В ноябре 1974 года все Приморье стояло на ушах — регион готовился встречать генсека СССР Леонида Брежнева и президента США Джеральда Форда. Так как аэропорт Владивостока не мог принять реактивные лайнеры руководителей государств, приземлялись мировые лидеры на военном аэродроме в Воздвиженке. Подробности в материале ИА UssurMedia.
Поначалу слухи, что в Приморье летит американский президент, сочли "уткой". Но вскоре стало не до шуток. Один из работников Приморского крайкома КПСС так вспоминал те дни: "В ноябре 1974 года нам стало известно, что во Владивостоке должна состояться встреча на высшем уровне. Отношения между СССР и США тогда, сами понимаете, были из рук вон, и к подобной встрече готовились мы как к Параду Победы в 1945-м. Инструктировали до седьмого пота, до полуобморочного состояния. Многие работники крайкома слегли после этого визита с первым инфарктом".
Всего за четыре недели в Приморье отремонтировали и заасфальтировали дороги, по которым могли проехать кортежи. Вдоль этих трасс снесли наиболее ветхие и неприглядно выглядевшие дома. Так что более 700 семей в результате этого визита вне очереди получили новые квартиры.
Для приёма высоких гостей в 10 км севернее Уссурийска подготовили военный аэродром. Во Владивосток лидеры двух стран добирались на поезде, поэтому рядом с аэродромом в Воздвиженке экстренно построили высокую железнодорожную платформу.
Брежнев и сопровождавшие его лица встречали американского президента Форда в Воздвиженке 23 ноября 1974 года. Все было засыпано снегом. Вот как вспоминал тот день посол в США Александр Добрынин: "К аэродрому подъехали на автомашинах. Зрелище сюрреалистическое — огромное снежное поле, без деревьев и почти без строений (они вместе с ангарами были укрыты под землёй). Всё засыпано глубоким снегом, лишь одна расчищенная ночью посадочная полоса. Когда Форд вышел из самолёта, он был явно поражён этим белым безмолвием вокруг, точно как в рассказах Джека Лондона об Аляске".
Брежнев в поезде. Фото: ТАСС
"Когда поезд тронулся, — вспоминал посол Добрынин, — Брежнев пригласил Форда в свой вагон „на чай“, который был „разбавлен“ несколькими рюмками коньяка. Разговор носил обычный характер. Оба они вспоминали своё прошлое… Форд пожаловался, что в Вашингтоне даже небольшой снег вызывал значительные трудности. Брежнев в шутливой форме пообещал прислать ему русские снегоочистители…"
По рассказам дипломатов, на пути из Уссурийска во Владивосток у Брежнева случился спазм сосудов мозга. Усилиями врачей прямо в поезде удалось восстановить состояние здоровья, но они советовали отложить переговоры с Фордом. Брежнев, однако, категорически отказался и настоял, чтобы о случившемся никому ничего не говорили.