Вице-премьер, полпред президента РФ в ДФО Юрий Трутнев на совещании во Владивостоке призвал глав регионов активизироваться в работе над созданием Дальневосточной авиакомпании (ДАК), задачу подумать над которой поручил президент Владимир Путин. Ранее стало известно, что региональный перевозчик будет создаваться на базе альянса существующих авиакомпаний, сообщает ИА PrimaMedia.
Проект дальневосточной авиакомпании с воздушным парком из самолетов российского производства обсуждается уже несколько лет. Юрий Трутнев считает, что процесс уже основательно "подзатянулся".
"У нас есть поручение президента Российской Федерации о создании дальневосточной авиационной компании. Работа, сказать честно, подзатянулась. Она идет долго. Я сегодня предлагаю главам собраться и детально обсудить для того, чтобы уже точно понимали, как мы движемся. Собрать компанию, определить организационные ее принципы работы, права и обязанности всех управляющих органов", — сказал Трутнев в четверг во Владивостоке на заседании совета при полпреде в ДФО.
Региональный демарш
Ранее рассматривались варианты создания ДАК на базе авиакомпании "Аврора" (входит в группу "Аэрофлот"). Предполагалось, что сначала "Аэрофлот" продаст свой контрольный пакет (51% акций) в АО "Авиакомпания "Аврора" ее второму акционеру — Сахалинской области, затем в ее капитал будет предложено войти остальным субъектам ДФО. Но против этого проекта выступили регионы, развивающие свои авиакомпаниями.
В частности, глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев публично раскритиковал идею и предложил создать ДАК на базе альянса существующих авиакомпаний, включая принадлежащие республике авиакомпании "Якутия" и "Полярные авиалинии". При этом действующие перевозчики, не объединяясь юридически, делят маршрутную сеть, обеспечивают единую систему продаж и тарифную политику.
По информации "Интерфакса", в начале сентября, накануне "дедлайна" исполнения поручения Президента, Минтранс сообщил, что по итогам очередного совещания с министрами и главами дальневосточных регионов было решено "начать формирование консорциума региональных авиакомпаний". Как один из вариантов организации структуры "обсуждалась возможность управления консорциумом авиакомпанией "Аврора". Юридические и финансовые вопросы будут проработаны в дальнейшем, обещали в Минтрансе.
Как ранее сообщало ИА PrimaMedia, "Аэрофлот" продаст 51% акций в авиакомпании "Аврора" ее второму собственнику — Сахалинской области за 1 рубль. "Вопрос на повестке действительно стоит. Это сложная процедура, которая требует в том числе корпоративного одобрения. На сегодняшний день стороны находятся в процессе финализации условий возможной сделки", — пояснял представитель "Аэрофлота" Михаил Демин.
Контрольный пакет (51%) АО "Авиакомпания "Аврора" принадлежит ПАО "Аэрофлот", 49% — правительству Сахалинской области. В настоящее время флот авиакомпании насчитывает 23 самолета, включая десять Airbus A319, десять DHC-8 и три внутрирегиональных самолета DHC-6 Twin Otter.
До пандемии "Аврора" на регулярной основе выполняла полеты по международным маршрутам в Сеул, Пусан, Харбин, Пекин, Токио, Саппоро. Внутрироссийские направления авиакомпании были представлены маршрутами в Южно-Сахалинск, Хабаровск, Владивосток, Магадан, Якутск, Петропавловск-Камчатский, Новосибирск, Иркутск, Красноярск, Благовещенск, Николаевск-на-Амуре, Комсомольск-на-Амуре. Также авиакомпания выполняет регулярные социально значимые рейсы внутри Сахалинской области и Приморского края.
Вот где сахалинские деньги лежат
Губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко перед совещанием заявил ИА PrimaMedia о том, что ДАК все-таки будет создаваться на основе "Авроры".
"Руководством страны, президентом, принято решение о создании дальневосточной компании. Очевидно, что ее на голом месте создавать нельзя, как и любое дело. Его нужно создавать на том, что работает. У нас работает "Аврора". Это не сахалинская достояние, просто там лежат сахалинские деньги. Это достояние Дальнего Востока. В связи с этим вокруг этой компании принято решение создавать дальневосточную компанию", — сказал он.
Лимаренко уточнил, что процедуры по выкупу контрольного пакета акций у "Аэрофлота" область планирует завершить до конца этого года.
"И мы (власти Сахалина — ред.) предполагаем, что "Аврора" или выкупит, или обменяется акциями с другими компаниями, которые летают на Дальнем Востоке, которые так или иначе связаны с другими регионами. Задача этой (Дальневосточной) компании заключается в том, чтобы сделать доступными населенные пункты, где живут и работают люди. Государство предусматривает субсидирование этих рейсов, но с тем чтобы компания, которая будет работать, не была убыточной. Есть объем перевозок — более 500 маршрутов, есть задача по перевозу конкретного количества людей. За ближайшие пять лет планируется удвоение перевозок. Льготный тариф возникает за счет субсидирования. Этот проект в большей степени не коммерческий, а социальный. Он нацелен на развитие как социальный, так и производственных задач, поскольку Дальний Восток — это большая перспектива для развития экономики", — сказал губернатор.
ДАК ждет новые "кукурузники"
В октябре Минпромторг РФ назвал срок создания авиакомпании для перевозок на Дальнем Востоке — 2022 год.
"Начиная с 2022 года мы (Минпромторг — ред.) планируем совместно с Минтрансом и министерством по развитию Дальнего Востока создание авиакомпании региональной, которая будет раскатывать фактически ЛМС (легкий многоцелевой самолет) "Байкал" на маршрутах Дальнего Востока", — сообщила замдиректора департамента авиапромышленности Минпромторга Анна Панина на заседании комитета по бюджету и налогам Госдумы РФ (цитата по "Интерфаксу").
Серийное производство самолета "Байкал" который должен сменить советские "кукурузники", в 2023 году планирует начать АО "Улан-Удэнский авиационный завод" (входит в холдинг "Вертолеты России" госкорпорации "Ростех")."Байкал" будет оснащен отечественным двигателем ВК-800, который находится в разработке.
"Ждем первого полета опытного самолета "Байкал", который будет производиться на авиационном заводе. В следующем году мы должны получить опытный образец. Примерно 1,5 года уйдет на сертификацию, чтобы с 2023 года начать серийные отгрузки с Улан-Удэнского авиационного завода", — сообщил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров (цитата по "Интерфаксу").
Самолет "Байкал" создается для повышения транспортной доступности отдаленных регионов России и развития местных воздушных линий. В январе 2020 года президент России Владимир Путин поручил правительству рассмотреть вопрос о проектировании и запуске его в серийное производство.