаю, что если мы общаемся с родителями в чате, то нужно следить за своей аватаркой. За статусами и сториз. Это неотъемлемая часть всей нашей работы. Если вы хотите выставлять свою жизнь напоказ, заводите другие аккаунты и контролируйте тех, кто на вас подписан. Также и с Whatsapp, заводите другие номера. Я понимаю, что все живые люди, но каждый должен контролировать то, что он делает.

— Верно ли, что раньше за плохие оценки спрашивали со своих детей, а сейчас спрашивают с учителей?

— Да. "Почему 2?". На втором месте в топе вопросов. Первый — "почему бутерброд с маслом не дали?". Начинаем выяснять. Мой личный номер есть на сайте школы. Уж лучше пусть мне звонят, чем выше, чтобы потом не разгребать... Или сразу в социальные сети.

А начальная школа — это кладезь педагогических ситуаций. Можно конкурс профессионального мастерства устраивать. "Учительница дала задание, ничего не объяснила. Полкласса двойки получили, и моя в том числе". Открываю журнал и вижу — двойку получили только она и ее подружка. Стих не выучили. Да, бывают моменты, когда учитель перегибает палку. Но в большинстве своем ребенок, приходя домой, всегда подает ситуацию со своей стороны. И родитель, конечно, чаще принимает позицию ребенка.

— Вы когда пришли работать директором, вы понимали, какие есть моменты, над которыми нужно работать? Какие сейчас ставите задачи?

— Сейчас очень хочу создать родительский фонд содействия развитию школы. Чтобы участвовать в грантовых проектах президента. У министерства внутренней политики сейчас масса грантов, но... Я как юрлицо не могу принимать участие в этих мероприятиях, а фонд — как НКО — может. С этой инициативой я уже вышел к родителям, выступал перед родительскими комитетами. Нашлись те, кто готов работать. Мы адекватно понимаем, что да, государство дает нам деньги, но создать комфортное пространство вокруг нас мы можем только своими силами.

— Вы сейчас можете сказать, что такое педагогическая профдеформация?

— Да. На себе пока не могу ощутить, я еще заряжен на все 100. Но понимаю. По учителям видно. Сегодня приходит учительница и говорит, что дает нам две недели на поиск того, кто ее заменит. Она уже так близко к сердцу все воспринимает, уже никакие таблетки дома не помогают. Самое страшное, когда сюда идут без любви. Должна быть любовь к этому месту. Есть такие педагоги — у нас классный руководитель 10-го класса, у нее глаза до сих пор горят. Позавидуешь любому молодому.

А когда настает деформация... Хочется отправить отдыхать. При этом понимаешь, что заслуги есть. Учительница 30-40 лет отдала школе, она своей жизни без школы не представляет. И постепенно говоришь — "давайте меньше часов возьмете?", чтобы плавный процесс был. А большинство заслуженные, они привыкли быть всегда на высоте, на передовой. А сейчас время другое. Родители не смотрят на то, что ты заслуженный. Они смотрят на то, чтобы ребенку было хорошо. Недавно пришли девочки из ДВФУ работать, первый год. Я давно таких заряженных учителей не видел. У каждой 32 первоклассника, и они прям мамочки. Им по 20 лет. А родители готовы горы свернуть для таких учительниц.

— У вас есть сейчас кадровый дефицит?

— В данный момент нет, потому что мы подогнали уже образовательный процесс... Конечно, нужны молодые учителя. Учителя начальных классов, физики, информатики. Все талантливые программисты работают при хороших организациях.

А детям сейчас и требуется как раз то, чтобы их научили чему-то интересному. Робототехника, программирование. Все мои друзья ведут допкружки. Кто китайский, кто программирование ведет. Нужны альтруисты, которые готовы придти в школу и поделиться с детьми знаниями в формате допобразования. Фотографы, дизайнеры.

Чтобы мне было комфортно работать с людьми, я сам закончил курсы ведущего. Я вел банкеты, свадьбы, новогодние корпоративы. Чтобы просто научиться выходить на публику.

— Есть какие-то технические "хотелки" у вашей школы? И насколько они важны?

— Да, есть основная хотелка. Мы хотим попасть в программу "Борьба — школам" Александра Карелина, хотим сделать зал борьбы. Федерация вольной борьбы согласилась с нами работать. Лариса Владимировна Карпачева обещала помочь. В сентябре уже приходили, делали смету, ждем. Сейчас она в отпуске.

Это допобразование. Ребенок, придя сюда утром, если он занимается борьбой, останется здесь до вечера. Это та самая школа полного дня, о которой все говорят. Счастлив ребенок в этой школе — счастлив родитель. И потом захочет что-то еще здесь делать. Хочется развить дополнительное бразование. Мне повезло, что школа работает в одну смену.

— Какие у вас ближайшие планы? Что-то интересное в школе провести, несмотря на ограничения? Что у вас должно хорошего в ближайшее время случиться?

— Каникулы, и сейчас сложно о чем-то говорить. Только задумаешь какое-то мероприятие, и приходит распоряжение, что нельзя проводить. Сильно нас ругают за проведение массовых мероприятий. Пока мы рады тому, что дети ходят в школу. Когда случилась пандемия, и мы не видели детей полгода, в большинстве своем мы понимали, что мы соскучились по детям. И дети соскучились по нам. Да, бывают те, кто говорит "Мы хотим дистанционку". Которые идут в Роспотребнадзор и говорят, что детям тут температуру не меряют. Но большинство родителей и детей хотят, чтобы школа функционировала.

Материал подготовлен в рамках проекта ИА PrimaMedia "Культурные горизонты Приморья". Цель проекта — популяризация социально значимых культурных мероприятий Приморского края.

194998
43
37