Ветер и холод 18 декабря не смогли помещать священной для корабелов и всех связанных с морем церемонии — спуску на воду первого судна-краболова, построенного на дальневосточной верфи в рамках выполнения инвестиционных обязательств, которые приняли на себя победившие в крабовых аукционах 2019 года рыбопромышленные компании. По мнению всех участников церемонии, это событие только уже вошло в историю, но и служит сигналом всем судостроителям ДВ: "Строить современные гражданские и рыболовные суда в регионе — возможно". Подробности церемонии — в репортаже ИА PrimaMedia.
Доковую набережную “Восточной верфи” заполнили люди. Под торжественную музыку оркестра ведущая церемонии объявляет: “Сегодня состоится церемония спуска на воду первого российского судна-краболова “Охотск” проекта 03141, построенного на Дальнем Востоке”.
Оркестр. Фото: ИА PrimaMedia
Ветреная и холодная погода явно не мешает приподнятому настроению собравшихся. Под звуки гимна РФ многие сняли головные уборы.
Сергей Калитин. Фото: ИА PrimaMedia
Слово — министру промышленности и торговли Приморья Сергею Калитину. Судостроители, которым еще предстоит осторожно и не спеша спустить судно на воду, слушают теплые и признательные слова.
“Уважаемый коллектив "Восточной верфи"! Сегодня, действительно, знаменательный день Знаменательное событие. Мы вместе с вами спускаем на воду флагмана серии судов-краболовов. Мы выполняем поручение президента Российской Федерации по программе “квоты на киль” по строительству гражданского флота на мощностях одного из крупнейших предприятий Приморского края. Это — сигнал к тому, чтобы все дальневосточные верфи получили новый импульс к развитию”, — сказал Сергей Калитин.
Прозвучали слова благодарности и поздравления коллективу от врио генерального директора “Восточная верфь” Сергея Баканева.
Сергей Баканев. Фото: ИА PrimaMedia
Андрей Басаргин, представляющий на церемонии заказчика судна — компанию “Дальневосточное побережье”, отметил, что всего за год выполнена огромная работа по формированию корпусной части “Охотска” с встраиванием судовых механизмов.
Андрей Басаргин. Фото: ИА PrimaMedia
Крестной матерью “Охотска” стала начальник юридического департамента группы компаний “Сигма Марин Технолоджи” (в которую входит “Дальневосточное побережье”) Марина Завадская.
Марина Завадская. Фото: ИА PrimaMedia
"Я очень признательна, что именно меня выбрали крестной матерью судна. И я, как любая мать, которая желает своим детям мира, добра и счастья, хочу пожелать долгой и светлой линии жизни этому прекрасному произведению, созданному судостроителями вместе с рыбаками", — отметила Марина.
Традиционный ритуал "крещения" судна. Фото: ИА PrimaMedia
Традиционная бутылка шампанского разбилась о борт судна, и работы по спуску "Охотска" на воду начались. Процесс — достаточно долгий: необходимо, чтобы плавучий док погрузился в море, а стоящее в нем судно осталось на плаву. Из металлического короба плавдока рабочие выпроваживают зазевавшихся зрителей и заработавшихся фотографов и телеоператоров.
“В длину корабль 63 метра. Ширина — 10,6 метров. Емкости для перевозки живого краба составляют 385 "кубов". Крейсерская скорость — 13 узлов. Мощность энергетической установки 1618 киловатт. Экипаж состоит из 20 человек, — тем временем рассказывает Андрей Басаргин. — Сейчас в основном добыча краба ведется на "б/ушных судах", которые имеют достаточно длинный срок службы: 20-25 лет. В России краболовы вообще раньше не строились".
Оказалось, что название “Охотск” выбрано не случайно. Этот город является старейшим русским поселением на территории Дальнего Востока. Именно из Охотска началось исследование и освоение северной части Тихого океана, впоследствии названной Охотским морем.
Как рассказал врио гендиректора ОАО "Восточная верфь" Сергей Баканев, сейчас закончено примерно 70% от общей работы по заказу. Осталось произвести достройку судна у причальной стенки, и уже к весне 2021 года “Охотск” выйдет на свой первый промысел.
В планах же у "Восточной верфи" — строительство еще пяти краболовных судов проектов 03141 и 03140 для добычи живого краба. В 2021 и 2022 годах сдадут по одному краболову, следующие два — в 2023 году, и пятый краболов — в 2024 году.
"Впервые за очень многие годы во Владивостоке стал строится рыбопромысловый флот. У судна очень символичное название — Охотск. Охотск — это город, который дал название Охотскому морю, это первый населенный пункт, с которого началось освоение Дальнего Востока. Я думаю, что этот краболов будет иметь такую же символическую судьбу — с него начнется большое строительство рыбопромыслового флота на Дальнем Востоке", — прокомментировал это знаковое событие президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников Герман Зверев. -Локализация строительства судов-краболовов на вервях Дальнего Востока дала мощный импульс для развития судостроения в регионе. По нашим оценкам, программа строительства краболовов может добавить в валовой региональный продукт Дальнего Востока около 30 млрд рублей. Кроме того, заказчики судов — потенциальные заказчики судоремонтных услуг. Возрождение судоремонта в свою очередь может дать еще около 20 млрд рублей "прибавки" в ВРП региона. Таким образом, реальная доля рыбной отрасли в экономике региона увеличится до 13% — это очень существенный вклад в развитие Дальнего Востока".
Напомним, что судно было заложено в ноябре 2019 года. Как пояснил тогда присутствовавший на церемонии закладки заместитель председателя правительства — полпред президента РФ в ДФО Юрий Трутнев, задача закона "Квоты в обмен на инвестиции" — вернуть в Россию те деньги, которые заработаны на рыбном промысле, чтобы они расходовались на строительство новых заводов, судов. В рамках этого закона для нужд Дальневосточного федерального округа будет построено 14 рыбоперерабатывающих заводов, 39 судов.
В мае 2019 г. принят "крабовый" закон № 86-ФЗ, в рамках которого через аукционы продано 35 лотов, 25 из которых — для вылова краба на Дальнем Востоке. Поступления в бюджет Российской Федерации от продажи 35 крабовых лотов составили более 142 млрд руб. На российских верфях будет построено 35 судов-краболовов. Киль первого краболова, строящегося на Дальнем Востоке, был заложен на судостроительном предприятии "Восточная верфь" в конце ноября текущего года.
15 апреля 2020 г. также был подписан договор на строительство шести судов между Находкинским судоремонтным заводом и компанией "Антей Север". Согласно документу, краболовы будут построены в течение пяти лет. Всего на верфи планируется строительство восьми современных и экономичных краболовов. Договор на строительство еще двух судов позже был подписан и с компанией "ТРК".
Присутствующий в Находке на закладке краболовов Юрий Трутнев заявил, что раньше "деньги рыболовецких компаний, работающих на Дальнем Востоке, уходили в другие страны. Важно переломить ситуацию, добиться того, чтобы деньги, заработанные на территории Российской Федерации, оставались у нас в стране. Мы достаточно давно говорим о необходимости возрождения судостроения, сегодня это происходит".