На бизнес-карте Приморского края загорелась очередная "красная кнопка" — принадлежащая кипрскому офшору компания может парализовать деятельность "Дальнегорского горно-обогатительного комбината", эксплуатирующего единственное действующее борное месторождение в России. Как сообщает ИA PrimaMedia, сумма иска к комбинату составляет 2,603 млрд рублей.
Как следует из картотеки арбитражных дел, Арбитражный суд Москвы в среду, 2 декабря, принял исковое заявление ООО "Дальнегорский химический комбинат Бор" ("ДХК Бор") о взыскании задолженности с ООО "Дальнегорский ГОК". Предварительное заседание по делу назначено на 3 февраля 2021 года.
"В отношении ООО "ДХК Бор" открыто конкурсное производство, и на данный момент конкурсным управляющим действительно подан иск в Арбитражный суд Москвы о взыскании 2,6 млрд рублей "якобы" не выплаченной заработной платы с ООО "Дальнегорский ГОК". По факту "Дальнегорский ГОК" платил сотрудникам зарплату, пока счета ООО "ДХК Бор" были заблокированы (по ним не могли проходить платежи), работники вознаграждение получали в полном объеме, поэтому для нас исковое заявление конкурсного управляющего господина Лагутина выглядит более чем странным. Для чего раскачивать лодку по абсолютно абсурдным обстоятельствам я не понимаю", — прокомментировал ИА PrimaMedia генеральный директор ООО "Дальнегорский ГОК" Дмитрий Рачков.
Согласно ЕГРЮЛ, ООО "Дальнегорский ГОК" и ООО "Дальнегорский химический комбинат Бор" зарегистрированы в Дальнегорске на проспекте 50 лет Октября. Единственным собственником "ДХК Бор" на данный момент является зарегистрированная на Кипре компания "Лиомена Инвестментс Лтд" (Liomena investments ltd).
Пикантность ситуации в том, что согласно ЕГРЮЛ, ООО "ДХК Бор" лицо признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.
Владельцем "Дальнегорского ГОКа" является зарегистрированное в Москве ООО "Радамант", подконтрольное через московскую фирму "Фининвест" кипрской компании "Рэкспол Трейдинг Лтд (Rakspol trading ltd).
Из истории вопроса
Учредителем ООО "Дальнегорский ГОК" в ноябре 2013 года выступил Геннадий Матвеев. В феврале 2014 года у компании появились новые собственники — АО "Горно-химическая компания Бор" ("ГХК Бор", 51% капитала) и АО "Вольтагиндастриал" (49%). Примерно в это же время "Дальнегорский ГОК" получил активы "Бора".
В 2015 году "ГХК Бор" была признана банкротом. В апреле 2016 года на ее базе заработало новое предприятие — ООО "Горно-химический комбинат Бор", при этом в него из "ГХК "Бор" перешли более 2 тыс. рабочих. Деятельность на месторождении стало осуществлять ООО "Дальнегорский ГОК", в котором изначально 51% долей принадлежало "Бору", 49% — ООО "Радамант".
9 февраля 2020 года Арбитражный суд Москвы завершил конкурсное производство в отношении АО "ГХК Бор", предприятие было ликвидировано. Незадолго до банкротства "ГХК Бор" входила в состав холдинговой компании O1 Group, основанной ныне опальным олигархом Борисом МИНЦЕМ.
На Дальнегорском боросиликатном месторождении сосредоточенно около 3% мировых запасов бора. "Дальнегорский ГОК" на данный момент является единственным в РФ производителем борной продукции из собственного минерального сырья, имеющим полный технологический цикл от добычи руды и ее обогащения до синтеза боропродуктов, таких как борная кислота различных марок, борат кальция, борный ангидрид, датолитовый концентрат.
Почти 90% продукции комбинат реализует на экспорт через собственный порт, основной объем направляется в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В 2019 году Дальнегорский ГОК произвело 80,4 тыс. тонн борной кислоты (основная продукция предприятия), что на 8,6% меньше, чем в 2018 годом ранее.
Топ-менеджер японской корпорации Marubeni Мано Рёити ранее отмечал, что с решением вопроса о реконструкции порта Ольга для ГОКа станет возможной закупка серной кислоты, необходимой для производства борной кислоты, не с севера России (Норильск), а из Японии, что позволит сэкономить на транспортировке.
Есть за что биться
"Дальнегорский ГОК" на данный момент постепенно выходит из "ямы", в которую его загнали прежние владельцы. Комбинат в январе-сентябре 2020 года произвел 63,9 тыс. тонн 100%-ной борной кислоты (основная продукция предприятия), что на 4,9% превысило показатель аналогичного периода прошлого года. При этом добыча руды выросла на 6,8% — до 640,5 тыс. тонн. "Горно-обогатительный комбинат выполняет поставленный план по добыче датолитовой руды и выпуску борной продукции. Этому, в том числе, способствует приобретение новой техники и технологическое обновление производственного процесса", — отмечал гендиректор ООО "Дальнегорский ГОК" Дмитрий Рачков.
В этом году для транспортировки руды предприятие закупило четыре новых "БелАЗа": два поступили в апреле, еще два — в сентябре. Также в этом году комбинат возобновил выпуск бората кальция 43% (последний выпуск был в 2017 году) и молотого борного ангидрида (выпускался до 2018 года).
По данным аналитической системы "СПАРК-Интерфакс", "Дальнегорский ГОК" в 2019 году получил 138,3 млн рублей чистого убытка по РСБУ, что в 3,2 раза меньше, чем в 2018 году. Выручка предприятия снизилась на 8%, до 2,509 млрд рублей. При более низком темпе снижения себестоимости (на 1,7%, до 2,67 млрд рублей) был получен валовый убыток в размере 161,176 млн рублей против 345,54 млн рублей валовой прибыли годом ранее. Кредиторская задолженность компании в 2019 году увеличилась с 2,191 млрд рублей до 2,532 млрд рублей.
В июле 2018 года врио губернатора Приморья Андрей Тарасенко заявил, что комбинат вскоре перейдет к новому собственнику, который готовит перспективный план развития предприятия.
"Несмотря на то, что собственник скрылся, и производство было под угрозой срыва, мы предприятие отстояли. Сейчас к вам заходит новый собственник. В ближайшее время он представит перспективный план развития комбината", — сказал Тарасенко на встрече с трудовым коллективом "Дальнегорского ГОКа". Также сообщалось, что возможность приобретения комбината рассматривала госкорпорация "Ростех". После ухода Тарасенко задача сохранения важного для экономики края предприятия перешла к Олегу Кожемяко. Как и в случае с "Лермонтовским ГОКом", для спасения которого уже подыскивается новый инвестор.