В Приморском крае ведется комплексная работа по обеспечению безопасности дорог и участников дорожного движения. Способны ли дорожные камеры видеофиксации и контроля соблюдения скоростного режима повысить сознательность автолюбителей и снизить число аварий в регионе, в интервью ИА PrimaMedia рассказал директор КГКУ "Примгосавтонадзор" Михаил Волков.
— Михаил Сергеевич, расскажите об основных функциях "Примгосавтонадзора", чему уделяется особое внимание?
— Наша основная задача на сегодняшний день — обеспечение бесперебойной работы системы приборов автоматической фиксации нарушений Правил дорожного движения — тех самых видеокамер, которые установлены на трассах Приморского края. Эти камеры являются сложными электронными устройствами, поэтому нуждаются в постоянном отслеживании как их рабочего состояния, исправности, так и точности функционирования. Например, на сегодняшний день нами проводится ремонт восьми приборов типа "Кордон", восстановить их работу планируем в начале 2021 года. Кроме того, в октябре-ноябре наши специалисты провели все необходимые плановые поверки действующего оборудования. Так что вынужден разочаровать любителей жаловаться и оспаривать результаты работы системы автоматической фиксации нарушений ПДД — все наши приборы прошли проверку. Советую всем автолюбителям внимательнее следить за показаниями спидометров и ограничительными знаками на дорогах.
Также в сферу наших компетенций входит анализ потребностей в установке дополнительного оборудования на территории Приморья, обновление Программного обеспечения, которое обрабатывает фиксируемые камерами факты нарушений ПДД. Например, после расширения сети в 2019-2020 годах старое ПО потребовало модернизации. Поэтому в настоящее время мы занимаемся изучением и организацией тестирования передовых российских разработок. Окончательное внедрение нового ПО запланировано на первую половину 2021 года.
Кроме того, мы проводим анализ "результативности" действий тех или иных приборов контроля. Например, в местах, где произошли изменения условий на дороге (появились светофоры, "лежачие полицейские") или психологии водителей, которые со временем привыкают, что за скоростным режимом ведется контроль. В таких местах приборы фиксируют малое число нарушений и соответственно могут быть заменены на муляжи, а действующее оборудование –использоваться в действительно проблемных местах.
— Сколько камер на сегодняшний день функционирует в Приморье?
— В крае установлено 116 приборов автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения, так называемых рубежей контроля. На каждом рубеже может быть разное количество камер, это зависит от типа применяемого оборудования. Если говорить об общем числе камер — на сегодняшний день в Приморье их 217. Параллельно с функционирующим оборудованием мы применяем определённое количество муляжей, по понятным причинам, называть места их установки я не буду, дабы не расхолаживать водителей, склонных систематически нарушать ПДД. В ближайшие годы количество рубежей в крае будет увеличено практически вдвое — со 116 до 236. Так. уже в следующем году планируем создать 25 новых рубежей на основных региональных трассах как на Находку, Хасан, Арсеньев, Партизанск.
— В каких районах установлено наибольшее число камер?
— Больше всего комплексов видеофиксации установлено во Владивостоке — самом крупном населенном пункте Приморья, здесь их 48. Далее по убыванию: в Артеме функционирует 11 камер, в Надеждинском районе — 10, в Уссурийске — шесть, Находке — пять, Арсеньеве — четыре, Большом Камне, Михайловском районе и Лесозаводске — по три камеры. В Шкотовском районе установлено два рубежа видеофиксации, в Черниговке, Спасске, Дальнегорске и Фокино — по одному.
— Сколько нарушений зафиксировано камерами с начала этого года?
— За 10 месяцев 2020 года зафиксировано 1 199 534 нарушений, по которым было вынесено 955 864 постановления на сумму 586 800 700 рублей. Причем, львиная доля штрафов (более 79%) уже оплачены на общую сумму 271 950 750 рубля. Отмечу, что многие нарушители воспользовались возможностью заплатить штраф в течение льготного 20-дневного периода, что позволило им сэкономить 50% суммы.
— Изменилась ли эта цифра по сравнению с аналогичным периодом прошлого года?
— Судите сами — за аналогичный период 2019 года (10 месяцев работы) было зафиксировано порядка 907 000 нарушений, что на 300 000 меньше, чем в 2020 году. То есть, в текущем году рост составил 30%. Это с одной стороны связано с вводом в работу дополнительных 30-ти рубежей (типа "Ураган –Юг" и "Декарт") в 2019-2020 годах, а с другой стороны подтверждает эффективность и необходимость установки приборов контроля. Очевидно, что локации для их установки были выбраны правильно. Профилактика нарушений ПДД судя по этим данным оказалась действенной.
— Как вы оцениваете эффективность работы камер, действительно ли аварийность на участках дороги, где они установлены, со временем снижается?
— Если взять статистику ДТП за период с 2017 по 2019 годы, то можно увидеть, что установка камер действительно влечет за собой снижение уровня аварийности. Например, в 2017 году на четырех ранее опасных участках удалось ее вообще ликвидировать. В 2018 году это удалось сделать еще на трех участках, в 2019 году — на семи, а в 12 местах зарегистрировано снижение количества ДТП в сравнении с 2018 годом.
— Есть ли у "Примгосавтонадзора" какие-то рычаги для ограничения скорости на дорогах?
— Мы имеем возможность влиять на ограничение скорости на дорогах только применением приборов автоматической фиксации нарушений правил Дорожного движения. В целом же, работа на этом направлении ведется комплексно и с большей долей участия владельцев автомобильных дорог (ставят светофоры, "лежачих полицейских", знаки ограничения скорости), в зависимости от конкретной ситуации на том или ином участке дороги.
— Какую задачу "Примгосавтонадзора" вы считаете самой главной, в чем заключается ваша миссия?
— Наша главная цель — постепенно прививать участникам дорожного движения понимание, что на дорогах ведется качественный и беспристрастный контроль за нарушителями Правил дорожного движения. И через это понимание добиваться увеличения уровня дисциплинированности водителей и, как следствие — снижения числа ДТП, особенно с тяжкими последствиями.
Напоминаем, что в Приморском крае реализуется госпрограмма "Безопасный край" на 2020-2027 годы.