Более 20 профессиональных альпинистов очистили от льда почти 170 вант моста на остров Русский во время чрезвычайной ситуации в Приморье. Эта уникальная операция позволила вновь связать остров с материком в максимально быстрые сроки, сообщает ИА PrimaMedia.
Напомним, ледяной дождь, который обрушился на Приморье в ноябре, вызвал аномальное обледенение деревьев и проводов. Многочисленные повреждения ЛЭП привели к отключению света на объектах жизнеобеспечения, в социальных учреждениях, жилых домах разных муниципалитетов. Губернатор края Олег Кожемяко объявил режим ЧС регионального характера.
Внимание федеральных и мировых медиа были прикованы к главной достопримечательности Владивостока — обледеневшему мосту на остров Русский. Сооружение покрывали тонны люда, по соображениям безопасности движение по нему приостановили 21 ноября. При этом у людей были опасения, выдержат ли мост такую нагрузку, на каждую ванту она составляла около 60 тонн.
"По моему мнению, конструкция моста была рассчитана с учетом климатических нагрузок с запасом. То есть ванты способны выдержать нагрузку гораздо больше, чем расчетную", — комментировал ситуацию главный архитектор Приморского края Александр Котляров.
Мост приходилось очищать вручную, что достаточно сложно из-за его высоты, которая составляет более 320 метров. В работах были задействованы спасатели МЧС и альпинисты ФКУ ДСД "Дальний Восток", которое обслуживает мост. Всего более 20 человек.
Глава Минвостокразвития Алексей Чекунков назвал ситуацию уникальной, которую можно сравнить с очисткой "парочку Эйфелевых башен".
"Мы искали, какие в мире есть варианты, не нашли прецедента. Такой высокий вантовый мост никогда так еще в мире ни разу не обледеневал — это высота Эйфелевой башни. Вот считайте вручную надо парочку Эйфелевых башен за несколько дней очистить, ребята работают", — отметил министр.
Работы по очистке моста велись каждый день. Их скорость зависела сразу от нескольких факторов: объема ледяных отложений, температуры воздуха, силы ветра и уровня солнечности. Кадры с альпинистами, откалывающих перфораторами лед на головокружительной высоте, облетели весь мир. Это одновременно завораживающее и леденящее кровь зрелище.
"Я участвовал в строительстве этого моста еще в 2012 году. Постоянно работаю здесь с 2015 года, диагностируем ванты, пилон, опоры. Коллеги работали в Нерюнгри при -50 градусов, Магадане, поэтому холода нас не пугают. Однако такое обледенение в нашей практике впервые", — поделился впечатлениями альпинист Роман Мызгин.
В это время на острове чинили свет, развернули полевые кухни, раздавали "Макдоналдс" и газовые баллоны. Была организована бесплатная паромная переправа, к перевозке людей также подключились десантные катера. За эти дни и ночи только на пароме "Босфор Восточный" перевезли 80 тысяч человек и 5 тысяч машин.
Кроме того, по мосту курсировала специальная многотонная машина с усиленной крышей, которая перевозила крупногабаритные грузы, например, столбы опор ЛЭП.
Мост от ледяного плена был освобожден 6 декабря. В течение 16 дней альпинисты прошли 54 километра — такова общая длина 168 очищенных от льда вант. Несмотря на аномальное обледенение, сооружение показало прочность и надежность. Датчики не зафиксировали сверхнапряжение или отклонение от норм.
"Все отряды альпинистов работали одной сплоченной командой. Сначала были сложности, нужно было выбрать правильную методику, чтобы работы не затянулись на долгие недели. Также сильный ветер не всегда позволял вовремя выйти на пилоны. В итоге мы определились с технологией очистки вант, составили план-график на день с четко обозначенными обязанностями, каждый вечер проводили работу над ошибками. Строгое соблюдение инструкций, опыт и высокая квалификация ребят позволили в максимально быстрые сроки очистить мост от льда", — подчеркнул первый замдиректора ФКУ ДСД "Дальний Восток" Дмитрий Бабак.
По приглашению губернатора Олега Кожемяко проанализировать ситуацию приехали специалисты французской компании Freyssinet, которая ранее непосредственно монтировала ванты моста на остров Русский.
"Ваша компания известна во всем мире. Вы построили немало мостов, в том числе и Русский, который, несмотря на большую ледовую нагрузку, выстоял. Это говорит о высокой прочности конструкции и подтверждает высокий уровень вашего предприятия", — подчеркнул глава Приморья.
Теперь они должны разработать технологию быстрой и эффективной очистки моста в подобных случаях.
Как заверил директор проектов направления "Вантовые конструкции" компании Freyssinet Гарен Бертран, специалисты готовы к сотрудничеству с российскими экспертами и найти лучшее решение для Русского моста.
"Действительно, с такими ситуациями мы не сталкивались ни на наших объектах, ни вообще в жизни", — отметил он.
Данная ситуация уже обсуждалась и с местными учеными, профессиональным сообществом, в том числе экспертами из Политехнического института ДВФУ.
В частности, рассматривалось применение специальных роботов, которые по внешнему виду напоминают колпак и уже используются для решения подобных задач в мире. Их устанавливают на ванты сверху и путем термодинамического воздействия удаляют ледяные отложения.
Но это в перспективе. А сейчас всю уникальную операцию выполнили 20 человек, которые в экстремальных условиях, рискуя жизнью, вручную очистили все ванты от льда. Все они, безусловно, герои нового времени, эпохи ковида и ледяного апокалипсиса.
Справочно. Русский мост — самый длинный в мире вантовый мост, построенный во Владивостоке через пролив Босфор Восточный, соединяет полуостров Назимова с мысом Новосильского на острове Русском. Строительство было начато 3 сентября 2008 года в рамках программы подготовки города к проведению саммита АТЭС в 2012 году. Второй по высоте мост в мире, высота составляет 324 метра. Имеет самый большой в мире пролёт среди вантовых мостов, длиной 1104 метра.